Решение по иску Кировского транспортного прокурора,действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, об обязании обеспечить железнодорожные вокзалы станций специальными устройствами для пассажиров-инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года                                                   г. Н.Новгород

Ленинский районный суд г. Н.Новгорода в составе:

председательствующего федерального судьи Пугачевой В.Ю.,

при секретаре Лапшовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Кировского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить железнодорожные вокзалы станций специальными устройствами для пассажиров- инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

              В своем заявлении Кировский транспортный прокурор указал, что в результате проведенной проверки на железнодорожных вокзалах станций Мураши, Яр, Балезино, Зуевка, Луза Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ГЖД- филиала ОАО «Российские железные дороги» выявлены нарушения законодательства о защите прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры. Так, на упомянутых вокзалах:

        1) отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки- высадки инвалидов с платформ в вагоны поездов, а также грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске;

2) билетные кассы вокзалов не оснащены специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом;

3) помещения вокзалов не оборудованы специальными пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов- колясочников, а также буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых;

4) на вокзалах станций Мураши, Яр, Луза в туалетах отсутствуют специальные кабины для инвалидов.

Все указанные выше нарушения затрудняют доступ граждан- инвалидов на объекты железнодорожной инфраструктуры и создают препятствия для пользования ими услуг в сфере железнодорожных перевозок.

На основании изложенного, просили обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить железнодорожные вокзалы станций Яр, Мураши, Балезино, Зуевка, Луза специальными устройствами для пассажиров- инвалидов:

1) передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки- высадки инвалидов с платформ в вагоны поездов;

2) оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом;

3) оснастить специальными пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов- колясочников, а также буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых;

4) туалеты железнодорожных вокзалов станций Мураши, Яр, Луза оборудовать специальными кабинами для инвалидов.

Впоследствии прокурор требования иска уточнил и окончательно просил обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить железнодорожные вокзалы станций Яр, Мураши, Балезино, Зуевка, Луза специальными устройствами для пассажиров- инвалидов:

1) передвижными платформами с вертикальным перемещением и лестничными подъемниками); переносными рампами (переносными пандусами для съезда и заезда инвалидов- колясочников) при посадке- высадке инвалидов с платформ в вагоны поездов;

2) грузопассажирскими лифтами для инвалидов в коляске;

3) оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой и наушниками);

4) оснастить стены помещений специальными пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов- колясочников, а также буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых;

5) туалеты железнодорожных вокзалов станций Мураши, Яр, Луза оборудовать специальными кабинами для инвалидов.

В судебном заседании прокурор доводы иска поддержал, подтвердил изложенное в нем.

Представители ОАО «Российские железные дороги» с иском не согласны. Суду пояснили, что действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.51198-03, на которые ссылается прокурор, в отношении уже построенных стационарных объектов. Все железнодорожные вокзалы, указанные в исковом заявлении, введены в эксплуатацию до принятия данных санитарных правил. Более подробно свою позицию изложили в письменном отзыве (л.д. 25-28).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» настоящий федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…

Статья 15 закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам… для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры…, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта…

Согласно ст. 80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и отвечать требованиям соответствующих норм, правил, нормативных документов.

Требования по обслуживанию пассажиров- инвалидов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта перечислены в Санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от "Дата" года № 12 (СП 2.5.1198-03).

Судом установлено, что здания вокзалов станций Луза, Мураши, Яр, Балезино, Зуевка находятся на балансах структурных подразделений ГЖД - филиала ОАО «Российские железные дороги».

По требованию суда "Дата" года комиссией в составе зам. начальника ГЖД Небольсина А.Н. и зам. начальника Горьковского ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведено обследование железнодорожных вокзалов с целью установления их соответствия требованиям СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте».

В ходе проверки в рамках заявленных требований установлено:

1) здание вокзала станции Луза:

- отсутствует зрительная информация о доступности помещений вокзала инвалидам- колясочникам (пиктограммы) - п.3.1.18 СП 2.5.1198-03;

- в туалете для пассажиров отсутствует специальная кабина для инвалидов- п. 3.5.7 СП 2.5.1198-03;

- отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки инвалидов в поезд - п.3.1.17 СП 2.5.1198-03;

- кассы вокзала не оборудованы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом- п.3.1.19 СП 2.5.1198-03;

2) здание вокзала станции Мураши:

- в туалете для пассажиров отсутствует специальная кабина для инвалидов- п. 3.5.7 СП 2.5.1198-03;

- отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки инвалидов в поезд - п.3.1.17 СП 2.5.1198-03;

- кассы вокзала не оборудованы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом- п.3.1.19 СП 2.5.1198-03;

3) здание вокзала станции Яр:

- отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки инвалидов в поезд - п.3.1.17 СП 2.5.1198-03;

- кассы вокзала не оборудованы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом- п.3.1.19 СП 2.5.1198-03;

- в туалетах для пассажиров, расположенных в здании вокзала и в отдельно стоящем здании, отсутствует специальная кабина для инвалидов- п.3.5.7 СП 2.5.1198-03;

4) здание вокзала станции Балезино:

- отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки инвалидов в поезд - п.3.1.17 СП 2.5.1198-03;

- кассы вокзала не оборудованы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом- п.3.1.19 СП 2.5.1198-03;

5) здание вокзала станции Зуевка:

- отсутствуют специальные приспособления (передвижные подъемники, переносные рампы) для посадки инвалидов в поезд - п.3.1.17 СП 2.5.1198-03;

- кассы вокзала не оборудованы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом- п.3.1.19 СП 2.5.1198-03.

В связи с тем, что наличие нарушений требований СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» на вокзалах указанных выше станций- в суде нашло свое подтверждение, суд полагает, что на ОАО «Российские железные дороги» должна быть возложена обязанность по их устранению, за исключением обязанности по оснащению вокзалов специальными приспособлениями (передвижными подъемниками, переносными рампами) для посадки инвалидов в поезд, поскольку в соответствии с п.3 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (изменения и дополнения № 1 к СП 2.5.1198-03), наружные боковые двери должны быть не менее 1900*780 мм для вагонов всех классов и 1790*760 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении. Ширина же дверей с некотловой стороны для въезда и выезда пассажиров- инвалидов в кресле- коляске должна быть не менее 850 мм. Из объяснений представителей ОАО «Российские железные дороги» следует и прокурором не оспаривается, что в эксплуатации Общества находятся стандартные вагоны с габаритами 1790* 760 мм, что влечет за собой вывод о том, что специальные передвижные средства для посадки инвалидов с платформы в вагон не позволяют инвалиду- колясочнику в него попасть. Представители ответчика ссылаются на то, что в настоящее время в составы пассажирских поездов включены специальные вагоны, конструктивно предусмотренные для проезда инвалидов в коляске (с подъемниками).

Требования об оснащении зданий вокзалов грузопассажирскими лифтами для инвалидов в коляске, суд также счел подлежащими отклонению, поскольку из технических паспортов зданий железнодорожных вокзалов усматривается, что здания на станциях Мураши, Яр являются одноэтажными, на станциях Балезино и Луза - в зданиях помимо первого этажа имеются подвальные помещения, не предназначенные для прохода пассажиров. Здание вокзала станции Зуевка - двухэтажное, однако, как следует из перечня помещений, находящихся на втором этаже (подсобная, венткамеры, форкамеры, помещение ГО, радиоузел и др..), данный этаж ответчиком используется в качестве служебного. С учетом изложенного, отсутствие грузопассажирских лифтов для инвалидов на вышеуказанных станциях суд не может рассматривать в качестве несоответствия требованиям санитарных правил.

Рапорт начальника Кировского регионального центра по обслуживанию пассажиров по вопросу обеспечения железнодорожных вокзалов станций Мураши, Яр, Луза, Балезино Зуевка специальными устройствами для пассажиров- инвалидов, суд счел подлежащим отклонению, поскольку он является внутренним документом организации- ответчика. За основу решения судом принята справка по результатам проверки, составленная представителем Ропотребнадзора с участием представителя ОАО «Российские железные дороги», с которой последний был ознакомлен и каких- либо возражений по ней не представил.

Приобщенные фотографии о наличии в зданиях вокзалов пиктограмм- судом не могут быть приняты во внимание, поскольку сделать вывод о том, на каких станциях вокзалов данные обозначения присутствуют- не представляется возможным.

На основании ст. 206 ГПК РФ представитель ответчика в случае возложения обязанности по выполнению в зданиях вокзалов мероприятий, имеющих капитальный характер, просил установить срок для их выполнения до "Дата" года.

Прокурор, участвующий в деле, против установления указанного срока не возражал.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить железнодорожные вокзалы специальными устройствами для пассажиров- инвалидов:

1) здание вокзала станции Луза:

- оснастить стены помещений специальными пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов- колясочников, а также буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых;

- оборудовать туалет специальной кабиной для инвалидов;

- оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой с наушниками);

2) здание вокзала станции Мураши:

- оборудовать туалет специальной кабиной для инвалидов;

- оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой с наушниками);

3) здание вокзала станции Яр:

- оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой с наушниками);

- оборудовать туалет специальной кабиной для инвалидов;

4) здание вокзала станции Балезино:

- оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой с наушниками);

5) здание вокзала станции Зуевка:

- оснастить билетные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом (телефонной трубкой с наушниками).

Мероприятия по оборудованию туалетов зданий вокзалов специальной кабиной для инвалидов подлежат выполнению в срок до "Дата" года.

В остальной части исковых требований Кировскому транспортному прокурору, действующему в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить железнодорожные вокзалы станций специальными устройствами для пассажиров- инвалидов- отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                  Федеральный судья                                                  В.Ю. Пугачева