Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"Дата" Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Гореловой Е.И.,
При секретаре Гуровой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению требований экологического, земельного, противопожарного законодательства РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Красноуфимский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о понуждении к исполнению экологического, земельного, противопожарного законодательства к ОАО «РЖД», указывая, что Красноуфимской дистанцией пути "Адрес" отделения Горьковской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» не соблюдаются требования экологического, земельного, противопожарного законодательства Российской Федерации.
Согласно акту проверки "Номер" от "Дата" государственным инспектором Свердловской области по пожарному надзору Кардашиным С.Н. в соответствии ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 проведено внеплановое мероприятие по контролю за исполнением обязательных требований пожарной безопасности территории полосы отвода на участке с км по 1569 км 5 пикет "Адрес" отделения Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в Свердловской области.
В соответствии с пунктами 5, 33 ч.1 параграфа 1 Приложения №51 к Закону Свердловской области №85-03 от 12.07.2007 «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» следует, что границы муниципального образования Красноуфимский округ и городского округа Красноуфимск Свердловской области проходят от северной границы полосы отвода железнодорожной ветки (1403 км, 1 пикет) до южной границы полосы отвода железнодорожной ветки (1456 км, 1 пикет).
Проверкой установлено, что на участке с 1403 км 1 пикет по 1456 км 1 пикет Горьковской железной дороги, расположенном на территории муниципального образования Красноуфимский округ и городского округа Красноуфимск Свердловской области в нарушение требований п.5.1. гл.2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. МПС РФ от 11.11.1992 №ЦУО-112 (ППБО-109-92) в полосе отвода указанного участка железнодорожного пути находятся порубочные остатки и старогодние шпалы. А именно, на участке "Адрес" отделения Горьковской железной дороги не убраны порубочные остатки по четной стороне: на 1446 км с 6 по 8 пикет; на 1447 км 1 пикет; на 1448 км с 1 по 2 пикет; на 1449 км 9 пикет; на 1452 км с 1 по 9 пикет;
на участке "Адрес" отделения Горьковской железной дороги не убраны порубочные остатки по нечетной стороне: на 1404 км с 4 по 8 пикеты; на 1405 км со 2 по 4, с 6 по 7 пикеты; на 1407 км 10 пикет; на 1408 км 1 пикет; на 1409 км с 5 по 7,10 пикеты; на 1410 км 1, 8, 9 пикеты; на 1416 км с 4 по 5, с 9 по 10 пикеты; на 1417 км с 1 по 7 пикеты; на 1418 км 7 и 9 пикеты; на 1420 км 2, 3, 6 пикеты; на 1421 км 4 пикет; на 1422 км с 1 по 2 пикеты; на 1424 км со 2 по 4 пикеты; на 1425 км 3, 7, 9, 10 пикеты; на 1426 км с 1 по 4 пикет: на 1427 км 9 пикет; на 1428 км с 9 по 10 пикеты; на 1429 км с 1 по 3 пикеты; на 1431 км с 1 по 2 пикеты;
на участке "Адрес" отделения Горьковской железной дороги не убраны порубочные остатки по четной стороне: на 1405 км с 3 по 6 пикеты; на 1407 км с 9 по 10 пикеты; на 1408 км с 1 по 5 пикеты; на 1409 км с 1 по 10 пикеты; на 1410 км с 1 по 10 пикеты; на 1411 км с 1 по 6, с 9 по 10 пикеты; на 1412 км с 1 по 10 пикет; на 1413 км с 1 по 4, с 8 по 9 пикеты; на 1414 км с 4 по 10 пикеты; на 1415 км 3, с 5 по 8 пикеты; на 1416 км с 9 по 10 пикеты: не 1417 км с 2 по 10 пикеты; на 1418 км с 1 по 6, с 9 по 10 пикеты; на 1419 км с 1 пс 9 пикеты; на 1420 км с 3 по 4, с 8 по 10 пикеты; на 1421 км с 1 по 10 пикеты: н, 1422 км с 1 по 7, 9 пикет; на 1423 км со 2 по 5, с 8 по 10 пикеты; на 1424 км пикет; на 1429 км 2 пикет; на 1430 км с 1 по 4 пикеты;
на участке "Адрес" отделения Горьковской железной дороги не убраны старые шпалы по четной стороне: на 1426 км с 1 г 12 пикеты; на 1429 км с 1 по 3 пикеты.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.
Установлено, что с "Дата" в том числе на участке с 1403 км 1 пикет по 1456 км 1 пикет, расположенном в границах муниципального образования Красноуфимский округ и городского округа Красноуфимск, Красноуфимской дистанцией пути "Адрес" Горьковской железной дороги - филиала ОАО РЖД» проводились работы по вырубке кустарника и деревьев в полосе отвода железной дороги, ограничивающие видимость и угрожающие падением на путь.
В результате производства вышеуказанных работ, территория полосы отвода на указанных километрах и пикетах в настоящее время захламлена поваленными деревьями, кустарником и порубочными остатками. До настоящего времени полоса отвода полностью не очищена от порубочных остатков и старых шпал.
Сложившаяся ситуация создаёт высокую пожарную опасность лесам на территории муниципального образования Красноуфимский округ и городского округа Красноуфимск Свердловской области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
- запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным мерам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном транспорте создаёт угрозу возникновения пожара и причинения вреда имуществу государству и неопределённого круга лиц.
Согласно п. 396 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора, указанные материалы должны своевременно вывозиться с полосы отвода.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ (содержание и охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель.
Собственником земли полосы отвода железной дороги на рассматриваемом участке является Российская Федерация.
Согласно ст. 37 Устава ОАО «Российские железные дороги» единственным акционером общества является Российская Федерация.
ОАО «Российские железные дороги» в лице "Адрес" Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» пользуется землями полосы отвода на правах аренды в соответствии с договорами аренды земельных участков "Номер" от "Дата" и "Номер" от "Дата", зарегистрированном в территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области. Поэтому просит обязать ответчика - ОАО «РЖД» соблюдать установленные в Российской Федерации требования экологического, земельного и противопожарного законодательства и очистить полосу отвода железной дороги от валежника, порубочных остатков и старых шпал на вышеуказанных участках.
В судебном заседании прокурор Нижегородской транспортной прокуратуры Громов А.К. поддержал исковые требования в полном объёме.
Представитель ОАО «РЖД» Егорова О.С. в судебном заседании иск признала частично. Пояснила, что в настоящее время почти все участки отвода убраны от мусора. Остальные находятся в работе. Уборка мусора производится путём его сжигания. В связи с пожароопасной ситуацией выполнить и освободить от мусора все участки не предоставляется возможным не по их вине.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный в границах участка: ориентир Свердловская область, Красноуфимский район, площадь 11056164 м2 находится в аренде у ОАО «РЖД» с "Дата", что подтверждается копией договора аренды от "Дата" л.д. 29-31).
Актом ГУ МЧС России по Свердловской области за "Номер" от "Дата" г. Красноуфимска подтверждается наличие на участках выше перечисленных, полосы отвода Красноуфимской дистанции пути отходов производства - порубочные остатки л.д. 22-25). Не доверять данному акту, у суда нет оснований.
Актом государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору ГУ МЧС от "Дата" подтверждается, что на полосе отвода не убранными остаются отходы на участках:
"Адрес" отделения Горьковской железной дороги по нечетной стороне: на 1405 км со 2 по 4, с 6 по 7 пикеты; 1421 км 4 пикет; 1422 км с 1 по 2 пикет; 1424 км с 1 по 2 пикет, 1428 км с 9 по 10 пикет; 1429 км с 1 по 3 пикет;
на участке "Адрес" отделения Горьковской железной дороги по четной стороне: на 1409 км с 1 по 10 пикеты; на 1416 км с 9 по 10 пикеты; на 1418 км с 1 по 6, с 9 по 10 пикеты; на 1420 км с 3 по 4, с 8 по 10 пикеты; на 1426 км 11 пикет, 12 пикет; 1429 км 1 пикет, 3 пикет. Данный факт не отрицается истцом. Не доверять данному акту, у суда нет оснований.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска частично, поскольку основная масса участков освобождена от отходов производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ОАО «Российские железные дороги» очистить полосу отвода железной дороги на территории муниципального образования Красноуфимский округ и городского округа Красноуфимск Свердловской области от валежника, порубочных остатков и старых шпал на участках железнодорожного "Адрес" отделения Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»:
"Адрес" - 1421 км 4 пикет, 1422 км с 1 по 2 пикеты, 1424 км с 1 по 2 пикеты, 1428 км с 9 по 10 пикеты, 1429 км с 1 -3 пикеты;
"Адрес" - 1409 км с 1 по 10 пикеты; 1416 км с 9 по 10 пикеты; 1418 км с 1по 6 пикеты и с 9 по 10 пикеты; 1420 км с 3 по 4 пикеты и с 8 по 10 пикеты; 1429 км 1 и 3 пикеты; 1426 км 11 и 12 пикеты. В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Взыскать с ОАО «РЖД» в доход государства госпошлину в госдоход в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Федеральный судья: Е.И. Горелова