2-231/2011 решение



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 марта 2011 годагород Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска

в лице судьиКишенской Н.А.,

при секретаре судебного заседанияНикифоровой О.В.,

с участием истцаПустовалова В.В.,

представителей истцаШут Е.О., Черкашиной А.О.,

представителя ответчикаСиних А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Пустовалова Виктора Васильевича к открытому акционерному обществу «Альфа-Банк» о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

24 ноября 2007 года между Пустоваловым В.В. и ОАО «Альфа – Банк» заключено соглашение о потребительском кредите. В целях реализации условий договора истцу выдана потребительская карта.

Пустовалов В.В. погасил задолженность по договору. Представитель банка подтвердил отсутствие задолженности по соглашению и в присутствии Пустовалова В.В. уничтожил карту.

17 февраля 2010 года Пустовалов В.В. по почте получил уведомление о начислении комиссии по карте с требованием погасить задолженность в размере 1 026 рублей 50 копеек.

С 17 по 22 февраля 2010 года истцу поступали звонки, сотрудники банка сообщали о необходимости погасить задолженность по кредиту.

Пустовалов В.В. обратился с претензией в банк.

18 марта 2010 года Пустовалов В.В. по почте получил повторное требование о погашении имеющейся задолженности.

29 июля 2010 года Пустовалов В.В. получил ответ на свою претензию, в котором банк сообщал, что с 31 марта 2010 года соглашение о потребительской карте прекратило свое действие в связи с полным погашением задолженности.

1 сентября 2010 года на телефон Пустовалова В.В. поступило sms сообщение банка о необходимости погасить задолженность.

Пустовалов В.В. обратился с иском к ОАО «Альфа-Банк» о взыскании компенсации морального вреда. Иск мотивирован тем, что начиная с 17 февраля 2010 года, на протяжении 30 дней истец и его друг ФИО5 получали телефонные звонки от представителя банка, который в грубой форме требовал погасить задолженность и угрожал применить к истцу меры воздействия. Звонки поступали как на домашний, так и на сотовый телефоны, что подтверждается распечатками телефонных соединений. 22 февраля 2010 года истец написал в ОАО «Альфа-Банк» претензию, однако она осталась без ответа. Действия ответчика спровоцировали у истца приступы гипертонии, что выразилось в повышении артериального давления, головных болях, болях в области сердца, головокружении, бессоннице. Частые звонки вызвали у супруги истца ФИО6 и ее матери ФИО7 длительные эмоциональные переживания, чувства опасения и беспокойства за истца. Кроме того, действия ответчика стали причиной личной неприязни ФИО5 к истцу. Просил взыскать с ответчика возмещение морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы 5 200 рублей.

В судебном заседании истец и его представители поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Синих А.Е. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, пояснила, что в феврале 2010 года из-за технического сбоя в программе в адрес истца было ошибочно направлено требование погасить образовавшуюся задолженность по потребительской карте,признала, что, обязательство истца на тот момент было исполнено надлежащим образом, фактически никакой задолженности не имелось. Возражая против иска, указала, что истец не представил доказательств того, что звонки осуществлялись сотрудниками банка, некорректного поведения сотрудников банка, причинения морального вреда, выразившегося в каких-либо физических и нравственных страданиях, истцу и его близким, не представлен расчет размера морального вреда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать компенсацию морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В рамках исполнения кредитного договора одной из обязанностей банка является ведение учета средств, поступивших в счет погашения задолженности – ведение ссудного счета.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец на момент направления письменного уведомления, совершения звонков и направления sms не имел задолженности перед ответчиком.

Доводы представителя о возможном наличии задолженности по иным обязательствам несостоятельны, поскольку доказательств наличия таких обязательств суду не представлено.

Следовательно, у ответчика отсутствовали основания для предъявления истцу требований о погашении задолженности. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Направление требований о погашении задолженности, при ее отсутствии свидетельствует о ненадлежащем исполнении банком своих обязанностей по кредитному договору, то есть о нарушении прав истца, как потребителя банковских услуг.

Вместе с тем, даже после обращения истца, ответчик не прекратил свои противоправные действия и направил sms с требованием погасить несуществующую задолженность.

С учетом изложенного, ответчик нарушил право истца и, в силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», Пустовалов В.В. имеет право на компенсацию морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда надлежит исходить из степени физических и нравственных страданий, причиненных действиями ответчика.

Так, в судебном заседании установлено, что требования о погашении кредита направлено истцу по почте, кроме того, истец в период с 19 по 22 февраля 2010 года 94-х дней) получил 6 телефонных звонков на мобильный телефон и 7 звонков на домашний (стационарный телефон). Суду не представлено доказательств поступления звонков с большей частотой и в большем количестве.

Согласно представленной распечатке, звонки осуществлялись с 12 часов 41 минуты до 21 часа 11 минут. Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика. Истец не представил доказательств совершения звонков в ночное время и некорректного поведения сотрудников банка.

Оценивая степень физических и нравственных страданий, причиненных истцу, суд исходит из того, что общеизвестным является тот факт, что предъявление необоснованного требования о выплате средств, вызывает у человека чувства беспокойства, опасения за сохранность личных средств, досады и обиды.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая степень вины причинителя, нравственные или физические страдания перенесены истцом, считает справедливым и разумным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

Доказательств нарушения личных неимущественных прав истца (права на жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность и доброе имя) суду не представлено.

В связи с удовлетворением иска, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы. Истец понес расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, они подлежат взысканию с ответчика. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, однако суду не представлено доказательств осуществления таких расходов. При изложенных обстоятельствах, требования истца в названной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

взыскать с открытого акционерного общества «Альфа-Банк» в пользу Пустовалова Виктора Васильевича компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины 200 рублей. Всего взыскать 1 200 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-231/2011, хранящемся в Ленинском районном суде города Новосибирска.

СудьяН.А. Кишенская

СекретарьА.В.Шабанова