Решение по иску Терешкина Е.Н. к ТУ ФА по управлению государственным иммуществом в Нижегородской области о прекращении режима пользования жилого помещения на условиях общежития и .т.д.



№ 2-1310/11

Р      Е        Ш       Е          Н        И       Е

И М Е Н Е М       Р О С С И Й С К О Й           Ф Е Д Е Р А Ц И И

"Дата"

Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

Председательствующего федерального судьи В.А. Кариковой

При секретаре Е.Д. Саловой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Терешкина Е.Н. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области об изменении жилищного правоотношения, о прекращении режима пользования жилого помещения на условиях общежития и признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

       Терешкин Е.Н. обратился в суд с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области об изменении жилищных правоотношений, прекращении режима использования комнаты "Адрес" в качестве общежития, признании за ним права пользования спорной комнатой на условиях договора социального найма, указывая на то, что в данной комнате проживает непрерывно с "Дата" добросовестно исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, ежемесячно оплачивает за коммунальные услуги и содержание жилья, при вселении произвел ремонт комнаты, соблюдает чистоту и порядок. На ранее занимаемое жилое помещение право утратил ввиду смены места жительства. Другого жилья не имеет. Здание общежития относилось к имущественному комплексу государственного предприятия завода «Красная Этна» и являлось объектом государственного жилищного фонда. В результате приватизации предприятия в "Дата". оно было преобразовано в ОО «Завод Красная Этна». Согласно плану приватизации, на предприятие была возложена обязанность по содержанию общежития до фактической передачи в муниципальную собственность. С этого времени предприятие производит текущие и капитальные ремонты общежития, содержит штат обслуживающих его сотрудников, использует общежитие для проживания своих работников. В общежитии имеется пропускной режим до 22 часов, оплата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется по тарифам для общежитий, места общего пользования (кухни) и жилые помещения укомплектованы мебелью общежития, в выписках из домовой книги и лицевого счета указывается статус комнаты «общежитие». В паспорте гражданина РФ указано «общежитие», в техническом паспорт е на дом указано «общежитие», на входе в дом также имеется вывеска «общежитие».

        Ввиду имеющихся у него трудовых отношений с ОАО «Завод Красная Этна», ему было предоставлено жилое помещение "Адрес" (общежитие), заселение производилось комендантом общежития.

        ОАО «Завод Красная Этна» и ТУФА по управлению гос.имуществом в Нижегородской области, добросовестно исполняли обязанности наймодателя, предусмотренные ст. 679 ГК РФ. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: …осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации (ст. 12 ЖК РФ). Осуществляя контроль за использованием государственного (федерального) жилищного фонда ТУФА по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (собственник общежития), всегда признавал сложившееся жилищное правоотношение и их права, в судебном или ином порядке их не оспаривал (не прекращал). Таким образом, фактически возникло и сохраняется жилищное правоотношение по договору найма спорного жилого помещения (ст. 10 ЖК РФ). Спорное жилое помещение стало для него местом жительства (жилищем). Федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 ст.20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнении е обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основанным.

      Законными основаниям и проживания в жилых помещениях являются не только право собственности, договор социального найма или втекающие из них право членов семьи, но и иные основания, предусмотренные ЖК РФ, другими Федеральными законами и иными правовыми актами, а также жилищные права и обязанности возникают из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства, порождают жилищные права и обязанности, согласно ч.1 ст. 10 ЖК РФ.

      В силу действующего законодательства РФ, находящиеся на балансе приватизированных предприятий общежития, должны передаваться в ведение органов местного самоуправления (ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», п. 2 Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от "Дата". «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность». В приложении № 3 к указанному Постановлению ВС РФ от "Дата". "Номер", перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Таким образом, на федеральном уровне определены объекты, входящие в названный перечень, поэтому все они должны передаваться в муниципальную собственность. После передачи общежитий в муниципальную собственность, они должны утрачивать свой статус в силу ст. 7 ФЗ О введении в действие ЖК РФ. Бездействие ТУФА УГИ по "Адрес" (собственника общежития) в части передачи общежития в муниципальную собственность города Н. Новгорода, нарушает его право пользоваться комнатой на условиях договора социального найма, тем самым ставит его в неравные правовые условия с другими гражданами, реализовавшими такое право (ст. 19 Конституции РФ). Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал "Дата" (вопрос 20), разъяснил, что в общежитиях, которые в нарушение действующего законодательства не были переданы в ведение органов местного самоуправления, так же должны распространяться нормы ст. 7 О введении в действие ЖК РФ. При этом, Верховный Суд РФ указал, что отсутствие договора социального найма, а также решении я об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

         В судебное заседание истец Терешкин Е.Н. не явился. Извещен     надлежащим образом по известному месту жительства.

         Представитель истца по доверенности, Фахуртдинов Р.Р., в судебном заседании поддержал исковые требования истца в полном объеме, пояснив суду, что истец Терешкин Е.Н. вселился в "Дата"., в связи с работой, в общежитие ОАО «Завод «Красная Этна», где ему была предоставлена комната № 68 в общежитии "Адрес", и где он проживает до настоящего времени. Работает в ОАО «Завод «Красная Этна» до настоящего времени. В общежитии есть комендант, вахтеры, пропускной режим до 22 часов, оплата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляются по тарифам для общежития, в выписке из домовой книги и лицевого счета указывается статус комнаты «общежитие», что нарушает права истца по сравнению с гражданами, проживающими в домах по договорам социального найма, которые могут приходить в свое жилище в любое время суток и имеют возможность доступа в их жилище любых граждан с их с согласия.

        Представитель ответчика, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области, в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление. В письменных возражениях на иск просят рассмотреть дело в их отсутствие, считая возможным оставить вопрос об удовлетворении искового заявления Терешкина Е.Н. на усмотрение суда, указав следующее. Спорный объект недвижимости - здание общежития, расположенное "Адрес" находится на балансовом учете ОАО «Завод Красная Этна», является объектом казны Российской Федерации, относится к федеральной собственности и числится в реестре федерального имущества. Данный объект недвижимости имеет статус общежития, поэтому в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ, относится к специализированному жилищному фонду и не подлежит отчуждению, передаче внаем, за исключением передачи по договорам найма специализированного жилого помещения. В силу ст. 4 Закона РФ от "Дата". "Номер" «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», общежития приватизации не подлежат. В соответствии с п.2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилым фондом.

       Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от "Дата"."Номер". В соответствии с данным Положением Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Нижегородской области. Однако, согласно указанному Положению Территориальное управление не обладает полномочиями по исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда. В силу ст. 30 Федерального закона от "Дата". "Номер"-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность, в порядке, установленном законодательством.

        Таким образом, право собственности на указанные объекты недвижимости может быть зарегистрировано в порядке приватизации после передачи его в муниципальную собственность.

        На данный момент безвозмездная передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется в рамках перераспределения имущества между Российской Федерации и муниципальными образованиями в соответствии со статьей 154 Федерального закона "Номер" от "Дата".. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата"."Номер"

         Для осуществления передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо наличие регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество. На здание общежития, расположенное "Адрес", право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, ввиду отсутствия технической документации.

         Таким образом, в настоящее время у Территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению зданием общежития, в том числе по изданию распоряжения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

         На основании ст. 7 Федерального закона от "Дата". "Номер"-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношению по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Согласно указанной норме эти жилые дома после введения в действие ЖК РФ утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

         Согласно ст. 92 ЖК РФ общежития относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность отчуждения, передачи в аренду, в наем и т.д.). Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

         Представитель 3-го лица, ОАО «Завод Красная Этна», в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

         Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

…2) жилые помещения в общежитиях;…

        Согласно ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживании я граждан в период их работы, службы или обучения.

        Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

       Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

        На основании ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений … или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, …

        В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от "Дата". "Номер"-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

         В силу ст. 20 ЖК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

        В судебном заседании установлено, что истец Терешкин Е.Н. проживает в комнате "Номер" общежития "Адрес", с "Дата"., зарегистрирован в данной комнате с "Дата". согласно выписки из финансового лицевого счета и домовой книги (л.д. 26).

        "Дата". между ОАО 2Завод Красная Этна» /наймодатель/ и Терешкиным Е.Н. /наниматель/ заключен договор найма жилого помещения в общежитии, расположенном "Адрес". Жилое помещение предоставляется в связи с работ ой в качестве заместителя начальника крепежного цеха "Номер"

       Согласно копии трудовой книжки, Терешкин Е.Н. работает в ОАО «Завод Красная Этна» с "Дата". по настоящее время (л.д. 9-11).

       Согласно справки Ленинского отделения Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от "Дата". за "Номер" о технической характеристике объекта капитального строительства, жилое общежитие под литером «А», расположено "Адрес", год ввода в эксплуатацию - "Дата", этажность - 5 этажей, процент износа - 49%.

       Согласно архивной копии договора о передаче государственного имущества от "Дата". АООТ «Этна» на баланс Комитетом по управлению государственным имуществом Нижегородской области передано общежитие "Адрес"

       При обращении Терешкина Е.Н. в МУ г. Нижнего Новгорода Нижегородское жилищное агентство Администрации города Нижнего Новгорода по вопросу приватизации комнаты "Номер", расположенной "Адрес", ему был дан ответ "Дата"., что жилое здание, расположенное "Адрес", а также помещение "Номер" в нем, в реестре муниципального имущества не числятся, в связи с чем оформить договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность не представляется возможным.

         Терешкин Е.Н. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области за разрешением на приватизацию занимаемого им жилого помещения, в чем ему было отказано письмом от "Дата". за "Номер", в котором указано, что спорный объект недвижимости является общежитием, расположенным "Адрес", относится к федеральной собственности, числится в соответствующем реестре и входит в состав имущества казны Российской Федерации как не вошедшее в уставный капитал Открытого акционерного общества «Завод Красная Этна». Необходимым условием принятия решения о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность является наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемый объект недвижимости. На здание общежития, расположенное "Адрес", право собственности Российской Федерации не зарегистрировано ввиду отсутствия технической документации. Таким образом, в настоящее время у Территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению зданием общежития, в том числе по изданию распоряжения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Территориальное управление осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от "Дата". "Номер", в соответствии с которым Территориальное управление не наделено правом оформления договоров о безвозмездной передаче жилых помещений в собственность граждан.

        На обращение Терешкина Е.Н. в Администрацию города Нижнего Новгорода по вопросу приватизации комнаты "Адрес", ему был дан ответ "Дата"., что общежитие, расположенное "Адрес", находится на балансе ОАО «Завод Красная Этна» и является федеральной собственностью. Процедура приемки имущества в состав муниципальной собственности предполагает наличие пакета документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от "Дата" "Номер", а также обращения собственника передающей стороны. До настоящего времени обращений от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и ОАО «Завод /Красная Этна» о передаче в муниципальную собственность общежития "Адрес" в Комитет не поступало.

       Федеральным законом от "Дата" "Номер" «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

        Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от "Дата" "Номер" «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

        В силу ст. 30 ФЗ от "Дата" "Номер"-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

        Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную определен п.11 ст. 154 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, установлен Постановлением Правительства РФ от "Дата" "Номер"

        Исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от "Дата". "Номер"-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.

       Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

       Истцом Терешкиным Е.Н. требование о приватизации занимаемого им жилого помещения не заявлено.

       В силу п.5 ч.3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем:

    …5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;…

        Исходя из изложенных обстоятельств дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Терешкина Е.Н. нашли свое подтверждение в судебном процессе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

        Руководствуясь ст.ст. 12,56,194,197,198 ГПК РФ, суд,

Р     Е       Ш        И          Л:

         Исковые требования Терешкина Е.Н. удовлетворить.

         Изменить жилищное правоотношение между Терешкиным Е.Н. и ОАО «Завод Красная Этна».

        Прекратить режим пользования Терешкиным Е.Н. жилым помещением "Адрес", на условиях общежития.

         Признать за Терешкиным Е.Н. право пользования комнатой "Адрес" на условиях договора социального найма,

         Решение может быть обжаловано в Нижегородский Облсуд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья                       (В.А. Карикова)