Дело № 2-5769/2011 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2011 года город Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Пилипенко Е.А.,
при секретаре судебного заседания Норкиной И.А.,
с участием прокурора Федосеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» о возложении обязанности по обеспечению учреждения медицинским оборудованием,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района города Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26», просил обязать ответчика принять меры по оснащению кабинетов для проведения предрейсовых осмотров необходимым медицинским оборудованием, а именно 2 термометрами, 1 прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе, напольным ковриком, алкометрами в количестве 2 штук, экспресс - тестами на алкоголь и наркотики не менее 10 штук, шпателями медицинским – 10 штук, сумкой с набором медикаментов для оказания неотложкой медицинской помощи.
В обоснование заявленных требования истец указал, что 02 августа 2011 года прокуратурой Ленинского района г.Новосибирска проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в МБУЗ г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26».
В соответствии с лицензией № ЛО-54-01-000245, выданной департаментом здравоохранения Новосибирской области 06.02.2009 г., ответчик осуществляет доврачебную медицинскую помощь, а именно медицинские предрейсовые и послерейсовые осмотры.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положением о лицензировании конкретных видов деятельности обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи относятся работы по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым).
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом смены водителей. Для их осуществления организацией должно быть выделено специальное помещение, оборудованное, в том числе, напольным ковриком, термометром в количестве 3 штук, алкометром в количестве 2 штук, прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе в количестве 2 штук, экспресс - тестами на алкоголь в количестве не менее 10 штук, экспресс - тестами на наркотики в количестве 10 штук, сумкой с набором медикаментов для оказания неотложкой медицинской помощи.
Однако в нарушение данной нормы в помещении МБУЗ г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» отсутствуют 2 термометра, 1 прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе, напольный коврик, алкометр, экспресс - тесты на алкоголь и наркотики не менее 10 штук, шпателя медицинские – 10 штук, сумка с набором медикаментов для оказания неотложкой медицинской помощи.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Новосибирска Федосеева Е.В. заявленные требования и доводы иска поддержала и пояснила, что по изложенным выше фактам в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, которое им не обжаловалось. Кроме того, полагала, что в судебном заседании представитель медицинского учреждения с заявленными требованиями согласился.
Представитель ответчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика Шихалева Л.Ф. против удовлетворения заявленных требований возражала, в том числе, в связи с отсутствием необходимых денежных средств.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Как следует из лицензии № ЛО-54-01-000245, выданной департаментом здравоохранения Новосибирской области 06.02.2009 г., Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» предоставлено право на осуществление медицинской деятельности, в том числе по медицинским осмотрам предрейсовым и послерейсовым (л.д. 8-9).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положением о лицензировании конкретных видов деятельности обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности.
Вместе с тем, Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. № 30, виды оснащения медицинскими приборами и оборудованием, необходимые для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, не предусмотрены.
В то время как письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32, на которое ссылается истец, и в котором в качестве приложения представлены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» и «Типовое положение об организации медицинских осмотров водителей транспортных средств, где и содержится перечень медицинских приборов и оборудования, необходимый для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, нормативно-правовым актом, имеющим обязательную юридическую силу, не является и носит только рекомендательный характер.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативно-правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Согласно пункту 10 данных правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В пункте 2 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 указано, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».
Со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Акты, изданные в ином виде (например, директивы и др.), не должны носить нормативный правовой характер (пункт 3 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
Вместе с тем, рассматриваемое письмо признаками нормативно-правового акта не обладает, а потому не имеет общеобязательной силы.
При этом, каких-либо доказательств тех обстоятельств, что отсутствие у ответчика требуемого оборудования и медицинских приборов делает невозможным надлежащее оказание услуг по проведению данных видов медицинских осмотров, суду представлено не было.
Внесение прокурором Ленинского района г.Новосибирска в адрес ответчика представления о устранении нарушений законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и не обжалование последнего, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, так как данный акт прокурорского реагирования не носит преюдициального характера.
Согласие с указанным представлением суд не может рассматривать как признание иска и тем более принять его, поскольку такие действия противоречат действующему законодательству.
Как установлено п. 2 ст. ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Также истцом не учтено, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры являются платными услугами, которые в соответствии с п. 2.5 Положения о предоставлении платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера в муниципальных бюджетных учреждениях, утвержденного постановлением мэрии г.Новосибирска от 19.08.2008 г. № 781, осуществляются на основе договоров, в том числе, с юридическими лицами.
При этом, в договорах на оказание соответствующих услуг, заключенных между Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» и Управлением внутренних дел г.Новосибирска, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области, ОАО «Алтай», ООО ЧОП «СЛАВЯНСКАЯ ЗАЩИТА», администрацией Ленинского района г.Новосибирска (л.д. 12-38) перечень медицинских приборов и оборудования, необходимых для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления прокурора Ленинского района города Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения г.Новосибирска «Городская поликлиника № 26» о возложении обязанности по обеспечению учреждения медицинским оборудованием отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 декабря 2011 года.
Судья (подпись).
Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-5769/2011.
Судья Е.А.Пилипенко
Секретарь И.А.Норкина