Решение по иску прокурора Лен.р-на г. Н.Н. о признании бездействия незаконным,возлож.обяз-ти и др.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Дата"

Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Гришиной Н.А.,

с участием прокурора Киреевой Е.Н.,

при секретаре Цветковой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Н.Новгорода, действующего в интересах Теплова С.С., к ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, администрации Ленинского района Н.Новгорода, администрации Н.Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района Н.Новгорода, действующий в интересах Теплова С.С., обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, указывая на то, что в период обучения нахождения Теплова С.С. не исполнили обязанности по защите его жилищных прав, а именно: не были приняты меры к постановке Теплова С.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В связи с этим просит возложить обязанность на администрацию Ленинского района Н.Новгорода включить Теплова С.С. в районный список в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Министерство социальной политики Нижегородской области соответственно обязать включить Теплова С.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на "Дата".

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Киреева Е.Н., поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации Ленинского района Н.Новгорода Сорванова Т.В. выразила несогласие с предъявленным иском.

Представитель администрации Н.Новгорода Низовцева И.Н. исковые требования не признала.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Марков С.А. также считает предъявленные исковые требования необоснованными.

Представитель ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.37 ЖК РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: … по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям …

В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утв.Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566, сводный список является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) с использованием информационных технологий …

Сводный список составляется Министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - список муниципального образования).

Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления контролируют поступление информации, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Положения, и при необходимости сами запрашивают соответствующие данные. В отношении детей-сирот, находящихся на службе в Вооруженных силах Российской Федерации или в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют сбор информации, необходимой для формирования списка муниципального образования.

Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот. В случае если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной в пункте 1 настоящего Положения категории лиц.

В судебном заседании установлено, что Теплов С.С., "Дата" года рождения, решением исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов "Номер" от "Дата", направлен в детский дом. В данном решении указано, что жилой площади у Теплова С.С. нет л.д.7, 11).

Решением Ленинского районного суда Н.Новгорода от "Дата" мать Теплова С.С. - Теплова Г.М. лишена родительских прав л.д.8-9).

Решением Ленинского районного суда Н.Новгорода от "Дата" отец Теплова С.С. - Теплов С.П. признан безвестно отсутствующим л.д.10).

Теплов С.С. с "Дата" по "Дата" обучался и воспитывался в ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья л.д.13).

После окончания полного курса школы, Теплов С.С. был направлен в ПТУ г. У..

С "Дата" по "Дата" Теплов С.С. находился в местах лишения свободы л.д.51).

В настоящее время с "Дата" Теплов С.С. находится в местах лишения свободы до "Дата" л.д.88).

После окончания образовательного учреждения, Теплов С.С. не был обеспечен жилым помещением, что не оспаривалось в ходе судебного заседания.

В соответствии со ст.35, 36 ГК РФ, а также Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 676, именно учреждение - школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно охранять права и интересы своих воспитанников.

Вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались ЖК РСФСР и Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 и устанавливали, что принятие на учет производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, на основании заявлений граждан. Таковой учет ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что до вступления в силу ФЗ № 159-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями предусматривалась необходимость состоять на учете в соответствующих государственных органах, а принятие граждан на учет носило заявительный характер.

Администрация школы-интерната № 8 не предприняли своевременных действий по защите жилищных прав Теплова С.С. и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении л.д.49, 69, 46).

Данное обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья вопреки требованиям нормативных актов, устанавливающих обязанность защищать, в том числе, жилищные права воспитанников, бездействовала, не предприняв должных и достаточных мер для постановки Теплова С.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а впоследствии для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отнесение Теплова С.С. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в понимании положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также его право быть включенным в список таковых лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, ответчиками не оспаривается.

Доказательств, позволяющих суду опровергнуть названное утверждение, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

Поскольку, Теплов С.С. обладал до 23 - летнего возраста правом быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но реализация его права напрямую зависела от действий ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, бездействие которых в отношении защиты жилищных прав Теплова С.С. судом признается незаконным, то подлежат удовлетворению и требования истца о включении Теплова С.С. в означенный список.

Доводы ответчиков в той части, что Теплов С.С. достиг возраста 32-ти лет, а в возрасте до 23-ти лет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, включен не был, то в настоящее время не имеется оснований для признания его права быть включенным в данный список, суд находит несостоятельными.

Гарантируемая Теплову С.С. социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, согласно закона, должна предоставляться до достижении вышеуказанного возраста. Однако, социальная поддержка будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому, достижение Тепловым С.С. более чем 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права быть включенным в указанный список и не освобождает соответствующие органы от выполнения обязанности по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Исходя из установленного федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, нормы которых приведены выше, порядка ведения и формирования данного списка, суд полагает, что на администрацию Ленинского района Н.Новгорода, как орган местного самоуправления, должна быть возложена обязанность по включению Теплова С.С. в районный список в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А на Министерство социальной политики Нижегородской области - обязанность включить Теплова С.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Принимая во внимание, требования п.п.12, 13 Положения, утв.Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566, устанавливающие сроки формирования сводного списка: ежегодно и в срок до 1 марта года, предшествующему планируемому году и утверждение сводного списка на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующему планируемому году, а также дату освобождения Теплова С.С. из мест лишения свободы, суд полагает, что на ответчиков должна быть возложена обязанность по включению Теплова С.С. в указанный список - на 2012 год.

Обстоятельство выдачи "Дата" ордера Теплову С.С. на право занятия койко-места в общежитии по адресу: Н.Новгород, "Адрес" сроком на один год до "Дата", не свидетельствует об обеспечении его жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к., во-первых, предоставлено на годичный срок л.д.22,23,24), а во-вторых, не отвечает требованиям ст.15, 16 ЖК РФ.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья по защите жилищных прав и законных интересов Теплова С.С., "Дата" года рождения, незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района Н.Новгорода включить Теплова С.С., "Дата" года рождения, в районный список в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Теплова С.С., "Дата" года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Н.А.Гришина