Решение по иску Чувашского транспортного прокурора к Центральной дирекции инфраструктуры-филиалу ОАО `Российские железные дороги` о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить квоту для приему на работу инвалидов



                                       Дело № 2-402

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

"Дата"

Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Силонина В.В., с участием прокурора Корневой Т.И.,

при секретаре Сусленковой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувашского транспортного прокурора к Центральной дирекции инфраструктуры- филиалу ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить квоту для приема на работу инвалидов,

у с т а н о в и л :

Чувашский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Центральной дирекции инфраструктуры- филиалу ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить квоту для приема на работу инвалидов. В обоснование иска указал, что проведенной прокурорской проверкой на "Дата" установлено бездействие Канашской дистанции пути КО ГЖД ОАО «РЖД» по невыполнению квоты по созданию рабочих мест и приему на работу 7 инвалидов. Просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства путем трудоустройства в Канашскую дистанцию пути инвалидов в счет установленной квоты.

В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора Корнева Т.И. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика- Сухорукова С.В. не согласившись с иском, указала, что Канашская дистанция пути, как структурное подразделение, не является организацией - работодателем и его руководитель не является стороной трудовых отношений с работниками, а лишь представляет интересы ОАО «РЖД» в этих отношениях, т.е. действует от имени юридического лица.Возможность создания в Канашской дистанции пути рабочих мест, не связанных с видом деятельности Дистанции, целесообразность их создания в конкретном структурном подразделении, является прерогативой юридического лица - ОАО «РЖД». Руководитель Дистанции не наделен полномочиями утверждения штатного расписания Дистанции и внесения в него изменений. Кроме этого, выделение из существующих в Канашской дистанции пути должностей квоты для инвалидов невозможно вследствие особых требований к здоровью и уровню квалификации работников, специфики и рода деятельности организации.

Представитель ГУ Центр занятости населения г.Канаша Госслужбы занятости населения Чувашской Республики в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав мнение Корневой Т.И., Сухоруковой С.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном соотношении к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работы инвалидов.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от "Дата" №32 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики» организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Трудоустройство инвалидов в счет установленных квот производится работодателями (ст.3 Закона).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с информацией ГУ Центр занятости населения г.Канаша Госслужбы занятости Чувашии от "Дата" г. Канашская дистанция пути КО ГЖД ОАО «РЖД» не выполнила квоту по созданию рабочих мест и приему на работу 7 инвалидов (л.д.6).

Доводы представителя ответчика о том, что Центральная дирекция инфраструктуры- филиала ОАО «Российские железные дороги», Горьковская дирекция инфраструктуры ГЖД- филиала ОАО «РЖД» не являются юридическими лицами, в связи чем на них не может быть возложена обязанность по квотированию рабочих мест, заслуживают внимания.

По смыслу ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Требования закона о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяются на организацию- работодателя, как юридическое лицо.

Согласно ст.20 Трудового кодекса РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Согласно ст.55 ГК РФ, представительства и филиалы - обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту (представительства) или осуществляют все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиалы).

В соответствии с Уставом ОАО «РЖД», утвержденным Постановлением Правительства РФ "Дата" №585, ОАО «РЖД» является юридическим лицом, имеет филиалы и представительства, действующие в соответствии с утвержденными президентом ОАО «РЖД» положениями. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени ОАО «РЖД». Руководители филиалов и представительств, а также уполномоченные ими лица, осуществляют права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками этих филиалов и представительств в рамках наделенных полномочий (п.п.3,8,23,25,26 Устава).

В соответствии с Приложением к Уставу ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога является филиалом ОАО «РЖД», а Горьковская дирекция инфраструктуры является структурным подразделением Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», согласно Положению о Горьковской дирекции инфраструктуры.

В свою очередь, Канашская дистанция пути действует на основании Положения, утвержденного распоряжением начальника Горьковской железной дороги, входит в состав Горьковской дирекции инфраструктуры и не является юридическим лицом. Руководство Канашской дистанцией пути осуществляет начальник, который представляет интересы ОАО «РЖД» в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе, исполняет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками Дистанции, являясь при этом представителем ОАО «РЖД».

В соответствии с п.2 Положения о Центральной дирекции инфраструктуры- филиале ОАО «Российские железные дороги» Центральная дирекция не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД».

Поскольку работодателем по отношению к работникам филиала, представительства выступает юридическое лицо, от имени которого руководитель филиала, представительства осуществляет полномочия по заключению трудового договора и его расторжению, то Центральная дирекция инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД» и Канашская дистанция пути не является работодателями.

Внутренними документами ОАО «РЖД», а именно: Уставом, Положением о Горьковской железной дороге, Положением о Горьковской дирекции инфраструктуры, Положением о Канашской дистанции пути не предусмотрено выделение или создание в структурных подразделениях ОАО «РЖД» квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также не предусмотрены полномочия руководителя структурного подразделения самостоятельно выделять или создавать такие рабочие места в счет квоты для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, ни Центральная дирекция инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД», ни Горьковская дирекция инфраструктуры ГЖД- филиала ОАО «РЖД» не являются организациями, выполняющими функции работодателя и их руководители соответственно не являются стороной трудовых отношений с работниками. Филиалы ограничены представлением интересов ОАО «РЖД» в этих отношениях от имени юридического лица.

При исполнении обязанности по установлению квоты, ОАО «РЖД» вправе самостоятельно определять, в каком структурном подразделении и какое количество рабочих мест выделить для инвалидов.

Учитывая изложенное, суд полагает, что требования Чувашского прокурора о квотировании рабочих мест могут распространяться только на ОАО «РЖД», как на юридическое лицо, в целом.

Более того, трудоустройство инвалида по имеющейся специальности или профессии предусматривает организацию на рабочем месте доступных условий труда с учетом особенностей заболеваний инвалида. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов) создаются с учетом характера производства и мотивации к труду в конкретной организации.

Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта, в том числе, особенности приема их на работу, регулируются Федеральным законом от "Дата" №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которому, лица принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Согласно Положению о Канашской дистанции пути основной задачей Дистанции является качественное содержание обслуживаемого участка пути в соответствии с установленными требованиями, в том числе по безопасности, обеспечивающими выполнение установленного объема перевозок грузов, багажа, грузобагажа и пассажиров. При данной специфики работы в Дистанции условия труда инвалидов не будут отвечать требованиям безопасности.

Таким образом, выделение из существующих в Канашской дистанции пути должностей квоты для инвалидов невозможно вследствие особых требований к здоровью и уровню квалификации работников Создание дополнительных рабочих мест без учета специфики и рода деятельности организации, уровня квалификации принимаемых работников, не может быть произведено.

Кроме того, возможность создания в Канашской дистанции пути рабочих мест, не связанных с видом деятельности Дистанции, целесообразность их создания в конкретном структурном подразделении, является прерогативой юридического лица - ОАО «РЖД». Руководитель Дистанции не наделен полномочиями утверждения штатного расписания Дистанции и внесения в него изменений.

На основании изложенного, исковые требования Чувашского транспортного прокурора к Центральной дирекции инфраструктуры- филиалу ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить квоту для приема на работу инвалидов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Чувашского транспортного прокурора к Центральной дирекции инфраструктуры- филиалу ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить квоту для приема на работу инвалидов отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через районный суд в течение 1 месяца.

Федеральный судья:                       В.В. Силонин