Дело 2-534/2012 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Н. Новгород 31 января 2012 года Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Павленковой Т.В., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода Киреевой Е.Н., при секретаре Красоткиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Н. Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ лицею № 180, администрации г. Н. Новгорода о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установил: Прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ лицею № 180, администрации г. Н. Новгорода о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, мотивируя тем, что "Дата" года при проведении проверки выявлены нарушения, выразившиеся в том, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований имеются дефекты линолеумного покрытия в медицинском кабинете, линолеум не плотно пригнан к основанию пола, в медицинском кабинете имеется мебель (столы, мойка под раковиной), наружная поверхность которой выполнена из материалов неустойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, в прививочном кабинете не установлено водонагревательное устройство в качестве резервного источника горячего водоснабжения. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Киреева Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель администрации города Нижнего Новгорода Аширова Е.Н. (по доверенности) исковые требования прокурора признала частично. Представитель МБОУ лицея № 180 Мурзаева Н.Д. исковые требования прокурора признала полностью. Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», одними из основных принципов охраны здоровья граждан являются: приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии со ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно- эпидемиологические требования, системой федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» закреплены права несовершеннолетних на охрану здоровья. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. В силу ст. 1 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимается система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок; Государственная политика в области иммунопрофилактики, согласно ст. 4 указанного закона, направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. Надлежащее исполнение требований вышеуказанного законодательства будет способствовать оздоровлению населения, в том числе несовершеннолетних, и в итоге реализации целей приоритетного национального проекта «Здоровье». В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьей 55 данного закона установлена ответственность за нарушение санитарного законодательства. Согласно ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников. В судебном заседании установлено, что "Дата" года сотрудниками прокуратуры Ленинского района г. Н. Новгорода была проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения лицей № 180. В ходе выездной прокурорской проверки по вопросам соблюдения законодательства об иммунопрофилактике, проведенной с привлечением специалистов Роспотребнадзора, в МБОУ лицей № 180 выявлены следующие нарушения указанных требований закона: - в нарушение требований п.п. 4.2, 4.3 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 - в нарушение требований п. 8.8. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 в медицинском - в нарушение требований п. 5.4. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 в По фактам выявленных нарушений закона директору лицея № 180 "Дата" года внесено представление об их устранении (л.д. 7-8). Согласно ответу на указанное представление от "Дата" года, часть нарушений не устранена до настоящего времени. При таких обстоятельствах судом усматриваются основания для понуждения учреждения устранить допущенные нарушения, поскольку несоблюдение требований санитарных норм и правил в МБОУ лицей № 180, с учетом положений, закрепленных ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», нарушают права детей на охрану здоровья и жизни, что может привести к причинению вреда здоровью обучающихся. Как пояснила в суде представитель МБОУ лицей № 180 Мурзаева Н.Д., на устранение вышеуказанных нарушений требуется № рублей, которых лицей в настоящее время не имеет, однако выполнение мероприятий по устранению указанных нарушений заложено в план финансово - хозяйственной деятельности учреждения на "Дата" год. При поступлении денежных средств, а также при условии окончания учебного процесса, то есть в летние каникулы, имеющиеся нарушения будут устранены. Согласно ответу на представление для выполнения указанных мероприятий у МБОУ лицей № 180 отсутствуют денежные средства. Представитель ответчика Е.Н. Аширова пояснила суду, что администрация города Нижнего Новгорода не признает предъявленные исковые требования в части обязания администрации города Нижнего Новгорода при недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения мероприятий, предоставить МБОУ № 180 необходимые денежные средства. Указывает, что МБОУ лицей № 180 является бюджетным учреждением. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей с "Дата" года) учредитель бюджетного учреждения не несет субсидиарной ответственности по денежным обязательствам созданного им учреждения. Решением Городской Думы г. Н.Новгорода от "Дата" N 104 (ред. от "Дата") "Об особенностях правового положения муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода в переходный период" установлены формы финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений города Нижнего Новгорода: Таким образом, решением представительного органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода установлен переходный период до "Дата" года, в связи с чем с "Дата" года муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 180 не является получателем бюджетных средств, администрация города Нижнего Новгорода субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения не несет. Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Так, МБОУ лицей № 180 создано администрацией г. Н. Новгорода в целях осуществления образовательного процесса, находится в ведомственном подчинении департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Н. Новгорода. Согласно абз. 6 п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от "Дата" года N 83-ФЗ), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от "Дата" года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до "Дата" года. При этом суд признает, что обязательства МБОУ лицей № 180 по выполнению мероприятий, указанных в иске прокурора, возникли до "Дата" года, в связи с чем, положения ст. 120 ГК РФ (в редакции от "Дата" года) не подлежат применению к данным правоотношениям. С "Дата" по "Дата". устанавливается переходный период, в течение которого в силу ст. 19 вышеуказанного Федерального закона РФ № 83-ФЗ от "Дата". бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств, в связи с чем доводы представителя ответчика - администрации г. Нижнего Новгорода признаются судом несостоятельными. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд решил: обязать муниципальное образовательное учреждение лицей № 180 с целью устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выполнить следующие мероприятия: - устранить дефекты линолеумного покрытия в медицинском кабинете; - установить в медицинском кабинете столы, мойку под раковиной, наружная поверхность которых выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств; - в прививочном кабинете установить водонагревательное устройство в качестве резервного источника горячего водоснабжения. Обязать собственника учреждения в лице администрации города Нижнего Новгорода при недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, предоставить МБОУ лицей № 180 необходимые денежные средства. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца. Федеральный судья: Павленкова Т.В.
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность" имеются дефекты линолеумного покрытия в
медицинском кабинете, линолеум не плотно пригнан к основанию пола,
кабинете имеется мебель (столы, мойка под раковиной), наружная поверхность
которой выполнена из материалов неустойчивых к воздействию моющих и
дезинфицирующих средств,
прививочном кабинете не установлено водонагревательное устройство в качестве
резервного источника горячего водоснабжения, что подтверждается актом проверки (л.д. 4).