Дело № 2-1412/2011 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года город Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Пилипенко Е.А.,
при секретаре судебного заседания Норкиной И.А.,
с участием представителя истца Вербицкой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ОРАНТА» к Андрееву Евгению Михайловичу о признании договора недействительным,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ОРАНТА» обратилось в суд иском к Андрееву Евгению Михайловичу, просило признать договор добровольного страхования средств наземного транспорта и гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств серии АК № 0006823 от 04 июня 2007 года недействительным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 04.06.2007 г. между ООО «СК «ОРАНТА» и Петровым Евгением Михайловичем был заключен договор добровольного страхования средств наземного транспорта и гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в отношении автомобиля «Мерседес Бенц Е 320», регистрационный знак М 700 АУ 54, удостоверенный полисом серии АК № 0006823.
При заключении договора страхования ответчиком был представлен паспорт серии 50 04 № 571724, выданный УВД Ленинского района г. Новосибирска от 20.08.2004 г., в связи с чем, договор страхования автотранспортного средства был заключен на основе сведений, представленных страхователем.
Однако, в дальнейшем выяснилось, что на момент заключения договора действовал иной паспорт серии 50 06 № 136872, выданы отделом УФМС России по Новосибирской области в Ленинском районе от 23.04.2007г., в соответствии с которым ответчик является Андреевым Евгением Михайловичем. Кроме того, им стало известно, что Петров Евгений Михайлович переменил свое имя на Андреева Евгения Михайловича еще 06.12.2006г., о чем составлена запись акта о перемене имени № 138.
Соответственно, Андреев Е.М., подписывая договор страхования, сознательно предоставлял заведомо ложные сведения, а также не действующие на тот момент документы, в частности паспорт, что является основанием для признания договора недействительным.
В судебном заседании представитель истца Вербицкая Т.В. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала, с учетом отзыва ответчика указала в качестве правовых оснований заявленных требований статьи 943,944 Гражданского кодекса РФ. Полагала, что поскольку страхователем страховщику были предоставлены недостоверные сведения, то договор страхования является ничтожной сделкой, а потому срок исковой давности для предъявления рассматриваемого иска ими не пропущен.
Ответчик Андреев Е.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявил ходатайство о применении срока исковой давности. В обоснование последнего указал, что предметом заявленного иска является признание оспоримой сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности для признания оспоримых сделок недействительными устанавливается в один год. Течение данного срока начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
О его действительной фамилии и реквизитах паспорта, действующего на момент заключения договора, истец узнал 20 марта 2009 года, что следует из материалов гражданского дела по его иску к ООО «Страховая компания «ОРАНТА» о взыскании страхового возмещения по договору страхования имущества и процентов за пользование чужими денежными средствами, находящемуся в производстве Калининского районного суда г.Новосибирска. Следовательно, срок исковой давности истек 20 марта 2010 года, однако рассматриваемое исковое заявление поступило в суд 19 апреля 2010 года, то есть за пределами срока исковой давности.
Суд, заслушав представителя истца Вербицкую Т.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 04.06.2007 г. между ООО «Страховая компания «ОРАНТА» и Петровым Евгением Михайловичем был заключен договор добровольного страхования средств наземного транспорта и гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в отношении автомобиля «Мерседес Бенц Е 320», регистрационный знак М 700 АУ 54, удостоверенный полисом серии АК № 0006823 (л.д. 7-9).
Как усматривается, из заключенного договора, Петровым Е.М. был представлен паспорт серии 50 04 № 571 724, выданный УВД Ленинского района г.Новосибирска 20 августа 2004 года (л.д. 12).
Вместе с тем, согласно свидетельству о перемене имени Петров Евгений Михайлович изменил фамилию на Андреев, о чем отделом ЗАГС Ленинского района г.Новосибирска 06 декабря 2006 года составлена запись акта о перемени имени № 318 (л.д. 10) и ответчику Отделом УФМС России по Новосибирской области в Ленинском районе г.Новосибирска 23 апреля 2007 года выдан новый паспорт: серия 50 06 № 136872 (л.д. 11).
В соответствии с пунктом 15.2. Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, действующей на указанный выше период времени, гражданин, обратившийся с заявлением о замене паспорта, в том числе, в связи с переменой имени обязан предоставить паспорт, подлежащей замене.
Однако, как следует из изложенного выше, данную обязанность Андреев Е.М. не исполнил и представил страховщику недействительный паспорт, содержащий недостоверные сведения относительно его персональных данных – фамилии и документа, удостоверяющего личность.
В силу положений ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Как установлено ст. 943 Гражданского кодекса РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Так, согласно п. 6.3.4 Правил добровольного страхования средств наземного транспорта ООО «СК «ОРАНТА» от 30.04.2007 г., являющихся неотъемлемой частью договора страхования АК № 0006823 от 04.06.2007 г., для заключения договора страхования Страхователь предоставляет Страховщику паспорт (удостоверение личности для военнослужащего) или свидетельство о регистрации юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Как следует из стандартной формы договора страхования, к таким существенным условиям относится заполнение фамилии, имени отчества страхователя и его паспортные данные.
Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ни одной из сторон, данные требования закона ответчиком соблюдены не были.
По общему правилу, закрепленному в ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Вместе с тем, согласно п. 3. ст. 944 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 данного Кодекса.
Следовательно, пункт 3 ст. 944 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой по отношению к положениям ст. 168 Гражданского кодекса РФ, а, следовательно, именно он и подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. Кроме того, именно ее указывает представитель истца в качестве правового основания рассматриваемого иска.
Таким образом, заключенный между сторонами договор страхования является оспоримой сделкой, в связи с чем, пояснения истца в указанной выше части являются не состоятельными и на законе не основаны.
В силу п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Из представленного ответчиком протокола судебного заседания от 20 марта 2009 года, а также определения Калининского районного суда г.Новосибирска, вынесенного в ходе рассмотрения гражданского дела по иску Петрова Е.М. к ООО «Страховая компания «ОРАНТА» о взыскании страхового возмещения по договору страхования имущества и процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д.57-59), следует, что о действительной фамилии и реквизитах действующего паспорта ответчика истец узнал 20 марта 2009 года, в то время как настоящее исковое заявление было направлено истцом в адрес суда посредством почтовой связи 16 апреля 2010 года, о чем свидетельствует соответствующий штемпель на почтовом конверте (л.д. 17) и поступило в Ленинский районный суд г.Новосибирска 19 апреля 2010 года, то есть с пропуском срока исковой давности.
Как установлено п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Страховая компания «ОРАНТА» требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ОРАНТА» к Андрееву Евгению Михайловичу о признании договора недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 мая 2011 года.
Судья (подпись).
Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1412/2011 Ленинского районного суда г.Новосибирска.
Судья Е.А.Пилипенко
Секретарь И.А.Норкина