Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации "Дата" Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Фомичевой Н.Г., с участием прокурора Грищенкова А.С., при секретаре Тихомировой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Нижегородскому предприятию магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» об обязании оборудовать ограждение электроподстанции «Борская», установить громкоговорящую связь и видеонаблюдение с режимом видеозаписи, оборудовать помещения охранной сигнализацией, установить кнопки экстренного вызова, У С Т А Н О В И Л : Борский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Нижегородскому предприятию магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» с указанным иском. В обоснование исковых требований указывает на то, что ежеквартально в соответствии с Планом комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на "Дата", утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от "Дата" "Номер",с участием прокурора области проводятся заседания областной антитеррористической комиссии (АТК). Предметом рассмотрения АТК является антитеррористическая защищенность наиболее значимых объектов. В целях исполнения рекомендаций областной антитеррористической комиссии правоохранительными органами Нижегородской области на постоянной основе проводятся проверки законодательства о противодействии терроризму и о безопасности на потенциально опасных объектах.Основой обеспечения надежной защиты объектов от преступных посягательств является надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.Электроподстанция «Борская», (220/110/10 кВ) филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС, расположенная "Адрес", является объектом особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности Нижегородской области. По результатам проведенной в "Дата" проверки городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности на имя директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС.Вместе с тем, руководство филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Нижегородское ПМЭС не приняло достаточных мер по устранению допущенных нарушений и укреплению антитеррористической защищенности.Во исполнение поручения прокуратуры Нижегородской области Борской городской прокуратурой совместно с УВД по Борскому району, ОВО при УВД по Борскому району в "Дата" проведена проверка законодательства о противодействии терроризму, о безопасности на электроподстанции «Борская» филиала «ФСК ЕЭС» НПМЭС.В ходе указанной проверки выявлены грубые нарушения требований Федерального закона от "Дата". "Номер"ФЗ «О противодействии терроризму» и Закона Российской Федерации от "Дата" "Номер" «О безопасности» в части технической укрепленности и антитеррористической защищенности электроподстанции.По результатам проведенной в "Дата" проверки Борской городской прокуратурой также внесено представление на имя директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности.Вместе с тем, руководство филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Нижегородское ПМЭС вновь не приняло действенных мер по устранению допущенных нарушений и укреплению антитеррористической защищенности.Проведенными Борской городской прокуратурой проверками в течение "Дата". установлено, что электроподстанция не охраняется должным образом, нарушения до настоящего времени не устранены. Так, в нарушение "Дата" МВД РФ ограждение территории не оборудовано защитным козырьком, выполненным из 3-4 рядов колючей проволоки.На объекте по периметру электроподстанции не установлена громкоговорящая связь и видеонаблюдение с режимом видеозаписи за территорией электроподстанции с выходом на пост охраны. Помещения здания без постоянного нахождения персонала не оборудованы охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора. В помещениях с постоянным пребыванием персонала не установлены кнопки экстренного вызова наряда милиции, с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора. Истец просит: 1. Обязать Нижегородское предприятие магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС»: оборудовать ограждение территории электроподстанции «Борская», (220/110/10 кВ) филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС, расположенной по "Адрес", защитным козырьком, выполненным из 3-4 рядов колючей проволоки; установить громкоговорящую связь и видеонаблюдение по периметру электроподстанции с режимом видеозаписи за территорией электроподстанции с выходом на пост охраны; оборудовать помещения здания подстанции без постоянного нахождения персонала охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора; установить в помещениях с постоянным пребыванием персонала кнопки экстренного вызова наряда милиции, с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора. 2.Установить срок для устранения нарушений для Нижегородского предприятия магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» -6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, Грищенков А.С. исковые требования поддержал, обстоятельства, указанные в иске, подтвердил. В судебном заседании представитель ответчика - Филиал ОАО «ФСК ЕЭС», по доверенности Щукина О.В. с иском не согласна по следующим основаниям. Основанием для проверки состояния антитеррористической защищенности объекта Нижегородского ПЭМС ПС 220 кВ «Борская» надзирающими, правоохранительными и иными компетентными органами, было включение ПС 220 кВ «Борская» в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от "Дата". "Дата" в Перечень «объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности». В настоящее время вышеуказанное распоряжение Правительства Нижегородской области утратило силу по распоряжению Правительства Нижегородской области от "Дата" "Номер". Федеральный закон от "Дата" "Номер" « О безопасности», на который Борская городская прокуратура Нижегородской области ссылается в своих представлениях и исковом заявлении, утратил силу в связи с принятием нового закона от "Дата" "Номер"-ФЗ «О безопасности». 2. Исчерпывающий перечень объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности законодателем не определен. Данный условный термин содержится лишь в рекомендациях Министерства Внутренних Дел. ФЗ "Номер"-ФЗ от 21.07.1997г. (в ред. 27.12.2009г. № 374-ФЗ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приводит перечень опасных производственных объектов, подлежащий регистрации в государственном реестре и учету. Исходя из данного перечня на ПС 220 кВ «Борская» опасных производственных объектов нет, ее деятельность в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности в соответствии с законодательством паспортизации не подлежит. 3. Согласно действующим нормативно-правовым документам (Протокол совместного заседания СБ РФ и Президиума Государственного совета РФ № 4 от "Дата"., система критериев ОПО и КВО, утвержденных МЧС РФ от "Дата"., методические рекомендации по проведению инвентаризации критически важных и (или) потенциально опасных объектов РФ и формированию перечня критически важных объектов на региональном уровне, утвержденных МЧС РФ "Номер" от "Дата"., классификация потенциально опасных объектов и критически важных объектов - п. 21) потенциально опасными и критически важными объектами (далее ПОО и КВО) являются крупные электроподстанции классом напряжения 330 кВ и выше. ПС «Борская» имеет класс напряжении 220 кВ. 4. Требования надзирающих, правоохранительных и иных компетентных органов к инженерно-техническим средствам охраны на ПС 220 кВ «Борская» основаны на ведомственных приказах и рекомендациях МВД РФ, а так же ФЗ "Номер"-ФЗ от "Дата" «О противодействии терроризму». ФЗ от "Дата" "Номер"-ФЗ «О противодействии терроризму» содержит лишь общие нормы, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Таким образом, данный закон не содержит конкретных способов и мер противодействия терроризму.Рекомендации же (РД "Номер") законодательно к числу нормативно-правовых документов не отнесены и не могут содержать в себе общеобязательных к исполнению - норм права, они носят лишь информационный характер. В данном документе содержатся положения касательно помещений подразделений ведомственной охраны при ОВД РФ. Деятельность ПС 220 кВ «Борская» под вышеуказанный документ не подпадает, не подлежит государственной охране, т.к. не является ПОО и КВО, не содержит опасных производственных объектов (согласно Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением правительства РФ "Номер" от "Дата" в ред. "Дата" "Номер"). ПС 220 кВ «Борская» с "Дата". находится под охраной ООО МУБ «ФЕРТ».5. ПС 220 кВ «Борская» включена в проект программы первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции электросетевых объектов 220-500 кВ Нижегородской энергосистемы на период 2008-2012гг. Данная программа является неотъемлемой частью соглашения о взаимодействии правительства Нижегородской области и ОАО РАО «ЕЭС России» по развитию энергетической системы Нижегородской области и обеспечению надежного энергоснабжения от 27.12.2006г. Срок реализации данной инвестиционной программы до "Дата" Проект реконструкции и комплексного перевооружения подстанции предусматривает перенос ПС 220 кВ Борская на другой земельный участок. Распоряжением Правительства Нижегородской области "Номер" "Дата" ОАО «ФСК ЕЭС» предоставлены в аренду сроком до "Дата". земельные участки под ПС 220 кВ «Борская», получено разрешение на строительство. При проектировании новой ПС уже учтены дополнительные меры охраны: железобетонное ограждение 2,4 м., спиральный барьер безопасности типа «ЕГОЗА», дополнительное нижнее противоподкопное ограждение, помещение КПП с системой контроля доступа, охранного освещения, периметральная сигнализация, система видеонаблюдения по всему периметру ПС, противопожарная сигнализация.6. Действующая ПС 220 кВ «Борская» надлежащим образом охраняется. На ПС имеется круглосуточное диспетчерское дежурство, выставлена физическая охрана, в "Дата". приобретено мобильное сооружение для размещения сотрудников охраны, установлена кнопка тревожной сигнализации (КТС). Допуск на территорию осуществляется строго припредъявлении документов и утвержденным Нижегородским ПМЭСпропускам, регулярно сотрудники проходят инструктаж по поводупропускного режима на ПС, а также на случай возникновения угрозы совершения террористического акта.С "Дата" конкурс на заключение договора с Нижегородским ПМЭС на охрану объектов электросетевого хозяйства, в т.ч. ПС 220 кВ «Борская» выиграла охранная организация ООО МУБ «Ферт». (Уведомление о результатах запроса предложений для нужд филиала ОАО «ФСЕ ЕЭС» МЭС Волги (право на заключение договоров на оказание услуг по охране объектов Нижегородского ПМЭС филиала ОАО «ФСК ЕЭС») "Номер" от "Дата", выписка из протокола "Номер" от "Дата") В настоящее время договор находится на стадии подписания у контрагента.Мероприятия по антитеррористической защищенности электросетевых объектов осуществляются в Нижегородском ПМЭС на плановой основе и в тесном взаимодействии с подразделениями УФСБ, ГУВД, ГУ МЧС. С учетом указанных обстоятельств просит в иске отказать. Представитель ответчика - ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст.2 указанного закона к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, соразмерность мер противодействия терроризма степени террористической опасности. В соответствии со ст.2 Федерального закона от "Дата". "Номер"-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности… В соответствии со ст.3 указанного закона деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления… В соответствии со ст.4 указанного закона государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Судом установлено, что электроподстанция «Борская», (220/110/10 кВ) филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС, расположенная "Адрес", является объектом особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности Нижегородской области. По результатам проведенной в "Дата" проверки Борской городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов особой важности на имя директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС (л.д.8-12). Однако, руководство филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Нижегородское ПМЭС не приняло достаточных мер по устранению допущенных нарушений и укреплению антитеррористической защищенности. Во исполнение поручения прокуратуры Нижегородской области Борской городской прокуратурой совместно с УВД "Адрес", ОВО при УВД по "Адрес" в "Дата" проведена проверка законодательства о противодействии терроризму, о безопасности на электроподстанции «Борская» филиала «ФСК ЕЭС» НПМЭС.В ходе указанной проверки выявлены грубые нарушения требований Федерального закона от "Дата" "Номер"-ФЗ «О противодействии терроризму» и Закона Российской Федерации от "Дата" "Номер" «О безопасности» в части технической укрепленности и антитеррористической защищенности электроподстанции.По результатам проведенной в "Дата" проверки Борской городской прокуратурой также внесено представление на имя директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности (л.д.15-17). Однако, руководство филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Нижегородское ПМЭС вновь не приняло действенных мер по устранению допущенных нарушений и укреплению антитеррористической защищенности. По результатам проведенных проверочных мероприятий на территории электроподстанции «Борская» Нижегородского ПМЭС филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Управлением ФСБ России по Нижегородской области "Дата" внесено представление на имя директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, в котором обращено внимание на имеющие место недостатки в системе обеспечения требуемого уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности электроподстанции «Борская» Нижегородского ПМЭС филиала АО «ФСК ЕЭС». Указанное подтверждено результатами проведенного "Дата". Управлением ФСБ России по Нижегородской области поверочного мероприятия, осуществленного в форме оперативного эксперимента с маршрутированием «учебных объектов» и закладкой муляжа самодельного взрывного устройства (СВУ) на территории электроподстанции «Борская» Нижегородского ПМЭС филиала ОАО «ФСК ЕЭС». Итоги проверки выявили серьезные нарушения в организации защиты электроподстанции «Борская», выраженные, прежде всего, в недостаточной их оснащенности инженерными и техническими средствами контроля, малой численностью сотрудников охраны, ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, низкой бдительностью технического персонала.Допущенные нарушения требований ст.9 п.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 5.1 ПБ-03-517-02 формируют реальные условия, способствующие реализации угроз экономической безопасности Российской Федерации, а также причинению вреда жизни и здоровью граждан (л.д.24). С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд находит, что руководством филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС не предпринимается достаточных мер по обеспечению антитеррористической защищенности электроподстанции «Борская» Нижегородского ПМЭС как объекта особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности Нижегородской области, требования надзирающих, правоохранительных органов, основанные на требованиях федеральных законов по обеспечению условий и мер противодействия терроризму, не исполняются. Суд учитывает то, что обеспечение безопасности объектов на территории Российской Федерации является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается, в том числе, за счет внедрения и использования современных технических средств и принятия мер к снижению риска террористических актов на потенциально опасных объектах, проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности таких объектов. К основным принципам противодействия терроризму закон относит обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Состояние электроподстанции «Борская» Нижегородского ПМЭС, как объекта особой важности, влияет на состояние безопасности Российской Федерации в целом, а также на безопасность неопределенного круга лиц, проживающих вблизи подстанции, лиц и организаций, получающих от подстанции электроэнергию. По вышеуказанным основаниям возражения представителя филиала ОАО «ФСК ЕЭС» не могут быть приняты судом во внимание, а также исходя из следующего. Хотя ПС «Борская» нет в перечне опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре, и ПС «Борская» имеет класс напряжения 220 кВ, а не 330 кВ, данные обстоятельства не могут служить основанием для не обеспечения и не соблюдения необходимых мер для предотвращения угрозы безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, не обеспечения необходимого уровня антитеррористической защищенности электроподстанции как объекта высокого класса напряжения. То обстоятельство, что ПС «Борская» включена в проект программы первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции электросетевых объектов не период "Дата". не влияет на состояние и уровень антитеррористической защищенности в настоящее время. Обстоятельство того, что ПС «Борская» охраняется сотрудниками охраны и того, что конкурс на заключение договора на охрану выиграла охранная организация ООО МУБ «Ферт» не свидетельствует о надлежащем состоянии защищенности ПС как обьекта особой важности. Рекомендации, содержащиеся в Руководящем документе "Номер". МВД РФ подлежат применению и исполнению, поскольку при отсутствии нормативно-правовых актов, требования данного Руководящего документа устанавливают порядок и способы оснащения объектов элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны с целью противодействия преступным посягательствам на них. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым иск Борского городского прокурора Нижегородской области удовлетворить и обязать Нижегородское предприятие магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС»оборудовать ограждение территории электроподстанции «Борская», (220/110/10 кВ) филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС, расположенной "Адрес", защитным козырьком, выполненным из 3-4 рядов колючей проволоки;установить громкоговорящую связь и видеонаблюдение по периметру электроподстанции с режимом видеозаписи за территорией электроподстанции с выходом на пост охраны;оборудовать помещения здания подстанции без постоянного нахождения персонала охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора;установить в помещениях с постоянным пребыванием персонала кнопки экстренного вызова наряда милиции, с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора.Установить Нижегородскому предприятию магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» срок для выполнения указанных мероприятий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Борского городского прокурора Нижегородской области удовлетворить. Обязать Нижегородское предприятие магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС»оборудовать ограждение территории электроподстанции «Борская», (220/110/10 кВ) филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Нижегородская ПЭМС, расположенной "Адрес", защитным козырьком, выполненным из 3-4 рядов колючей проволоки;установить громкоговорящую связь и видеонаблюдение по периметру электроподстанции с режимом видеозаписи за территорией электроподстанции с выходом на пост охраны;оборудовать помещения здания подстанции без постоянного нахождения персонала охранной сигнализацией с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора;установить в помещениях с постоянным пребыванием персонала кнопки экстренного вызова наряда милиции, с выводом сигнала «Тревога» на концентратор поста оператора. Установить Нижегородскому предприятию магистральных электрических сетей Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» срок для выполнения указанных мероприятий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через районный суд в течение 10 дней. Федеральный судья Н.Г.Фомичева