№ 2-1050/11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И "Дата" Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе: Председательствующего федерального судьи В.А. Кариковой При секретаре Е.Д. Саловой Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевяткиной М.М. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Мурзиловой Ю.О. о прекращении жилищного правоотношения в части использования комнаты в качестве общежития, признании права собственности на жилое помещение и на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Кожевяткина М.М. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Мурзиной Ю.О. о прекращении жилищного правоотношения по использованию "Адрес" в качестве общежития, признании права собственности на жилое помещение, с порядковым номером по плану БТИ "Номер" с общей и фактической площадью ..кв.м., расположенное "Адрес", и на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество жилого многоквартирного дома, в порядке приватизации, указывая на то, что в "Дата" ей и ее дочери Мурзиной Ю.О. на семью было предоставлено жилое помещение "Номер" ( "Адрес" (общежитие). Заселение производила комендант общежития. На комнату был открыт лицевой счет, получили постоянную регистрацию. По прежнему месту жительства права утратили. В общежитии есть комендант, вахтеры, пропускной режим до 22 часов, оплата за жилые помещения и коммунальные услуги начисляются по тарифам для общежитий, места общего пользования (кухни) и жилые помещения укомплектованы мебелью общежития, в выписках из домовой книги и лицевого счета указывается статус комнаты «общежитие», в паспортах указано «общежитие», в техническом паспорте на дом также указано «общежитие», на входе в дом вывешена табличка «общежитие». В комнате проживают непрерывно (постоянно), добросовестно исполняют обязательства по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, производили ремонт, соблюдают правила пользования жилыми помещениями и другие обязательства, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по ст. 678 ГК РФ. Претензий никогда не было. Предприятие, а в последствии ТУФА по управлению гос.имуществом в Нижегородской области, добросовестно исполняли обязанности наймодателя, предусмотренные ст. 679 ГК РФ. Осуществляя контроль за использованием государственного (федерального) жилищного фонда ТУФА по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (собственник общежития), всегда признавал сложившееся жилищное правоотношение и их права, в судебном или ином порядке их не прекращал. Жилое помещение стало для них местом основного жительства. В силу действующего законодательства РФ, находящиеся на балансе приватизированных предприятий общежития, должны передаваться в ведение органов местного самоуправления (ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», п. 2 Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность». В приложении № 3 к указанному Постановлению ВС РФ от 27.12.1991г. № 3020-1, перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Таким образом, на федеральном уровне определены объекты, входящие в названный перечень, поэтому все они должны передаваться в муниципальную собственность. После передачи общежитий в муниципальную собственность, они должны утрачивать свой статус в силу ст. 7 ФЗ О введении в действие ЖК РФ. Бездействие ТУФА УГИ по Нижегородской области в части передачи общежития в муниципальную собственность города Н. Новгорода, нарушает их права пользоваться помещением по договору социального найма и на его приватизацию, что ставит их в неравные правовые условия с другими гражданами, реализовавшими такие права (ст. 19 Конституции РФ). В судебное заседание истец Кожевяткина М.М. не явилась. Извещена надлежащим образом по известному месту жительства. Представитель истца по доверенности, Трушков Д.Н., в судебном заседании поддержал исковые требования истца в полном объеме, пояснив суду, что истец Кожевяткина М.М. в "Дата". устроилась в качестве уборщицы в ОАО «Завод «Красная Этна», в связи с чем ей и ее дочери Мурзиной Ю.О в "Дата" была предоставлена "Адрес". По плану БТИ комната, предоставленная истцу, имеет "Номер", общей площадью ..кв.м.. Истец с дочерью постоянно проживают в указанной комнате, добросовестно платят за ее содержание и коммунальные у слуги. Комната стала постоянным местом их жительства. Дочь истца от права на приватизацию отказалась. Представитель ответчика, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на иск просят рассмотреть дело в их отсутствие, считая возможным оставить вопрос об удовлетворении искового заявления Кожевяткиной М.М. на усмотрение суда, указав следующее. Спорный объект недвижимости - здание общежития, расположенное "Адрес", находится на балансовом учете ОАО «Завод Красная Этна», является объектом казны Российской Федерации, относится к федеральной собственности и числится в реестре федерального имущества. Данный объект недвижимости имеет статус общежития, поэтому в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ, относится к специализированному жилищному фонду и не подлежит отчуждению, передаче внаем, за исключением передачи по договорам найма специализированного жилого помещения. В силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», общежития приватизации не подлежат. В соответствии с п.2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилым фондом. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от "Дата"."Номер" В соответствии с данным Положением Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Нижегородской области. Однако, согласно указанному Положению Территориальное управление не обладает полномочиями по исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда. В силу ст. 30 Федерального закона от "Дата". "Номер"-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность, в порядке, установленном законодательством. Таким образом, право собственности на указанные объекты недвижимости может быть зарегистрировано в порядке приватизации после передачи его в муниципальную собственность. На данный момент безвозмездная передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется в рамках перераспределения имущества между Российской Федерации и муниципальными образованиями в соответствии со статьей 154 Федерального закона "Номер"-ФЗ от "Дата".. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата"."Номер" Для осуществления передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо наличие регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество. На здание общежития, расположенное "Адрес", право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, ввиду отсутствия технической документации. Таким образом, в настоящее время у Территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению зданием общежития, в том числе по изданию распоряжения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Территориальное управление не препятствовало и не препятствует Кожевяткиной М.М.. в осуществлении приватизации, прав истицы в отношении вышеуказанного имущества не нарушало. Ответчик Мурзина Ю.О. в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском согласна. Представитель 3-го лица, ОАО «Завод Красная Этна», в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. На основании ст. 2 ФЗ РФ от 04.07.1991г. "Номер" «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от "Дата". № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В судебном заседании установлено, что истец Кожевяткина М.М.. и ответчик Мурзина Ю.О. проживают в комнате 65 общежития "Адрес", с "Дата"., где зарегистрированы по месту жительства с "Дата"., согласно выписки из финансового лицевого счета и домовой книги (л.д. 39). Согласно копии свидетельства о рождении Мурзиловой Ю.О., ее матерью является Мурзина М.О.. Согласно свидетельства о заключении брака, Мурзина М.М. вступила в брак с Кожевяткиным А.А., "Дата".. Согласно копии трудовой книжки, Кожевяткина М.М.с "Дата". работала в ОАО «Этна». Согласно письма Ленинского отделения Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на заявление Кожевяткиной М.М. от "Дата". за "Номер" и плана 3 этажа строения литер «А», расположенного в домовладении "Адрес" в общежитии по плану БТИ (комната № 65) площадью ..кв.м., расположена на 3 этаже общежития. Данная нумерация обозначена в соответствии с порядковым номером комнат на этаже. Согласно архивной копии договора о передаче государственного имущества от "Дата". АООТ «Этна» на баланс Комитетом по управлению государственным имуществом Нижегородской области передано общежитие "Адрес" По сообщению архивного отдела Администрации города Нижнего Новгорода от "Дата". за "Номер", за "Дата" сведений о передаче общежития "Адрес" в муниципальную собственность города, о снятии статуса общежития с данного дома, не обнаружено. При обращении Кожевяткиной М.М. в МУ г. Нижнего Новгорода Нижегородское жилищное агентство Администрации города Нижнего Новгорода по вопросу приватизации комнаты "Номер", расположенной в общежитии "Адрес", ей был дан ответ "Дата"., что жилое здание, расположенное "Адрес", а также помещение "Номер" в нем, в реестре муниципального имущества не числятся, в связи с чем оформить договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность не представляется возможным. Кожевяткина М.М. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области за разрешением на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, в чем ей было отказано письмом от "Дата". за "Номер", в котором указано, что спорный объект недвижимости является общежитием, расположенным "Адрес", относится к федеральной собственности, числится в соответствующем реестре и входит в состав имущества казны Российской Федерации как не вошедшее в уставный капитал Открытого акционерного общества «Завод Красная Этна». Необходимым условием принятия решения о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность является наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемый объект недвижимости. На здание общежития, расположенное "Адрес", право собственности Российской Федерации не зарегистрировано ввиду отсутствия технической документации. Таким образом, в настоящее время у Территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению зданием общежития, в том числе по изданию распоряжения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Территориальное управление осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от "Дата" "Номер", в соответствии с которым Территориальное управление не наделено правом оформления договоров о безвозмездной передаче жилых помещений в собственность граждан. Федеральным законом от "Дата" "Номер" «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от "Дата" "Номер" «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. В силу ст. 30 ФЗ от "Дата" "Номер"ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную определен п.11 ст. 154 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, установлен Постановлением Правительства РФ от "Дата" "Номер" По сообщению Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от "Дата". за "Номер" на заявление Кожевяткиной М.М. о разрешении приватизации жилого помещения "Адрес", статьями 19, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищный фонд, в том числе специализированный жилищный фонд, к которому относятся общежития, может находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Общежитие, расположенное "Адрес" является федеральной собственностью и находится на балансе ОАО «Завод Красная Этна». Процедура приема имущества в состав муниципальной собственности предполагает наличие пакета документов, установленного Постановлением Правительства РФ от "Дата". "Номер", а также обращение собственника передающей стороны. До настоящего времени Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о передаче в муниципальную собственность общежития "Адрес" не обращалось. Исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от "Дата". № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов. Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». По справкам Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» "Номер" от "Дата" и "Номер" от "Дата"., по данным Поземельной книги регистрация права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру "Адрес" (общежитие), не производилась; по данным из реестровой книги Канавинского районного ОТИ регистрация права собственности по указанному адресу не производилась. По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Адрес" от "Дата". за "Номер", в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: комната, "Адрес". По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от "Дата". за "Номер", в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Кожевяткиной М.М. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Нижегородской области и города Нижнего Новгорода. Мурзиловой Ю.О. "Дата" дано Кожевяткиной М.М. нотариально удостоверенное согласие на приватизацию в личную в собственность комнаты "Адрес" ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» комната "Номер" и заключение договора социального найма), находящейся "Адрес". В приватизации указанной комнаты она участвовать не будет, против приватизации не возражает. В силу п.5 ч.3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем: …5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;… Исходя из изложенных обстоятельств дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Кожевяткиной М.М. нашли свое подтверждение в судебном процессе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12,56,194,197,198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кожевяткиной М.М. удовлетворить. Прекратить жилищное правоотношение по использованию комнаты "Адрес" в качестве общежития. Признать за Кожевяткиной М.М. право собственности на занимаемое жилое помещение, (комнату) "Номер" (по плану БТИ) общей площадью ..кв.м., расположенное на 3 этаже жилого дома (общежитие) "Адрес" и на долю в праве общей собственности на общее имущество жилого многоквартирного дома, в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Нижегородский Облсуд через районный суд в течение 10 дней. Федеральный судья (В.А. Карикова)