Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Жигалева Е.Б.
с участием представителей ОАО «НПО «Сибсельмаш»: ведущего юрисконсульта К.А.В., главного энергетика К.И.А., главного инженера К.Е.А., начальника котельной И.П.Н., а также начальника межрегионального отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.А.П,, и начальника юридического отдела Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.А.П.,
при секретаре Колокольниковой Ю.К.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества НПО «Сибсельмаш» по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А.А, на основании приказа Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №-пр была проведена плановая выездная комплексная проверка опасного производственного объекта - системы газопотребления ОАО «НПО «Сибсельмаш» цеха № в составе: наземного внеплощадочного газопровода высокого давления 2 категории; ГРУ котельной с тремя линиями редуцирования газа; четырех паровых котлов типа ДЕ 25-14/ГМ, двух водогрейных котлов типа КВГМ-100 на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта и выполнения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, и по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлены нарушения требований ч.1 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.2. «Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения» РД 12-608-03, выразившиеся в том, что не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств котельной, технические устройства смонтированы 1988г., то есть проработали более 20 лет. Необходимо провести экспертизу: газогорелочных устройств котлов ДЕ 25/14 ГМ, КВГМ 100-150; арматуры установленной на внутрицеховых газопроводах.
Выявленные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу разрушения технических устройств, проработавших более 20 лет, что может привести к возникновению человеческих жертв, тяжкого вреда здоровью людей, возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Также установлены и другие нарушения:
-не предъявлена экспертиза задвижки №, установленной в ГРУ (п.2 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ).
-нарушены требования п. 5.1.1., п. 5.3.6. «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03, выразившиеся в том, что не устранены зазоры между опорами и газопроводом (опора 3 56, №, № от 10 до 30 мм, опорами №, № до 80 мм) и не восстановлена защита от падения проводов ЛЭП на газопровод, выявленная обходчиками при обходе наземного газопровода. Выявленные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу разрушения сварных соединений надземного газопровода высокого давления вследствие образования деформации металла трубы, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера, с причинением тяжкого вреда здоровью людей. Отсутствие защиты от падения проводов ЛЭП на газопровод может привести к прожигу газопровода и возгоранию и взрыву газа (п.3,4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ).
-нарушены п. 5.1.1., п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.6.6. ПБ 12-529-03, п. ДД.ММ.ГГГГ стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» выразившиеся в том, что отсутствует режимная карта настройки газорегуляторной установки; отключающие устройства перед ПСК двух линий регулирования ГРУ не опломбированы в открытом состоянии; в феврале 2011г. не проведена проверка настройки предохранительных сбросных клапанов (ПСК) и предохранительно-запорных клапанов (ПЗК), в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта газового оборудования котельной ОАО «НПО «Сибсельмаш» на 2011г. (п.5,6,7 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ).
-нарушены п. 5.9.5., п. 5.9.6., п. 10.7, п. 5.1.2. «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03, выразившиеся в том, что не предъявлен расчет, определяющий время продувки газопровода до котлов при пуске газа до вытеснения всего воздуха; не предъявлен расчет, определяющий время вентиляции топок котлов ДЕ 25 и КВГМ 100; обход трассы надземного газопровода высокого давления обход проводиться одним слесарем газовой службы, т.к. эта работа является газоопасной работой, обход газопровода должен делаться двумя слесарями; отсутствует инструкция для персонала хим. лаборатории цеха №, которые участвуют в газоопасных работах. Отсутствие данных о времени продувки газопровода до полного вытеснения воздуха, времени вентиляции топки котла при розжиге котла может привести к образованию взрывоопасной смеси газа в топке котла и привести к взрыву и разрушению газоиспользующего оборудования с причинением тяжкого вреда здоровью людей. Неправильные действия персонала при проведении газоопасных работ может быть причиной взрыва газовоздушной смеси с причинением тяжкого вреда здоровью людей (п.8,9,10,11 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Дело направлено в суд для решения вопроса об административном приостановлении эксплуатации опасного производственного объекта - системы газопотребления цеха № ОАО НПО «Сибсельмаш», так как, по мнению контролирующего органа, дальнейшая эксплуатация указанной системы газопотребления создает возможность и угрозу взрыва, выброса опасных веществ с последующим разрушением зданий и сооружений, возникновением человеческих жертв, причинением тяжкого вреда здоровью людей, возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора А.А.П, и Г.А.П. в судебном заседании просили приостановить эксплуатацию системы газопотребления цеха № ОАО НПО «Сибсельмаш», являющегося опасным производственным объектом, на срок до 90 суток, обосновывая свои доводы тем, что оборудование эксплуатируется более 20 лет и его дальнейшая эксплуатация без проведения экспертизы недопустима, нарушает требования закона о промышленной безопасности, может повлечь аварии, возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера из-за угрозы взрыва, выброса опасного вещества – газа, что приведет к человеческим жертвам, причинению тяжкого вреда здоровью людей.
Так же представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора А.А.П, и Г.А.П. дополнили, что все остальные нарушения, указанные в п.2-11 Протокола №/Юл от ДД.ММ.ГГГГ, устранены, что подтверждено соответствующими документами и фотографиями.
Представители ОАО «НПО «Сибсельмаш»: ведущий юрисконсульт К.А.В., главный энергетик К.И.А., главный инженер К.Е.А., начальник котельной И.П.Н., высказали единое мнение о несогласии с требованиями Западно-Сибирского управления Ростехнадзора о приостановлении деятельности, мотивируя тем, что:
-газовые установки в цехе № эксплуатируются в соответствии с нормативными требованиями, находятся в исправном состоянии, обслуживаются специалистами, имеющими допуск;
- экспертиза газового оборудования проводится, срок ее окончания ДД.ММ.ГГГГ Своевременно экспертиза не проводилась из-за финансовых затруднений у предприятия;
-предварительные выводы экспертов указывают на отсутствие дефектов в оборудовании и отсутствие препятствий для его дальнейшей эксплуатации;
-приостановка деятельности нарушит хозяйственную деятельность предприятия, повлечет существенные убытки, будут нарушены договорные обязательства перед контрагентами, рабочие лишатся заработка, предприятие может обанкротиться;
-приостановление деятельности является крайней мерой, и в данной ситуации возможно ограничиться наложением штрафа.
Допрошенный в судебном заседании специалист ООО «Сибэксперт» З.С.В, пояснил, что в настоящее время угрозы газовое оборудование не представляет. Он лично осматривал технические установки и убедился, что они находятся в удовлетворительном состоянии, угроза возникновения аварий отсутствует. Экспертиза оборудования фактически проведена, осталось оформить ее документально. Срок ее окончания ДД.ММ.ГГГГ Считает, что нет необходимости в приостановке деятельности оборудования в цехе №.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вина ОАО НПО «Сибсельмаш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении /л.д.3-8/, пояснениями представителей ОАО «НПО «Сибсельмаш»: ведущего юрисконсульта К.А.В., главного энергетика К.И.А., главного инженера К.Е.А., начальника котельной И.П.Н., показаниями специалиста ООО «Сибэксперт» З.С.В,, которые не оспаривают отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности газогорелочных устройств и запорной арматуры в цехе №.
Данное обстоятельство подтверждается также и представленным в судебном заседании представителями ОАО НПО «Сибсельмаш» договором № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении экспертизы промышленной безопасности 4 паровых и 2 водогрейных котлов, выполнение которой запланировано в течение 3-х месяцев.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не допускает осуществление эксплуатации опасного производственного объекта без экспертизы промышленной безопасности (статьи 6,9,13).
Представленное в судебном заседании представителями ОАО НПО «Сибсельмаш» письмо ООО «Сибирская экспертная компания» от ДД.ММ.ГГГГ о ходе проведения экспертизы, экспертным заключением о промышленной безопасности объекта, не является.
То обстоятельство, что заключен договор о проведении экспертизы промышленной безопасности объекта, не является основанием для освобождения лица от ответственности, поскольку закон возлагает обязанность не заключить договор о проведении экспертизы, а иметь ее положительное заключение, утвержденное Ростехнадзором.
Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО НПО «Сибсельмаш» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из определения органа, проводившего проверку, следует, что в отношении ОАО НПО «Сибсельмаш» необходимо применить наказание в виде административного приостановления деятельности – эксплуатации системы газопотребления цеха № (котельной) на срок до 90 суток.
В силу статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное приостановление деятельности является крайней мерой административной ответственности, которая, согласно статье 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновении эпидемии и при наличии иных подобных оснований и если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая тяжесть совершенного правонарушения, носящего длительный характер, то обстоятельство, что система газопотребления цеха № относится к опасным производственным объектам, в связи с чем ее эксплуатация без соблюдения правил промышленной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу, что назначение иного наказания не обеспечит достижения цели административного наказания, в связи с чем имеются основания для применения меры ответственности в виде приостановления эксплуатации системы газопотребления, расположенной в здании цеха №.
Определяя срок, на который эксплуатация системы газопотребления цеха № подлежит приостановлению, суд учитывает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, лицом, привлекаемым к ответственности, заключен договор о проведении экспертизы промышленной безопасности, срок окончания которой запланирован на ДД.ММ.ГГГГ, после чего потребуется около 30 суток для утверждения экспертизы Ростехнадзором, и считает необходимым приостановить деятельность на 60 суток.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 9.1, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Признать ОАО НПО «Сибсельмаш» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить ОАО НПО «Сибсельмаш» наказание в виде административного приостановления деятельности - эксплуатации газогорелочных устройств котлов ДЕ 25/14 ГМ (4 шт.), КВГМ 100-150 (2 шт.) и арматуры, установленной на внутрицеховых газопроводах, расположенных в здании цеха № по адресу: <адрес>, на 60 (шестьдесят) суток.
Запретить эксплуатацию газогорелочных устройств котлов ДЕ 25/14 ГМ (4 шт.), КВГМ 100-150 (2 шт.) и арматуры, установленной на внутрицеховых газопроводах, расположенных в здании цеха № по адресу: <адрес>, в течение 60 суток.
Срок запрета эксплуатации указных объектов исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление подлежит немедленному обращению к исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья(подпись)Е.Б. Жигалева