Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Дата"
Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Любимовой Л.А., с участием прокурора Киреевой Е.Н., при секретаре Гуровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода, ОАО "ДКЛР" г. Н. Новгорода об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, расположенных "Адрес",
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ленинского района г.Н. Новгорода об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, расположенных "Адрес", указывая на то, что данный факт подтверждается актом проверки от 20.05.2010 г. с приложением фото-таблицы. Согласно пп.1.2,3.2СанПиН "Номер" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта.
В соответствии с п.24 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу ст. 41 Устава г. Нижнего Новгорода, администрация Ленинского района г.Н. Новгорода является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода.
К функциям администрации Ленинского района, в соответствии с п.п. 4.3.2., 4.6.9. Положения об администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода, относится обеспечение исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе, принятие участия в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, организации проведения на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил "Адрес", организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления с указанной территории, относится к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрация Ленинского района в рамках представленных ей полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого Администрацией города, принимает участие в организации на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий и работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории района.
Неисполнение администрацией Ленинского района г.Н. Новгорода и Администрацией города Нижнего Новгорода требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и непринятие мер по сбору и вывозу отходов производства и потребления: свалки отходов производства и потребления с территории "Адрес", нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, ущемляет права не только лиц, проживающих на территории Ленинского района г.Н. Новгорода и близлежащих к нему районов, но и других лиц, находящихся на общедоступной территории г. Н. Новгорода.
Определениями Ленинского районного суда г.Н.Новгорода от 02.07.2010 г. и от 06.08.2010 г. в качестве соответчиков по делу привлечены Администрация г.Н.Новгорода и ОАО «"ДКЛР"».
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ленинского района г.Н. Новгорода Киреева Е.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, Администрации города Нижнего Новгорода, Аристова Д.Н., в судебном заседании исковые требования не признала, считает Администрацию г.Н.Новгорода ненадлежащим ответчиком по делу, пояснив суду, что денежные средства ими выделены были Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода для обеспечения благоустройства и все, что зависит от Администрации г.Н.Новгорода, было выполнено. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, полагает, что прокуратура не имеет права давать конкретные указания органу местного самоуправления на совершение каких-либо организационных мероприятий, входящих в компетенцию данных органов.
Представитель ответчика, Администрации Ленинского района г.Н. Новгорода, Лопаткина С.Л., в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что в соответствии с Уставом г.Н.Новгорода и Положением об администрации района, утвержденным Постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода от 25.01.2006 г. "Номер", администрация Ленинского района г.Н.Новгорода является территориальным органом администрации г.Н.Новгорода. К функциям администрации района относится обеспечение исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления вопросов местного значения на территории района. Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. В соответствии с Положением об администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, администрация района принимает участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов. В соответствии с постановлениями администрации г.Н.Новгорода «О выполнении функций муниципального заказчика», издаваемых ежегодно, администрации районов выступают муниципальными заказчиками по содержанию прочих объектов благоустройства, в т.ч. на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Земельный участок "Адрес" администрации Ленинского района не принадлежит ни на праве собственности, ни на ином вещном праве, каким-либо правовым актом данная территория за администрацией района не закреплялась. Кроме того, как следует из материалов дела (фотографии), отходы производства, расположенные "Адрес" представляют собой отходы древесины после пожара сгоревших частных сараев. Однако, сведений о собственнике (владельце) сараев и, соответственно, земельного участка, на котором они расположены, в материалах дела не имеется, истцом соответствующих доказательств не представлено.
Представитель ОАО «"ДКЛР"» Егорова Е.Е. с иском не согласна, поскольку территория с отходами не принадлежит ОАО «"ДКЛР"»
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 24 июня 1988г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
На основании ст. 7 ФЗ РФ от 24 июня 1988г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 24 июня 1988г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Ч.2 ст. 21 и ч.1 ст. 22. ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.2., 3.2. СанПиН "Номер", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п.3.1.8 Правил благоустройства г. Н. Новгорода на всей территории города, включая частные домовладения и территории предприятий, организаций и учреждений, кроме специально отведенных мест, запрещаются сброс или складирование бытового мусора, крупногабаритного или строительного мусора, производственных отходов, жидких отходов, отходов спила деревьев, листвы. Пустой тары, снега.
В судебном заседании установлено, что "Адрес" размещена свалка отходов древесины в виде обгоревших деревянных досок, что подтверждается актом проверки от 20.05.2009 г. и фото-таблицей, представленными истцом.
Согласно обращениям от 09.07.2010 г. "Номер" и от 12.07. 2010 г. "Номер" администрация Ленинского района г.Н.Новгорода просила разрешить использование экономии в суммах ... рублей и ... рублей для выполнения работ по вывозу мусора с несанкционированных свалок в Ленинском районе.
Представителем ответчика, Администрации Ленинского района г. Н.Новгорода суду представлена копия муниципального контракта "Номер" от 24.09.2010 г., на выполнение работ по вывозу мусора в Ленинском районе г.Н.Новгорода, в период с 24.09.2010 г. по 04.11.2010 г., заключенного между Администрацией Ленинского района г.Н.Новгорода и ООО «ЭГ», предметом которого является выполнение работ по вывозу мусора в Ленинском районе г.Н.Новгорода в соответствии с техническим заданием, локальным сметным расчетом, стоимость работ по настоящему контракту составляет ... рублей.
Какого-либо технического задания о включении свалки отходов древесины, расположенной "Адрес", в период с 24.09.2010 г. по 04.11.2010 г., представителем ответчика Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода суду не представлено.
По сообщению ООО "ДКЛР" от 24.06.2010 г. "Номер" сгоревшие у дома "Адрес" сараи являются бесхозными и расположены на муниципальной неразмежеванной земле.
В соответствии с действующим законодательством, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил у дома "Адрес", организация сбора, вывоза, утилизации и переработки свалки отходов древесины с указанной территории, относится к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города.
Администрация Ленинского района города Н. Новгорода в рамках представленных ей полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого Администрацией города, принимает участие в организации на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий и работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит, что неисполнение администрацией Ленинского района г.Н. Новгорода и Администрацией города Нижнего Новгорода требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и непринятие в полной мере мер по сбору и вывозу отходов производства и потребления: свалки отходов древесины с территории "Адрес", нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, ущемляет права не только лиц, проживающих на территории Ленинского района г.Н. Новгорода и близлежащих к нему районов, но и других лиц, находящихся на общедоступной территории г.Н. Новгорода, что является основанием для удовлетворения иска.
Ссылку представителя ответчика Администрации Ленинского района г.Н. Новгорода о том, что отходы древесины после пожара сгоревших сараев, должны убирать собственники сараев, суд находит несостоятельной, т.к. ответчиками не представлены суду доказательства в обоснование данного возражения на иск.
В связи с тем, что администрация Ленинского района г.Н.Новгорода является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода и в соответствии со ст.10 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельного бюджета не имеет, не обладает полномочиями по формированию статей расходов бюджета города Нижнего Новгорода, суд находит, что надлежащими ответчиками по указанному исковому требованию являются Администрация Ленинского района г. Н. Новгорода и Администрация города Нижнего Новгорода.
Руководствуясь ст. ст. 12,56,194. 197, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода и Администрацию Ленинского района г. Н. Новгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку свалки отходов древесины, расположенной "Адрес".
В иске прокурору Ленинского района г.Н. Новгорода к ОАО "ДКЛР" г. Н. Новгорода об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, расположенных "Адрес" отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский Облсуд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Л.А. Любимова.