Решение по иску Нижегородского транспортного прокурора об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"Дата" г. Н.Новгород

Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего федерального судьи Пугачевой В.Ю.,

при секретаре Федоровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Нижегородского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «РЖД» об обязании устранить допущенные на станции "Адрес" - филиала ОАО «РЖД» нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Нижегородский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» (далее- ОАО «РЖД»), в котором просил:

1) обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности, выявленные на станции "Адрес" - филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: "Адрес";

2) до устранения выявленных нарушений, создающих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, приостановить эксплуатацию железнодорожной станции.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Нижегородской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности на территории станции "Адрес" филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлен ряд существенных нарушений требований пожарной безопасности.

В частности, установлено, что на объектах станции , эксплуатируемых непосредственно персоналом станции, наружный противопожарный водопровод не обеспечивает необходимый расход и напор воды для пожаротушения подвижного состава и объектов станции, чем нарушены требования п. 1.2 главы 2 ППБО 109-92, п.п. 8.5, 8.16 СНиП "Дата"-84, п.п. 3.171, 3.173 табл. 29 СНиП "Дата"-91; а также не предусмотрена прокладка через каждые 150 м станции под железнодорожными путями сухотрубов для подачи огнегасительных средств от передвижной пожарной техники, чем нарушены требования п.п. 1.3, 1.4 главы 2 ППБО 109-92. Указанные выше нарушения на объектах станции, начиная с "Дата", постоянно выявлялись, ответчику неоднократно указывалось на необходимость устранения данных нарушений, виновные лица привлекались к установленной законом ответственности, однако эти нарушения до настоящего времени не устранены, и объекты станции продолжают эксплуатироваться с нарушениями, создающими непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Помимо этого, на объектах станции ГЖД, эксплуатируемых непосредственно персоналом станции, выявлены иные, ранее не выявлявшиеся нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение п. 638 ППБ 01-03 место проведения огневых (сварочных) работ на станции ГЖД не обеспечено первичными средствами пожаротушения; в нарушение п. 90 ППБ 01-03 у пожарного водоема на территории станции не установлен указатель по ГОСТ 12.4.009.83 (флуоресцентный или объемный со светильником).

Также на территории станции осуществляют предпринимательскую и иную разрешенную законом деятельность различные предприятия, организации и частные предприниматели, допускающие множественные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. При этом какого-либо контроля за их деятельностью руководящим персоналом станции не осуществляется.

Так, на территории станции расположено ООО «***», осуществляющее деятельность по приему, хранению, отгрузке и реализации нефтепродуктов. При этом у ООО «***» отсутствует технико-эксплуатационная документация на использующуюся на складе технологическую систему слива нефтепродуктов из железнодорожных вагонов-цистерн (мотопомпы, сливные устройства), отсутствуют сертификаты на имеющееся оборудование, что является нарушением ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности» и п.п. 3, 12, 191, 516 ППБ 01-03; ООО «***» проверяющим не представлены (отсутствуют) акты выполненных работ по заземлению используемого оборудования и результаты проверки омического сопротивления (протокол), а также документы, подтверждающие устройство молниезащиты, что является нарушением СО 153-34.21.122-2003; при работе с ЛВЖ и ГЖ работниками ООО «***» допускается использование инструмента, не исключающего искрообразование, что является нарушением п. "Дата" ВППБ 01-01-94; на территории склада с емкостями под хранение нефтепродуктов ООО «***» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п. 20 табл. 2 НПБ 104-03; помещения бытовок склада хранения нефтепродуктов ООО «***» не защищены системами пожарной сигнализации, что является нарушением п. 14 НПБ 110-03; у ООО «***» отсутствуют инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании установок (хранении, сливе, наливе топлива), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования, входящего в состав технико-эксплуатационной документации, что является нарушением п.п. 6, 7 ППБ 01-03; не выполнен расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности наружных установок, что является нарушением п. 33 ППБ 01-03; у группы резервуаров хранения нефтепродуктов ООО «***» отсутствует ограждающая стенка не менее одного метра, что является нарушением п. 3.6 СНиП "Дата"-93; ООО «***» допускается эксплуатация насосной с подтеканием нефтепродуктов, что является нарушением п. 3.3.4 ВППБ 01-01-94. Из изложенного следует, что объекты склада с емкостями под хранение нефтепродуктов ООО «***» эксплуатируются с нарушениями, создающими непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По данным фактам в отношении ООО «***» возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На территории станции расположено ООО «***», осуществляющее деятельность по приему, хранению, отгрузке и реализации нефтепродуктов. При этом у ООО «***» отсутствует технико-эксплуатационная документация на использующуюся на складе технологическую систему слива нефтепродуктов из железнодорожных вагонов-цистерн (электронасосы кустарного происхождения, сливные устройства), отсутствуют сертификаты на имеющееся оборудование, что является нарушением ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» и п.п. 3, 12, 191, 516 ППБ 01-03; на подъезде к сливной эстакаде склада ГСМ ООО «***» не установлены контрольные столбики, за которые запрещается заходить тепловозам, что является нарушением п. 3.5.8 ВППБ 01-01-94; при работе с ЛВЖ и ГЖ работниками ООО «***» допускается использование инструмента, не исключающего искрообразование, что является нарушением п. "Дата" ВППБ 01-01-94; на площадке сливной железнодорожной эстакады склада ГСМ ООО «***» не везде выполнено твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м с уклоном не менее 2% для стока жидкости к приемным колодцам, что является нарушением п. 5.7 СНиП "Дата"-93; ООО «***» проверяющим не представлены (отсутствуют) акты выполненных работ по заземлению используемого оборудования и результаты проверки омического сопротивления (протокол), а также документы, подтверждающие устройство молниезащиты, что является нарушением СО 153-34.21.122-2003. Из изложенного следует, что объекты склада горюче-смазочных материалов ООО «***» эксплуатируются с нарушениями, создающими непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По данным фактам в отношении ООО «***» возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На территории станции расположена база хранения топлива ИП ***, эксплуатацию которой фактически осуществляет ООО «***», которое осуществляет деятельность по приему, хранению, отгрузке и реализации нефтепродуктов. При этом при проверке ООО «***» проверяющим не представлена технико-эксплуатационная документация на техническую систему (насосы, сливные устройства), а также не представлены сертификаты на имеющееся оборудование, что является нарушением п.п. 3, 12, 191, 516 ППБ 01-03; на тупиковом пути сливной железнодорожной эстакады отсутствует упорный брус с лебедкой, которые должны быть установлены в соответствии с требованиями п. 5.2 СНиП "Дата"-93; на площадке сливной железнодорожной эстакады отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру высотой не менее 0,2 м и уклоном не менее 2% для стока жидкости к приемным колодцам, что является нарушением п. 5.7 СНиП "Дата"-93; на подъезде к сливной эстакаде не установлены контрольные столбики, за которые запрещается заходить тепловозам, что является нарушением п. 3.5.8 ВППБ 01-01-94; ограждающая стенка наземных резервуаров с топливом не рассчитана на гидростатическое давление разлившейся жидкости, что является нарушением п. 3.6 СНиП "Дата"-93; ограждающая стенка резервуаров с топливом местами высотой менее 1 м, что является нарушением п. 3.6 СНиП "Дата"-93; не выполнено заземление сливной эстакады, железнодорожного пути, резервуаров и трубопроводов, проверяющим не представлены (отсутствуют) акты выполненных работ по заземлению используемого оборудования и результаты проверки омического сопротивления (протокол), а также документы, подтверждающие устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, что является нарушением СО 153-34.21.122-2003; не выполнен расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности наружных установок, что является нарушением п. 33 ППБ 01-03; по периметру резервуарного парка и с торцовой сливной железнодорожной эстакады не установлены ручные пожарные извещатели, что является нарушением п. 9.5 СНиП "Дата"-93; на территории базы отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п. 20 табл. 2 Нормы пожарной безопасности 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах»; допускается использование инструмента, не исключающего искрообразование, что является нарушением п. "Дата" ВППБ 01-01-94; не разработаны инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании установок (хранении, сливе, наливе топлива), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования, входящего в состав технико-эксплуатационной документации, что является нарушением п.п. 6,7 ППБ 01-03; помещения офиса и бытовок не защищены автоматическими системами пожарной сигнализации, что является нарушением НПБ 110-03; электропроводка в помещении раздевалок эксплуатируется с нарушением нормативных документов по электроэнергетике, а именно места соединения электропроводов выполнены в скрутках, что является нарушением п. 57 ППБ 01-03; у мест размещения водоисточников (водоема) не установлены указатели по ГОСТ "Дата"-83, что является нарушением п. 90 ППБ 01-03; территория базы не очищена от горючих материалов (травы, кустарников), что является нарушением п. 21 ППБ 01-03; пожарный щит не укомплектован пожарным инвентарем в соответствии с требованиями п. 108 приложения 3 ППБ 01-03; не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, отсутствует журнал проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения, что является нарушением п. 15 приложения "Номер" ППБ 01-03; имеющиеся огнетушители, установленные на объекте, не пронумерованы белой краской, не заведены паспорта по установленной форме, что является нарушением п. 16 приложения "Номер" ППБ 01-03. По данным фактам в отношении ООО «***» возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На территории станции расположено ОАО «***», осуществляющая деятельность, напрямую связанную со взрывопожароопасными объектами на железнодорожном транспорте. При этом при проверке ОАО «***» установлено, что в административно-бытовом корпусе ОАО отделка путей эвакуации второго и третьего этажей выполнена горючим материалом, что является нарушением п.п. 3, 52 ППБ 01-03 и п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; соединительные коробки электросети в кабинете руководителя и коридоре третьего этажа не закрыты крышками, что является нарушением п.п. 3, 57 ППБ 01-03; двери лестничных клеток с 1 по 3 этажи не оборудованы приборами самозакрывания, что является нарушением п. 34 ППБ 01-03; на лестничной клетке первого этажа здания осуществляется курение, при этом место курения не оборудовано, что является нарушением п. 25 ППБ 01-03; двери запасного эвакуационного выхода с первого этажа из административно-бытового корпуса ОАО открываются не по направлению эвакуации, что является нарушением п. 52 ППБ 01-03. Помимо изложенного, при проверке открытых и закрытых пропарочных эстакад ОАО «***» установлено, что эстакады и площадки не очищены от остатков нефтепродуктов, не осуществляется промывка эстакад горячей водой не реже одного раза в смену, что является нарушением п. 394 ППБ 01-03; пожарные щиты пропарочных эстакад не укомплектованы пожарным инвентарем в соответствии с п. 108 Приложения 3 ППБ 01-03. Также, при проверке резервуарного парка мазута ОАО выявлено, что площадка внутри обвалования резервуаров не очищена от проливов жидкостей и не засыпана песком, что является нарушением п. 514 ППБ 01-03; не выполнена ревизия и ремонт стационарных противопожарных устройств (пеногенераторов с сухими трубопроводами) емкостей, что является нарушением п.п. 3, 34 ППБ 01-03 и п. 8.6 СНиП "Дата"-93 «Склады нефти и нефтепродуктов»; территория резервуарного парка не ограждена продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03 и п. 12.2 СНиП "Дата"-93. Также, при проверке группы резервуаров СНО ОАО «***» выявлено, что площадка внутри обвалования резервуаров не очищена. от проливов жидкостей и не засыпана песком, что является нарушением п. 514 ППБ 01-03; отсутствует проезд по границам резервуарного парка шириной не менее 3,5 м с покрытием переходного типа, что является нарушением п. 2.16 СНиП "Дата"-93; не выполнена ревизия систем пожаротушения емкостей, что является нарушением п. 34 ППБ 01-03. Помимо изложенного, на всей территории, на которой расположено ОАО «***», в пределах станции ГЖД, допускается слив остатков нефтепродуктов, легковоспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей вместе с водой и конденсатом на землю, в кюветы и открытые канавы в непосредственной близости от железнодорожных путей станции, что является нарушением п. 395 ППБ 01-03; большая часть территории ОАО «***», находящаяся на станции ГЖД, не очищена от находящихся на ней горючих материалов - травы, кустарников, нефтепродуктов, что является нарушением п. 21 ППБ 01-03.

Вместе с тем, множественные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности были выявлены и в других организациях и структурных подразделениях ГЖД, расположенных на территории станции , а именно: в 25 стрелковой команде ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» расположенной на станции : в административном здании, гараже и бытовом корпусе и находящихся в оперативном управлении Дирекции по эксплуатации зданий ГЖД - филиала ОАО «РЖД»; в бытовом корпусе и гараже тяжелых машин, расположенных на территории станции ГЖД и находящихся в оперативном управлении ГЖД - филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с письмом начальника станции ГЖД на станцию в своем абсолютном большинстве поступают нефть, сжиженные горючие газы и продукты их переработки, то есть особо взрывопожароопасные материалы (бензин моторный, бензин газовый, бутан, газойль, мазут, нефть сырая, пропан, топливо дизельное и т.п.), при этом единовременно на станции Зелецино может находиться до 2656 вагонов-цистерн с подобными грузами.

Таким образом, несоблюдение требований законодательства РФ о пожарной безопасности на территории станции ГЖД - филиала ОАО «РЖД» при возгорании на станции, возможность которого в связи с изложенными выше нарушениями правил пожарной безопасности не исключена, безусловно повлечет за собой пожар повышенной категории сложности (значительное увеличение площади горения за счет розливов нефтепродуктов и не очищения территории от горючих материалов; наличие большого количества взрывопожароопасных материалов на станции одновременно и отсутствие возможности эффективного тушения возгорания в связи- с допущенными нарушениями и т.п.) и, как следствие, создание непосредственной угрозы техногенной катастрофы на объекте и угрозы жизни и здоровью людей.

Помимо изложенного, предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории станции ГЖД, находящейся в черте "Адрес", при осуществлении работ с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями и иными нефтепродуктами допускаются множественные грубые нарушения требований законодательства РФ о промышленной безопасности. Так, на территории станции в пределах обвалования резервуарного парка не убран разлитый мазут топочный; на местах слива и налива опасных веществ не убраны опасные вещества, пролитые на землю при сливе и наливе; резервуары для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не оборудованы устройствами, исключающими их перелив; из-за нарушения герметичности резервуаров для хранения нефтепродуктов не исключено поступление горючих паров в атмосферу при хранении и сливе опасных веществ; не обеспечено полное и надежное удаление горючих веществ из трубопроводов слива и налива для исключения образования в них взрывоопасных смесей; для перекачки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей используются мотопомпы, предназначенные для перекачки воды; а также иные нарушения законодательства о промышленной безопасности.

Таким образом, допущенные на станции ГЖД нарушения в своей совокупности создают угрозу правовой системе и безопасности, так как законы РФ на данной территории игнорируются и не исполняются, и влекут за собой угрозу неопределенному кругу лиц. Без устранения всех допущенных нарушений, осуществление дальнейшей безопасной эксплуатации станции не представляется возможным.

В судебном заседании прокурор от требования о приостановлении эксплуатации станции ГЖД- филиала ОАО «РЖД» до устранения выявленных нарушений, создающих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей -отказался. Его отказ принят судом и определением суда от "Дата" производство по делу в указанной части прекращено.

В остальной части исковые требования- поддержал, подтвердил изложенное в иске. Суду пояснил, что поскольку нарушения требований пожарной и промышленной безопасности имеют место на станции ГЖД- иск предъявляется к ответчику. С учетом объема инвестиционных вложений, необходимых для выполнения работ по наружному противопожарному водопроводу и по прокладке сухотрубов, не возражал установить ответчику срок для их выполнения- "Дата".

Представители ОАО «РЖД» с иском прокурора в части обязания устранить выявленные нарушения требований пожарной и промышленной безопасности не согласны. Суду пояснили, что замечания по наружному противопожарному водопроводу и по прокладке сухотрубов для подачи огнегасительных средств от передвижной пожарной техники- находятся в стадии выполнения. На производство данных видов работ требуются большие инвестиционные вложения. С учетом произведенных затрат с "Дата" по "Дата" -...рублей, в "Дата" году - ...рублей и запланированных в "Дата" году ...рублей, сдача объекта противопожарного водопровода и прокладка сухотрубов на станции будет произведена в срок до "Дата". Остальные нарушения требований пожарной безопасности на станции устранены, о чем свидетельствуют видеоматериал, фотографии, документы. Что касается нарушений пожарной и промышленной безопасности, допускаемых со стороны ООО «***», ООО «***», ООО «***» и ОАО «***» полагают, что ОАО «РЖД» не может нести ответственность за их деятельность, в связи с чем, иск должен быть предъявлен непосредственно к ним как к лицам, нарушающим установленные правила. К тому же какую- либо деятельность на территории станции указанные организации не ведут, поскольку ОАО «РЖД» в договорных отношениях с ними не состоит. В отношении ОАО «***» у ОАО «РЖД» имеются арендные отношения земли и имущества, однако, в рамках договорных отношений арендатор обязался использовать арендованное имущество в соответствии с установленными законодательством нормами, в том числе, правилами пожарной безопасности.

Представитель третьего лица- ГУ МЧС России по Нижегородской области в судебном заседании не участвовал. О слушании дела извещался надлежаще. Из ранее данных представителем объяснений следует, что он выходил на объект в рамках проводившейся прокурорской проверки. Утверждать, что ООО «***», ООО «***» и ООО «***» находятся на территории станции- он не может, поскольку все организации имеют свои ограждения и связаны со станцией только подъездными путями. Он подтверждает, что на станции отсутствует наружный водопровод и не предусмотрена прокладка сухотрубов под железнодорожными путями. Работы по их монтажу только проводятся. Однако, в настоящее время на станции проведены мероприятия, компенсирующие эти нарушения и, как следствие, угрозу возникновения пожара.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Волжско- Окского управления территориальной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пояснил, что он принимал участие в проводимой прокуратурой проверке и выходил на объект. Полагает, что на станции расположено только одно юридическое лицо- ОАО «***». Остальные юридические лица находятся от нее на определенном расстоянии, соединены со станцией подъездными путями и являются лишь клиентами ОАО «РЖД». Из представленных ОАО «***» фотографий в отчете он усматривает, что на них изображен резервуарный парк и то нарушение, которое было установлено (розлив мазута), по фотографиям не определяется. Со стороны ОАО «РЖД» нарушений правил промышленной безопасности нет.

Представители ОАО «***» с иском не согласны. Суду пояснили, что компания является арендатором имущества ОАО «РЖД» и осуществляет свою деятельность на территории узла станции. Между ОАО «РЖД» и компанией существуют договорные отношения по аренде имущества и в рамках этих отношений обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности несет арендатор. Не отрицают, что ранее указанные в иске нарушения - имели место, однако, в настоящее время все они устранены, о чем свидетельствует представленный в материалы дела отчет. Подробно свою позицию изложили в письменном отзыве (л.д. 64-67 том 2).

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «***», ООО «***», ООО «***» в суд не явились, о слушании дела извещались надлежаще.

Из отзыва ООО «***» следует, что настоящее гражданское дело возбуждено по результатам проверки, проводимой прокуратурой. По ее результатам в отношении ООО «***» было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа. На территории станции ГЖД - филиала ОАО «РЖД» ООО «***» не имеет прав на недвижимое имущество.

По требованию о приостановлении эксплуатации станции ГЖД- филиала ОАО «РЖД» к участию в деле в качестве третьих лиц привлекались организации- ЗАО «***» (переименовано в ЗАО «***»- определением суда от "Дата" замена третьего лица произведена), ООО «***», ООО «***», ЗАО «***», ООО «***», ООО «***», ЗАО «***», Кстовская база ПТО и КО. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в процесс вступило ОАО «***». О слушании дела извещались надлежаще.

Представитель Кстовской базы ПТО и КО просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.47 том 2), представители ООО «***», ЗАО «***», ООО «***» свои возражения изложили в письменном виде (л.д. 54-63 том 2). Из позиций следует, что с иском о приостановлении эксплуатации станции указанные юридические лица не согласны, так как это нарушит их права и законные интересы. Их деятельность непосредственно связана с железнодорожными перевозками и зависит от эксплуатации станции. Каких- либо нарушений требований пожарной безопасности ими не допускается, и приостановка деятельности станции причинит представляемым организациям несоизмеримые убытки, нарушит права и законные интересы их контрагентов, причинит ущерб химической промышленности региона в целом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. При этом обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Согласно ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и иные участники перевозочного процесса обеспечивают, в том числе, безопасность перевозок грузов, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 22 закона на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению пожарной безопасности, осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено, что станция "Адрес" находится в ведении ГЖД- филиала ОАО «РЖД».

В "Дата" году Нижегородской транспортной прокуратурой на территории станции проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности, в ходе которой выявлен ряд существенных нарушений в области требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует информационное письмо специалиста. В письме сообщалось, что объекты, расположенные на станции, эксплуатируются ответчиком с нарушениями, создающими непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (л.д. 12-13 том 1).

Возражая против исковых требований, представители ОАО «РЖД» сослались на то, что большинство нарушений, зафиксированных прокурорской проверкой, на момент рассмотрения дела- устранены. В подтверждение своих доводов представили копии:

- договоров подряда, актов об окончании пусконаладочных и монтажных работ на объектах: административное здание дистанции пути станции Зелецино, гараж тяжелой техники;

- договора подряда на проведение работ по оснащению системой пожаротушения парка отправления станции ГЖД (срок окончания работ "Дата");

- приказов дистанции пути ГЖД- филиала ОАО «РЖД» по обеспечению пожарной безопасности в бытовых и производственных помещениях;

- фото- и видеоматериал.

Вместе с тем, по запросу суда ГУ МЧС России по Нижегородской области проводилась проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности. По результатам ее проведения составлен акт, согласно которого:

1. наружный противопожарный водопровод не обеспечивает расход и напор воды (не менее 140 л/с) для пожаротушения подвижного состава и объектов станции (не выполнено, ведутся работы, срок исполнения предписания ГПН- "Дата");

2. не предусмотрена прокладка через каждые 150 м станции под железнодорожными путями сухотрубов для подачи огнегасительных средств от передвижной пожарной техники (не выполнено, ведутся работы, срок исполнения предписания- "Дата").

Административное здание (ДЭЗ):

  1. двери лестничных клеток 1-го этажа открываются не по направлению эвакуации (нарушение устранено);
  2. аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой, располагается внутри помещения (нарушение устранено);
  3. допускается эксплуатация электросветильников в помещении кладовой со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (нарушение устранено).

Здание стрелковой команды (ДЭЗ):

  1. допускается прокладка силового электрокабеля через лестничную клетку (нарушение устранено).

Гараж (ДЭЗ):

  1. автоматическая система пожарной сигнализации в нерабочем состоянии (нарушение устранено);
  2. в помещении гаража осуществляется курение, при этом место для курения не оборудовано (нарушение устранено).

Бытовой корпус (ДЭЗ):

  1. двери лестничных клеток 1 и 2 этажей не оборудованы приборами для самозакрывания (нарушение устранено);
  2. лучи "Номер" автоматической системы пожарной сигнализации в нерабочем состоянии (нарушение устранено).

Бытовой корпус (ПЧ-6):

  1. здание не защищено автоматической системой пожарной сигнализации (нарушение устранено);
  2. в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение устранено);
  3. двери лестничной клетки 2 этажа не оборудованы прибором для самозакрывания (нарушение устранено).

Гараж тяжелых машин (ПЧ-6):

  1. здание не защищено автоматической системой пожарной сигнализации (нарушение устранено);
  2. в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение устранено);
  3. двери лестничной клетки не оборудованы приборами для самозакрывания (нарушение устранено);
  4. двери лестничной клетки 1 этажа открываются не по направлению эвакуации (нарушение устранено);
  5. территория у гаража не очищена от горючих материалов (травы, кустарников) (нарушение устранено);
  6. полоса отвода железной дороги не очищена от кустарников (нарушение устранено);
  7. допускается беспорядочное хранение шпал, без укладки в штабели, при этом территория вокруг шпал не очищена от горючего материала (травы, кустарника) (нарушение устранено).

Общие мероприятия по станции:

  1. место проведения огневых (сварочных) работ не обеспечено первичными средствами пожаротушения (нарушение устранено);
  2. у водоема не установлен указатель по ГОСТ "Дата" (нарушение устранено).

В заключении сотрудником МЧС сделан вывод об отсутствии угрозы возникновения пожара на станции (л.д.38-39 том 2).

При таких обстоятельствах, и поскольку, доводы ответчика о частичном устранении нарушений требований пожарной безопасности на станции - нашли свое подтверждение, суд полагает, что в части тех нарушений, которые имеются на станции на момент рассмотрения дела и работы по их устранению не окончены- на ОАО «РЖД» подлежит возложению соответствующая обязанность. В части требований, касающихся нарушений, которые к настоящему времени ОАО «РЖД» устранены- суд полагает, что они не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, на ОАО «РЖД» должна быть возложена обязанность по выполнению противопожарных мероприятий по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения станции от пожарных гидрантов, установленных на кольцевой сети водопровода, обеспечивающей установленный требованиями расход и напор воды, а также по прокладке через каждые 150 м под железнодорожными путями сухотрубов для подачи огнетушащих средств от передвижной пожарной техники.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При решении вопроса о сроке, в течение которого ответчик обязан провести указанные выше работы, ОАО «РЖД» указало, что для устранения выявленных нарушений обществу требуется ...рублей, за "Номер" год расходы на противопожарное оснащение станции составят ...рублей. Просили учесть указанное обстоятельство и установить срок, к которому работы должны быть завершены- "Дата".

Прокурор с предложенной датой окончания работ согласился, полагая, что она соответствует как объему работ, которые требуется провести на станции, так и затратам на их проведение.

При определении срока устранения недостатков, суд также учитывает объяснения представителя МЧС, пояснившего что при проведении проверки установлено, что на станции ответчиком ведутся работы по монтажу наружного противопожарного водоснабжения, выполняется прокладка сухотрубов для подачи воды от передвижной пожарной техники. На время производства указанных работ на станции произведены компенсирующие противопожарные мероприятия, а именно: проведены работы по углублению, очистке и расширению наружного противопожарного водоема (2 000 куб.м.); оборудована пирс- площадка (12*12 м) для установки двух пожарных машин. В пожарном водоеме в месте забора воды пожарной техникой сделан «выход пара» для предотвращения его замерзания. На станции дополнительно к трем пожарным цистернам (по 53 куб.м каждая) пожарного поезда установлено 8 железнодорожных цистерн с водой (60 куб.м. каждая) на летний пожароопасный период. Кроме того, на тупиковой ветке водоема установлено 3 пожарных гидранта. Вместе с тем, на расстоянии 1 км от станции Зелецино дислоцируется подразделение ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ на ГЖД, имеющей на вооружении 2 единицы пожарной техники.

Поскольку возражений относительно срока окончания работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности не поступило, на станции на период проведения работ ОАО «РЖД» разработаны и внедрены компенсирующие противопожарные мероприятия, согласно заключению сотрудника МЧС, угроза возникновения пожара на станции отсутствует, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком возложенной решением обязанности - "Дата".

Требования об обязании ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности, которые имеют место со стороны третьих лиц- ООО «***», ООО «***», ООО «***» суд находит необоснованными, поскольку ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанность руководителей всех организаций (независимо от места нахождения юридических лиц) соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Вместе с тем, из обстоятельств дела не усматривается, что указанные выше юридические лица находятся на территории станции ГЖД- филиала ОАО «РЖД. В частности, земельный участок, на котором расположена станция, является полосой отвода и относится к землям железнодорожного транспорта. Сведениями об арендных отношениях ОАО «РЖД» с указанными выше организациями - суд не располагает. Земельный участок, на котором расположено ООО «***», часть подъездного железнодорожного пути, а также склад ГСМ - находятся у последнего в собственности, о чем представлены копии свидетельств. ООО «***» арендует земельный участок площадью 19 524,06 кв.м. у ОАО «***», а ООО «***» является поклажедателем по договору хранения с ООО «***» (л.д.32 том 1).

В отношении ОАО «***» установлено, что с ОАО «РЖД» данная организация состоит в договорных отношениях по аренде имущества промывочно- пропарочной станции, принадлежащего ответчику, о чем свидетельствуют копии Распоряжения ОАО «РЖД» от "Дата" "Номер", договоров субаренды земельного участка от "Дата", аренды железнодорожных путей от "Дата". В рамках договорных отношений обязанности по соблюдению правил и режима использования полосы отвода в соответствии с законодательством РФ, нормами экологический и противопожарной безопасности принял на себя субарендатор. В связи с чем, суд также полагает, что требование об устранении выявленных со стороны ОАО «***» нарушений подлежит предъявлению непосредственно к указанному хозяйствующему субъекту, а не к ОАО «РЖД».

Вместе с тем, возражая против требований прокурора ОАО «***» указала на то, что в настоящее время все нарушения правил пожарной безопасности организацией устранены, о чем представили отчет от "Дата".

Ссылки прокурора на ответ начальника станции «Зелецино» о том, какие предприятия арендуют имущество ОАО «РЖД» на территории станции (л.д. 44-45 том 1) - суд не может принять во внимание, поскольку каких- либо доказательств, подтверждающих сведения, изложенные в письме, в деле нет. Вместе с тем, из объяснений представителя ответчика следует и подтверждается должностной инструкционной карточкой на начальника железнодорожной станции, последний не уполномочен давать соответствующие ответы.

Фактов нарушений ОАО «РЖД» требований промышленной безопасности- по делу не установлено, о чем свидетельствуют ответ Волжско- Окского управления Ростехнадзора (л.д.21- 37 том 1), а также объяснения его представителя.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 100 руб..

С учетом изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «РЖД» в срок до "Дата" выполнить противопожарные мероприятия- обеспечить наружное противопожарное водоснабжение станции ГЖД- филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: "Адрес", промзона, от пожарных гидрантов, установленных на кольцевой сети водопровода, обеспечивающей установленный требованиями расход и напор воды, а также произвести прокладку через каждые 150 метров под железнодорожными путями сухотрубов для подачи огнетушащих средств от передвижной пожарной техники.

В остальной части исковых требований Нижегородского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности, выявленные на станции ГЖД- филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: "Адрес", промзона- отказать.

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в доход государства в сумме 100 (сто) руб..

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: В.Ю. Пугачева