Решение по иску Волгина А.В.о признании права соб-ти на жилое помещение и др..



№ 2-2762

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

"Дата"

Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

Председательствующего федерального судьи В.А. Кариковой

При секретаре Е.А. Столяровой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Волгина А.В. к Администрации города Нижнего Новгорода, Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области о признании права собственности на жилое помещение и на долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Волгин А.В. обратился в суд с иском к Администрации города Нижнего Новгорода, Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, "Адрес", общей площадью 18,90 кв.м., а также на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирном доме, в порядке приватизации, указывая на то, что с "Дата" по настоящее время зарегистрирован и проживает в общежитии ОАО «РУМО» по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес". Между ним и ОАО «РУМО» "Дата" был заключен договор найма жилого помещения в общежитии "Номер". Он обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако в его удовлетворении ему было отказано. Здание общежития по "Адрес", в котором он проживает, как объект жилищного фонда, подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г.. Согласно пункта 2 указанного Постановления, объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 235, с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового значения, данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовались в качестве общежитий, и переданы ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет гражданам РФ, занимающим жилые помещения на условиях социального найма право приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. В данном случае, поскольку в нарушение норм законодательства здание по "Адрес" не было передано в муниципальную собственность, он не имеет возможность реализовать свое право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, что нарушает как положения Конституции РФ, так и положение ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Таким образом, он поставлен в неравные условия с гражданами, проживающими в общежитиях, переданных в муниципальную собственность, поскольку данные граждане получили возможность приватизировать занимаемые ими жилые помещения. Таким образом, поскольку, по независящим от него причинам, он не может воспользоваться своим правом на заключение договора приватизации занимаемого им жилого помещения, т.к. данное жилое помещение фактически входит в состав специализированного государственного жилищного фонда, то он вправе обратиться в суд с требованием о признании за ним права собственности порядке приватизации. Ранее правом приватизации он не пользовался.

В судебное заседание истец Волгин А.В. не явился. Извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности, Перепелова А.А., в судебном заседании поддержала исковые требования истца в полном объеме.

Представитель ответчика, Администрации города Нижнего Новгорода, в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

Представитель ответчика, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области, в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление. В письменных возражениях на иск считают себя ненадлежащим ответчиком и просят рассмотреть дело в их отсутствие, указав следующее. На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009г.№ 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, и в соответствии с п.1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», жилой фонд предается в муниципальную собственность. Территориальным управлением издано распоряжение от 28.12.2009 № 1024 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород». В распоряжении значится объект недвижимости - здание жилого дома-общежития, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес". С момента издания распоряжения от 28.12.2009г. № 1024 Администрация г. Н. Новгорода должна в течение трех недель представить в адрес Территориального управления подписанный акт приема-передачи данного объекта недвижимости. В связи с тем, что Администрация города Нижнего Новгорода не подписала и не представила Территориальному управлению акт приема-передачи указанного объекта недвижимости в установленный срок, "Дата", Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области утвердило акт приема-передачи указанного объекта недвижимости в одностороннем порядке. Таким образом, в настоящий момент Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области не осуществляет прав собственника в отношении объекта недвижимости, в котором находится соответствующее жилое помещение.

Представитель ответчика, ОАО «РУМО», в судебное заседание не явился, обратившись в суд с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве сообщили, что здание общежития по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес" числится в реестре федерального имущества, является собственностью Российской Федерации, в связи с чем просят исключить ОАО «РУМО» из числа ответчиков. Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от "Дата" по делу "Номер" удовлетворен иск к Администрации г. Н. Новгорода об обязании принять в муниципальную собственность общежития, находящиеся на балансе ОАО «РУМО». По данным технического паспорта по состоянию на "Дата" по плану 4 этажа значится к. "Номер" площадью 18,9 кв.м..

Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 2 ФЗ РФ от 04.07.1991г. № 1541-1»О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В судебном заседании установлено, что истец Волгин А.В. проживает в общежитии ОАО «РУМО» по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес", с "Дата" и зарегистрирован по указанному адресу в комнате "Номер" постоянно со "Дата", согласно выписки из домовой книги.

Согласно технического паспорта жилого помещения, выданного Ленинским отделением Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» "Дата", "Адрес" г. Н. Новгорода является общежитием, комната "Номер" площадью 18,90 кв.м..

Между ОАО «РУМО» и Волгиным А.В. "Дата" заключен договор найма жилого помещения "Номер" в отношении жилого помещения в общежитии, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес", общ., комн. "Номер" (л.д. 8).

Волгин А.В. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области за разрешением на приватизацию занимаемого им жилого помещения, в чем ему было отказано письмом от "Дата" за № "Номер", в котором указано, что спорный объект недвижимости является общежитием, расположенным по адресу: г. Нижний Новгород, ул. "Адрес". Согласно ст. 92 ЖК РФ, общежития относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно Положению о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009г. № 49, Территориальное управление не наделено полномочиями по заключению договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность (л.д. 15).

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В силу ст. 30 ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную определен п.11 ст. 154 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области от 28.12.2009г. № 1024 передано безвозмездно в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород» имущество, составляющее казну Российской Федерации, а именно: общежитие, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, "Адрес", а Администрации города Нижнего Новгорода представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области подписанный акт приема-передачи в течение 3 недель с момента издания распоряжения.

В установленный законом трехнедельный срок /абзацы 24-26 части 11 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ/, акта приема-передачи общежития по адресу: г. Н. Новгород, "Адрес", не был подписан Администрацией города Нижнего Новгорода, поэтому "Дата" руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области в одностороннем порядке утвердил акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ в собственность муниципального образования «город Нижний Новгород».

Исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.

Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

По справкам за "Номер" от "Дата", выданным Администрацией Карпунихинского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области, Волгин А.В. проживал по адресу: Нижегородская область, "Адрес", с рождения по "Дата", в период с "Дата" года по "Дата" в приватизации не участвовал (л.д.5,6).

По сообщению Уренского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от "Дата" за "Номер", сведения о зарегистрированных в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации прав Волгина А.В. на объекты недвижимого имущества, расположенные в Уренском районе, отсутствуют (л.д. 21).

Исходя из изложенных обстоятельств дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца нашли свое подтверждение в судебном процессе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,194,197,198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волгина А.В. удовлетворить.

Признать за Волгиным А.В. право собственности на занимаемое им жилое помещение, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, "Адрес", общей площадью 18,90 кв.м. и на долю в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский Облсуд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья (В.А. Карикова)