Дело 2-1611/2011 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Н.Новгород "Дата" Ленинский районный суд г. Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Павленковой Т.В., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода Киреевой Е.Н., при секретаре Терентьевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Н.Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8», Правительству Нижегородской области о возложении обязанности по принятию мер противопожарной безопасности, выполнении санитарно-эпидемиологических требований, установил: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8», Правительству Нижегородской области о возложении обязанности по принятию мер противопожарной безопасности, выполнении санитарно-эпидемиологических требований, мотивируя тем, что проверкой пожарной безопасности и соблюдения санитарных требований в учреждении по адресу: "Адрес" выявлен ряд нарушений законодательства: в нарушение требований п.п. 4.2., 4.3., 4.4., 4.5., 4.6., 11.1., 11.7., 11.9., 11.14. главы I практически утраченное линолеумное покрытие (потертости, щели) в палатах "Номер" и полубоксах "Номер" и "Номер", коридоре возле этих палат и полубоксов; отслоение красочного покрытия стен и потолка в боксах, палатах и коридоре, ванной комнате, санузлах, санитарной комнате, комнате сестры-хозяйки;_ отмечаются незначительные следы протечек в углах на потолке в коридорах отделения; частичное отсутствие плиточного покрытия стен в ванной комнате, санузлах; - отслоение красочного покрытия окон (за исключением помещений, в которых была - здание оборудовано механической системой вентиляции, но в нарушение п.п. 6.5., 6.36. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 она не функционирует, - боксы и полубоксы, а также коридор отделения оборудованы настенными Также в ходе проведения проверки с привлечением специалиста ОГПН Ленинского района Г.Н.Новгорода соблюдения требований пожарной безопасности в помещении ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: в нарушение ППБ 01-03 п.53 на путях эвакуации в коридорах допущено загромождение (мебель, кровати), в нарушение ППБ 01-03 п.53 допускается фиксация дверей, отделяющих лестничную клетку от поэтажных коридоров, в открытом положении, - в нарушение ППБ 01-03 п.60 лампа освещения в лестничной клетке запасного в нарушение ППБ 01-03 п. 40 на окнах установлены глухие металлические решетки, в нарушение ППБ 01-03п. 3, СНиП 21-01-97*п. 8.11 отсутствует ограждение по периметру кровли здания, в нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.12* отсутствует второй эвакуационный выход из конференц-зала, в нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 6.25 отделка стен в общих коридорах и лестничных клеток выполнена из горючих материалов (масленой краской), - в нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 31-05-2003 п.6.3.13 допускается отделка стен конференц-зала горючими материалами с неизвестными показателями пожарной опасности. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Киреева Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - Сазонова Н.Г. исковые требования признала в полном объеме. Представитель третьего лица - ОГПН Ленинского района г. Н. Новгорода Шатов М.С. (по доверенности) поддержал исковые требования в части, пояснил, что "Дата" в ходе повторного обследования помещений больницы были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на окнах административных и вспомогательных помещений установлены глухие металлические решетки; отсутствует ограждение по периметру кровли здания; отделка стен в общих коридорах и лестничных клетках выполнена из горючих материалов (масляной краской). Также в ходе обследования было установлено, что в настоящее время конференц-зал ликвидирован, поэтому требования к отделке конференц-зала и выполнения второго эвакуационного выхода из него снимаются с контроля. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части не устраненных нарушений по следующим обстоятельствам. В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ч. 1 ст. 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В силу ст. 13 указанного нормативного правового акта к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Согласно ст. 1 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии со ст. 24 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, полномочия и функции федеральных органов государства власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности закреплены в Федеральном законе от 28.12.2011 № 390-ФЗ «О безопасности». В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; иных. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасной Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст.20 указанного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, обязанность соблюдения которых установлена ст.37 Федерального закона, а также принятыми во исполнение Федерального закона Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждёнными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313. В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В судебном заседании установлено, что в помещении ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» выявлены нарушения законодательства, что подтверждается Актом проверки с привлечением специалистов ОГПН по Ленинскому району г. Н. Новгорода и Теротдела Роспотребнадзора по Нижегородской области (л.д. 5, 6). Согласно заключению. Государственного инспектора Ленинского района г. Н. Новгорода по пожарному надзору от "Дата" в здании ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» нарушены требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (л.д. 7). Согласно письму ВрИО начальника отдела ГПН по Ленинскому району г. Н. Новгорода от "Дата" за "Номер", по результатам повторного обследования помещений больницы от "Дата" остались не устраненными следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на окнах административных и вспомогательных помещений установлены глухие металлические решетки; отсутствует ограждение по периметру кровли здания; отделка стен в общих коридорах и лестничных клетках выполнена из горючих материалов (масляной краской). Также было установлено, что в настоящее время конференц-зал ликвидирован, поэтому требования к отделке конференц-зала и выполнения второго эвакуационного выхода из него снимаются с контроля. Представитель ответчика - главный врач ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» Сазонова Н.Г. пояснила суду, что ими выполнен ряд противопожарных мероприятий, и не устраненными остались те нарушения, которые будут устранены в ходе капитального ремонта здания, который уже в настоящее время проводится в здании больницы и будет проведен в срок до "Дата", что подтверждается государственным контрактом от "Дата". С учетом характера выявленных нарушений суд приходит к выводу, что в ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» нарушены требования пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, создающие угрозу жизни и здоровью человека, что нарушает права детей на охрану здоровья и жизни, на получение квалифицированной медицинской помощи, в связи с чем суд признает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, но в части не устраненных нарушений, поскольку согласно вышеуказанному пояснению представителя ОГПН часть противопожарных нарушений устранена. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» может привести к гибели людей, в том числе несовершеннолетних, проходящих лечение в учреждении, в случае пожара, а также к причинению вреда здоровью вследствие несоблюдения санитарных норм. На основании изложенного и руководствуясь ст. 12,56, 194,198 ГПК РФ, суд решил: Обязать ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8», расположенный по адресу: "Адрес": привести в соответствие с требованиями п.п. 4.2., 4.3., 4.4., 4.5., 4.6., 11.1., 11.7., 11.9, 11.14. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10: линолеумное покрытие в палатах "Номер" и полубоксах "Номер" и "Номер", коридоре возле этих палат и полубоксов; красочное покрытие стен и потолка в боксах, палатах и коридоре, ванной комнате, устранить следы протечек в углах на потолке в коридорах отделения; восстановить: плиточное покрытие стен в ванной комнате, санузлах; красочное покрытие окон (за исключением помещений, в которых была произведена замена окон на пластиковые) и дверей в помещениях отделения, в ванной комнате устранить дефекты отделки поверхностей после замены водопроводных и канализационных труб в 2011 году путем восстановления части поверхности пола и стены в месте прохождения инженерных коммуникаций; обеспечить приведение механической системы вентиляции в рабочее состояние, обеспечить эффективность инактивации микроорганизмов в соответствии с В части нарушения законодательства о пожарной безопасности: устранить глухие металлические решетки на окнах, установить ограждение по периметру кровли здания, выполнить отделку стен в общих коридорах и лестничных клетках материалами в соответствии с ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 6.25. в остальной части нарушения законодательства о пожарной безопасности отказать. При недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» вышеперечисленных мероприятий, обязать собственника учреждения в лице Правительства Нижегородской области предоставить ГУЗ НО «Детская инфекционная больница № 8» необходимые денежные средства. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Федеральный судья: Павленкова Т.В.
СанПиН 2.1.3.2630-10 не проводится незамедлительное устранение текущих дефектов отделки в помещениях стационара, часть помещений на период проведения проверки находится в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии, что не позволяет должным образом поддерживать в них санитарно-противоэпидемический режим и значительно снижает эффективность применения моющих и дезинфицирующих средств при проведении текущих и генеральных уборок. Отмечаются текущие дефекты отделки поверхностей пола, стен и потолка в следующих помещениях:
произведена замена окон на пластиковые) и дверей в помещениях отделения, - в нарушение п.п. 3.19., 11.14., 11.23. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-
эпидемиологические требования к проведению дератизации», п. 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных
мероприятий против синантропных членистоногих» не соблюдаются меры, препятствующие
миграции грызунов, а также проникновению, обитанию, размножению и расселению
синантропных членистоногих, не проводится своевременный ремонт мест прохождения
коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях: в ванной комнате не устранены дефекты
отделки поверхностей после замены водопроводных и канализационных труб в 2011 г.
отсутствует значительная часть поверхности пола и стены в месте прохождения инженерных
коммуникаций), таким образом, не обеспечивается непроницаемость для грызунов и насекомых и создаются благоприятные условия для их обитания,
бактерицидными облучателями ОБН-150, конструкция которых не обеспечивает эффективность инактивации микроорганизмов в соответствии с нормативными требованиями (не менее чем на 95 % на выходе), что является нарушением п. 6.20. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.
эвакуационного выхода не закрыта защитным колпаком (плафоном), предусмотренным
конструкцией светильника,
санузлах, санитарной комнате, комнате сестры-хозяйки;
нормативными требованиями (не менее чем на 95 % на выходе) в боксах и полубоксах, а также коридоре отделения.