Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"Дата" Ленинский районный суд г.Н.Новгорода под председательством федерального судьи Фомичевой Н.Г. с участием прокурора Киреевой Е.Н. при секретаре Тихомировой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Н.Новгорода в интересах граждан - инвалида 2 группы Мосиной Е.С., инвалида 2 группы Мосина С.А., Мосина А.С. к администрации города Н.Новгорода, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права долевой собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Н.Новгорода в интересах граждан - инвалида 2 группы Мосиной Е.С., инвалида 2 группы Мосина С.А., Мосин А.С. обратились в суд с иском к администрации города Н.Новгорода, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, о признании права долевой собственности на жилое помещение, указывая на то, что Мосина Е.С, Мосин А.С., Мосин С.А. проживают в комнатах "Номер" дома "Номер" по "Адрес" с "Дата". Жилой дом по указанному адресу ранее являлся общежитием, находился на балансе ОАО «ГЗАС им. А.С.Попова», в настоящее время осуществляется процедура передачи указанного дома в муниципальную собственность. Мосина Е.С., Мосин С.А., Мосин А.С. имеют право на приватизацию спорного жилого помещения согласно ст.ст.2, 18 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Перечень документов, предоставляемых гражданами для решения вопроса о приватизации жилого помещения определен ч.1. ст. 12 Закона Нижегородской области. В связи с тем, что в настоящее время отдельные документы, указанные в ч.1 ст. 12 Закона 07.04.2004 N 26-3 "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (в частности, выписка из лицевого счета, договор социального найма), Мосиной Е.С., Мосиным А.С., Мосиным С.А. получены быть не могут по причине незавершенности процесса передачи дома "Номер" по "Адрес" в муниципальную собственность, право собственности на занимаемое ими жилое помещение в порядке приватизации может быть приобретено лишь в судебном порядке. Мосина Е.С. и Мосин С.А. являются инвалидами 2 группы, в силу имеющихся у них заболеваний не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Истец просит признать за Мосиной Е.С., Мосиным С.А., Мосиным А.С. право долевой собственности по 1/3 доли каждому на занимаемое ими жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, "Адрес" комнаты "Номер" общей площадью 24,4 кв.м.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Киреева Е.Н. исковые требования поддержала, уточнив, что просит признать за Мосиной Е.С., Мосиным С.А., Мосиным А.С. право долевой собственности по 1/3 доли каждому на занимаемое ими жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, "Адрес" комнаты "Номер" общей площадью 24,4 кв.м. в порядке приватизации.
Истцы Мосина Е.С., Мосин А.С. исковые требования поддержали.
Истец Мосин С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков - администрации г.Н.Новгорода, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав истцов, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Мосина Е.С., Мосин С.А., Мосин А.С. проживают в жилом помещении по адресу: г.Н.Новгород, "Адрес", комнаты "Номер" общежития, что подтверждается выпиской из домовой книги л.д.34,39)
Комнаты "Номер" в общежитии "Адрес" г.Н.Новгорода были предоставлены Мосину С.А. на семью из 3-х человек: Мосин С.А., жена Мосина Е.С., сын Мосин А.С. на основании ордера "Номер" от "Дата", выданного ОАО ГЗАС им.А.С.Попова, что подтверждается копией корешка ордера л.д.33,37)
Согласно справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ленинское отделение, планов, экспликации, комната "Номер" общежития "Адрес" г.Н.Новгорода имеет общую площадь 11,7 кв.м., в том числе жилую 11,7 кв.м.; комната "Номер" общежития "Адрес" г.Н.Новгорода имеет общую площадь 12,7 кв.м., в том числе жилую 12,7 кв.м., а всего указанные комнаты "Номер" имеют общую площадь 24,4 кв.м., в том числе жилую 24,4 кв.м. л.д.13-18)
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области № 22 от 27.01.2010 г. «О безвозмездной передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород», здание общежития по адресу г.Н.Новгород, "Адрес" передано в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород» л.д.7-10)
Акт приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации передаваемого в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород» утвержден Территориальным управлением "Дата" в одностороннем порядке л.д.11)
На основании указанных документов объект недвижимости - здание общежития по адресу г.Н.Новгород, "Адрес" исключен из реестра федерального имущества, что подтверждается сообщением л.д.6)
До настоящего времени процедура приема в муниципальную собственность г.Н.Новгорода указанного объекта недвижимости не завершена.
Комнаты "Номер" "Адрес" г.Н.Новгорода в реестре муниципального имущества не числятся, что подтверждается сообщением л.д.4)
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г., № 1541-1, в редакции от 11.06.08 г. определено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В пункте 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" сказано, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Из материалов дела следует, что здание общежития, расположенное по адресу: г. Н.Новгород, "Адрес" до настоящего времени имеет статус общежития, в муниципальную собственность не передан.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
То, обстоятельство, что до настоящего времени здание общежития не передано в муниципальную собственность не может ограничивать права истцов, поскольку реализация их права не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в спорном здании общежития по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которых жилыми помещениями в соответствии со ст.7 ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса РФ" применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма и которые в соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" вправе приобрести их в собственность.
С учетом вышеуказанных положений и норм закона суд приходит к выводу о том, что истцы Мосина Е.С., Мосин С.А., Мосин А.С. имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения "Номер" в "Адрес" г.Н.Новгорода.
Поскольку, Мосина Е.С. и Мосин С.А. являются инвалидами 2 группы, что подтверждается копиями справок МСЭ л.д.19), что ограничивает их возможность самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных права, прокурор Ленинского района г.Н.Новгорода, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, правомерно и обоснованно обратился в суд с данным иском в интересах указанных граждан.
Перечень документов, предоставляемых гражданами для решения вопроса о приватизации жилого помещения определен ч.1. ст. 12 Закона Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" от 07.04.2004 г. № 26-З.
В настоящее время отдельные документы, указанные в ч.1 ст. 12 Закона от 07.04.2004 N 26-3 "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (в частности, выписка из лицевого счета, договор социального найма), Мосиной Е.С., Мосиным А.С., Мосиным С.А. получены быть не могут.
Как следует из сообщения МУ «Управления муниципальным жилищным фондом г.Н.Новгорода», предоставить выписку из лицевого счета в отношении Мосиных не представляется возможным, т.к. лицевые счета на граждан, проживающих в "Адрес" г.Н.Новгорода в настоящее время не открыты л.д.36)
Суд находит, что неурегулированность вопроса передачи дома "Номер" по "Адрес" в муниципальную собственность не может являться основанием для ограничения прав Мосиной Е.С., Мосина А.С., Мосина С.А. на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Поскольку, судом за истцами признается право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, за ними может быть признано право собственности на спорное жилое помещение.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает необходимым признать за Мосиной Е.С., Мосиным С.А., Мосиным А.С. право общей долевой собственности по 1/3 доли каждому на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Н.Новгород, "Адрес" комнаты "Номер" общей площадью 24,4 кв.м., в том числе жилой площадью 24,4 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Мосиной Е.С., Мосиным С.А., Мосиным А.С. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Н.Новгород, "Адрес" комнаты "Номер" общей площадью 24,4 кв.м., в том числе жилой площадью 24,4 кв.м. в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный
суд в течение 10 дней.
Федеральный судья Н.Г.Фомичева