№ 2-1267/11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И "Дата" Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе: Председательствующего федерального судьи В.А. Кариковой С участием прокурора Прыткова Ю.В. При секретаре Е.Д. Саловой Рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода, в интересах Репетиловой Е.П., к Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода о признании недействительным распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Н.Новгорода, признании незаконными действий Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании постановки Репетиловой Е.П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода обратился в суд с иском, в интересах Репетиловой Е. П., к Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода о признании недействительным распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Н.Новгорода от "Дата". "Номер" об отказе в признании Репетиловой Е.П. в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании незаконными действий Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода по отказу Репетиловой Е.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода поставить Репетилову Е. П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, указывая на то, что прокуратурой Ленинского района г. Н. Новгорода проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по обращению Козлова В.М., в интересах участника ВОВ, Репетиловой Е.П., в котором обжалуются действия администрации Ленинского района г. Н. Новгорода, выразившиеся в отказе постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Репетиловой Е.П.. В ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что на основании распоряжения от "Дата" за "Номер", Администрацией Ленинского района г. Н. Новгорода отказано Репетиловой Е.П. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях. Указанное распоряжение противоречит требованиям действующего законодательства по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области от "Дата"."Номер" «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от "Дата". "Номер" утверждено положение об администрации Ленинского района г. Н. Новгорода, на основании п.4.6.3. которого, администрация Ленинского района г. Н. Новгорода ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма. Основанием отказа в постановке на учет Репетиловой Е.П. в распоряжении главы администрации Ленинского района г. Н. Новгорода от "Дата". "Номер" является: 1) п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ - представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 2) ч.1 ст. 2 Закона Нижегородской области от "Дата". "Номер"-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии со ст.12 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в том числе определение оснований и порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и категории которых устанавливаются иными федеральным и законами и указами Президента Российской Федерации. Согласно ст. 54 ЖК РФ действующее жилищное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К ним относятся: При таких обстоятельствах указание в распоряжении главы администрации Ленинского района г. Н. Новгорода от "Дата". "Номер" не предусмотренного федеральным законодательством основания для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч.1 ст. 2 Закона Нижегородской области от "Дата". "Номер"-ФЗ) противоречит требованиям ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Выводы обжалуемого постановления о предоставлении Репетиловой Е.П. в отдел учета и распределения жилья документов, которые не подтверждают ее право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются необоснованными. Так, в личном деле Репетиловой Е.П. в отделе учета и распределения жилья имеются документы, подтверждающие отсутствие в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных прав собственности на недвижимое имущество Репетиловой Е.П., имеются документы подтверждающие регистрацию Репетиловой Е.П. "Адрес", согласно письменному заявлению Репетиловой Е.П. замужем она не была, детей и членов семьи не имеет, договор купли-продажи недвижимого имущества (квартиры) "Адрес" от "Дата"., выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что собственником квартиры "Адрес" является Козлов Е.В., договор аренды квартиры от "Дата"., в соответствии с которым Репетилова Е.П. уплачивает ежемесячно 8 тысяч рублей за право пользования указанной квартирой. На основании ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно имеющимся в отделе учета и распределения жилья администрации Ленинского района документам, Репетилова Е.П. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилых помещений. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ, под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Репетилова Е.П. не является супругом, ребенком или родителем Козлова Е.В., и она не была вселена в указанное жилое помещение как член семьи собственника. По объяснениям Репетиловой Е.П., Козлова Е.В. (собственника квартиры "Адрес") членом одной семьи они не являются, ведут раздельное хозяйство. Таким образом, Репетилова Е.П. не является членом семьи собственника жилого помещения - Козлова Е.В.. Вместе с тем, указанный вопрос не был исследован при решении вопроса о постановке Репетиловой Е.П. на учет в качестве нуждающейся. При указанных обстоятельствах распоряжение главы администрации Ленинского района г. Н. Новгорода об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях Репетиловой Е.П., противоречит действующему законодательству и подлежит отмене, поскольку на основании собранных отделом учета и распределения жилья администрации Ленинского района г. Н. Новгорода имеются основания для признания Репетиловой Е.П. нуждающейся в жилом помещении на основании ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Репетилова Е.П. является участником ВОВ, и в силу возраста и состояния здоровья, не может сама обратиться в суд. В судебном заседании прокурор, участвующий в процессе, Прытков Ю.В., поддержал исковые требования, заявленные в интересах Репетиловой Е.П.. Истец Репетилова Е.П. в судебное заседание не явилась. Извещена надлежащим образом по известному месту жительства. Представитель истца Репетиловой Е.П. по нотариально удостоверенной доверенности, Козлов В.М., поддержал исковые требования, заявленные в интересах Репетиловой Е.П.. Представитель ответчика, Пивикова А.Г., в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснив суду, что при оформлении договора купли-продажи от "Дата", Репетилова Е.П. продала принадлежащую ей на праве собственности, однокомнатную квартиру "Адрес", своему внуку, Козлову Е.В., который является сыном племянницы Репетиловой Е.П. от сводного брата. В данном договоре указано, что Репетилова Е.П. сохраняет право пользования и проживания в данной квартире. Репетилова Е.П. никуда из квартиры не выезжала, как проживала в ней, так и осталась проживать после продажи квартиры. В квартире зарегистрированы Репетилова Е.П., новый собственник квартиры и члены его семьи. Т.к. ничего не изменилось после продажи квартиры, они посчитали граждан, которые проживают с Репетиловой Е.П., членами ее семьи. Они учитывали также для определения нормы жилья, жилую площадь жилья Козлова В.М. и его жены на "Адрес", т.к. она имеет там право на жилье. В общей сложности жилая площадь составила 70 кв.м., т.е. на 1 человека по 10 кв.м., что является превышением для постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. … Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти. Органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», участники Великой Отечественной войны обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. Условием обеспечения жильем указанной категории граждан является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: … 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;… На основании ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма представляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим \кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим \Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Нижегородской области от "Дата". "Номер"-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации…, постоянного проживающие на территории соответствующего муниципального образования: …2) отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В силу ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;… При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. На основании ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. … С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях…. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. … Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае. если: В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В судебном заседании установлено, что от имени Репетиловой Е.П., ее представитель по нотариально удостоверенной доверенности от "Дата"., Козлов В.М., обратился в Администрацию Ленинского района г. Н. Новгорода "Дата". с заявлением о признании Репетиловой Е.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий как участника ВОВ, инвалида второй группы по следующим основаниям: 1) не имеющей своего собственного жилья, 2) проживающей в квартире с общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К указанному заявлению были приложены следующие документы: выписки из лицевого счета и домовой книги по квартире "Адрес", в которой зарегистрированы: Репетилова Е.А.,"Дата" рождения - с "Дата", Козлов Е.В., "Дата" рождения, - с "Дата"., Козлов Г.Е., "Дата" рождения, - с "Дата"., Козлова Д.Е., "Дата" рождения. - с "Дата".; договор аренды квартиры от "Дата"., заключенный между Козловым Е.В. /Арендодатель/ и Репетиловой Е.П. /Арендатор/; договор передачи в собственность от "Дата". однокомнатной квартиры "Адрес", общей площадью ..кв.м., в том числе жилой ..кв.м., заключенный между ООО «Жилсервис» и Труниной Л.В.; выписка из лицевого счета квартиры "Адрес", собственником которой является Трунина Л.В., в квартире зарегистрированы с "Дата".: собственник Трунина Л.В., дочь - Козлова Е.А., внук - Козлов Р.Е., "Дата" рождения; уведомление УФС государственной регистрации, кадастра и картографии "Адрес" от "Дата". об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах Репетиловой Е.П. на объекты недвижимого имущества на территории "Адрес" копия удостоверения участника ВОВ на имя Репетиловой Е.П.; договор купли-продажи квартиры от "Дата", заключенный между Репетиловой Е.П. /продавец/ и Козловым Е.В. /покупатель/ квартиры "Адрес", состоящей из одной комнаты, общей площадью ..кв.м., жилой площадью ..кв.м. и другие документы граждан, зарегистрированных в указанной квартире вместе с Репетиловой Е.П.. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Н. Новгорода "Номер" от "Дата". Репетиловой Е.П. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, представляемых по договорам социального найма участнику ВОВ. В ответе отдела по учету и распределению жилья Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода от "Дата"."Номер" на имя Репетиловой Е.П. ей указано, что причиной отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, представляемых по договорам социального найма участнику ВОВ, т.к. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Истец Репетилова Е.П. не является, согласно ст. 31 ЖК РФ, членом семьи собственника квартиры "Адрес", Козлова Е.В.. Доказательств того, что Репетилова Е.П. является членом семьи собственника указанной квартиры Козлова Е.В. суду не представлено. Представитель ответчика в судебном заседании указал на то, что одной из причин отказа Репетиловой Е.П. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда является и превышение обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Данный факт не может служить основанием для отказа Репетиловой Е.П. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, т.к. для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, возможно наличие одного из оснований, перечисленных в ст. 51 ЖК РФ, а не всех оснований, указанных в данной статье, согласно ст. 52 ЖК РФ, по выбору гражданина. Исходя из изложенных обстоятельств дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Репетилова Е.П. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, что является основаниям для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем исковые требования прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода, в интересах Репетиловой Е.П., нашли свое подтверждение в судебном процессе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12,56,194,107,198 ГПК РФ, суд. Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Н.Новгорода удовлетворить. Признать незаконными действия Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода по отказу Репетиловой Е.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признать недействительным распоряжение главы Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода от "Дата" "Номер" об отказе Репетиловой Е.П. в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Администрацию Ленинского района г. Н. Новгорода поставить Репетилову Е.П., "Дата" рождения, на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Решение может быть обжаловано в Нижегородский Облсуд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Федеральный судья (В.А. Карикова)