Решение по иску Афониной О.В. о признании договора социального найма, признании права проживания в жилом помещении по договору соц.найма, признании права собственности на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Дата" г. Н.Новгород

Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего федерального судьи Пугачевой В.Ю.,

при секретаре Федоровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Афониной О.В. к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании договора социального найма заключенным, признании права проживания в жилом помещении по договору социального найма, признании права собственности на жилое помещение и долю в общем имуществе дома в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Афонина О.В. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, в котором просила:

1) признать заключенным с ней договор социального найма на комнату "Адрес";

2) признать за ней право проживания по договору социального найма в указанном жилом помещении;

3) признать за ней право собственности на спорное жилое помещение и на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома в порядке приватизации.

В обоснование своих требований указала, что проживает в комнате "Адрес" с "Дата" и данное жилое помещение является местом ее жительства. По вине ответчика дом, в котором она проживает, не передается в муниципальную собственность. По этой причине возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения она не имеет.

В судебном заседании истица не участвовала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ее интересы по доверенности представлял Фахрутдинов Р.Р..

Представитель доводы иска поддержал, подтвердил изложенное в нем. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, представители третьих лиц- Администрации г. Н.Новгорода, ОАО «***» в суд не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении. Возражений на иск не представили.

Заслушав объяснения представителя истицы, изучив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Афонина О.В. с "Дата" проживает в общежитии "Адрес" комната "Номер". Указанное жилое помещение было предоставлено истице как работнику предприятия по ходатайству управляющего Производства стержневого крепежа. Изложенное подтверждается ответом ОАО «***».

С вселением в жилое помещение на имя истицы был открыт лицевой счет, что подтверждается выписками из финансового лицевого счета, домовой книги (л.д.8).

Истица производит оплату за коммунальные услуги и содержание занимаемого ею жилого помещения.

Ранее Афонина О.В. в приватизации жилых помещений участия не принимала, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела справки, копии свидетельств и договоров.

Согласно технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация" комната "Адрес" имеет общую площадь ... кв.м., в том числе жилую- ... кв.м. (л.д. 11).

Из объяснений представителя следует и иного по делу не установлено, что Афонина О.В. проживает в спорной комнате с "Дата" постоянно и эта комната является ее местом жительства.

Дом "Адрес" находится на балансе ОАО "***" согласно договора о передаче государственного имущества на баланс АООТ "***" от "Дата" и акта приема-передачи.

Из ответа Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области следует, что общежитие, расположенное "Адрес" относится к федеральной собственности, числится в реестре федерального имущества и входит в состав казны Российской Федерации. До настоящего времени здание общежития в муниципальную собственность не передано.

Вместе с тем, в ответе указано, что для осуществления передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность необходимо наличие регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество. На здание общежития, расположенное "Адрес" право собственности Российской Федерации не зарегистрировано ввиду отсутствия технической документации. После получения запрашиваемых документов Территориальным управлением будут проведены мероприятия по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации и издано распоряжение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность здания общежития.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий,ипереданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 г.) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указом предписано, что указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и ст. 30 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Согласно п. 4 указанного Постановления, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23.12.1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Приведенными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", которой гарантировалось право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, и не допускалось включение объектов жилищного фонда (в том числе, и общежитий) в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

П.1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, здание общежития, в котором проживает Афонина О.В. не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а подлежало передаче в муниципальную собственность.

С учетом приведенных норм, а также установленных по делу обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истицы о признании заключенным с ней договора социального найма на занимаемое ею жилое помещение и признании за ней права проживать в нем на условиях договора социального найма.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное "Адрес" до настоящего времени имеет статус общежития и в муниципальную собственность не принят и это обстоятельство, по мнению суда, не может ограничивать права истицы, поскольку реализация ею своего права на приватизацию не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Вместе с тем, данное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в указанном общежитии по сравнению с правами граждан, проживающих в общежитиях, переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которых жилыми помещениями применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма и которые вправе их приватизировать.

С учетом изложенного, а также того, что истица участвует в приватизации впревые, суд полагает, что за Афониной О.В. подлежит признанию право собственности на комнату "Адрес" общей площадью ... кв.м., а также на долю в праве на общее имущество многоквартирного дома.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать заключенным с Афониной О.В. договор социального найма на жилое помещение, расположенное "Адрес".

Признать за Афониной О.В. право проживания в комнате "Адрес" на условиях договора социального найма.

Признать за Афониной О.В. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное "Адрес" комната "Номер" общей площадью ... кв.м. и на долю в праве общей долевой собственности на имущество дома пропорционально размеру общей площади комнаты.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья В.Ю. Пугачева