Дело №2-1371/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Харитоновой Т.Н.,
с участием в деле:
заявителя – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Ашутова Олега Александровича,
заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск, его представителя Юськаева Руслана Касимовича, действующего по доверенности от 7 октября 2009 года № 87-д,
заинтересованного лица - муниципального учреждения Администрации городского округа Саранск «Многофункциональный центр», его представителя Красникова Александра Игоревича, действующего по доверенности от 3 июня 2010 года,
заинтересованного лица - муниципального учреждения Администрации городского округа Саранск «Градостроительство»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска о признании полностью противоречащим закону Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, утвержденного распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года №28-р,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании полностью противоречащим закону Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, утвержденного распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года №28-р.
В обоснование заявленных требований указал следующее. Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, утвержденный распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года № 28-р (далее - Административный регламент), опубликован в газете «Вечерний Саранск» 07 апреля 2010 № 14. Административный регламент противоречит федеральному законодательству, поскольку им установлено, что он определяет сроки и последовательность действий уполномоченных должностных лиц по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск. Пунктом 4 Административного регламента установлено, что предоставление названной муниципальной услуги осуществляется МУ «Многофункциональный центр» в части приема и регистрации заявления о выдаче разрешения на строительство, выдачи мотивированного отказа в выдаче разрешения на строительство, МУ «Градостроительство» в части подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков.
Пунктами 9, 11, 12, 13, 16, 27, 28, 30, 32, 37, 46, 51, 54, 56, 57, 58, 59, 62, 63 Административного регламента установлено, что прием, регистрация, названных заявлений и выдача постановлений осуществляется МУ «Многофункциональный центр», подготовка и выдача градостроительных планов осуществляется МУ «Градостроительство». Считает, что поскольку градостроительным законодательством полномочия по подготовке и выдаче разрешений на строительство возложены на органы местного самоуправления, передача данных функций муниципальным учреждениям не допускается, соответственно указанные полномочия переданы МУ «Многофункциональный центр» и МУ «Градостроительство» незаконно. Кроме того, ссылаясь на статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, считает, что в нарушение названных требований МУ «Градостроительство» и МУ «Многофункциональный центр» незаконно наделены вышеуказанными функциями органов местного самоуправления городского округа Саранск.
По данным основаниям просит суд признать полностью противоречащим закону Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, утвержденный распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года №28-р.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Ашутов О.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил суд удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. требования прокурора просил оставить без удовлетворения. Суду пояснил, что оспариваемый прокурором Ленинского района г. Саранска регламент не является противоречащим законодательству, поскольку он не содержит положений, нарушающих нормы антимонопольного законодательства. Данный акт не наделяет муниципальное учреждение «Многофункциональный центр» и муниципальное учреждение «Градостроительство» полномочиями и функциями органов местного самоуправления. Указанные учреждения не могут быть признаны хозяйствующими субъектами, поскольку оказывают деятельность по обеспечению предоставления муниципальных услуг на бесплатной основе.
Представитель заинтересованного лица - муниципального учреждения Администрации городского округа Саранск «Многофункциональный центр» Красников А.И. требования прокурора просил оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица - муниципального учреждения Администрации городского округа Саранск «Градостроительство» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав пояснения лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 7 апреля 2010 года в выпуске газеты «Вечерний Саранск» №14 был опубликован Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск.
Данный Административный регламент был утвержден распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года № 28-р.
Согласно пункту 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск суд считает законным и не противоречащим федеральному законодательству, руководствуясь следующим.
Пунктом 2 Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск установлено, что Административный регламент определяет сроки и последовательность действий уполномоченных должностных лиц Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги.
Пунктами 4, 9, 11, 12, 13, 16, 27, 28. 30, 32, 37, 46, 54, 56, 57, 58, 59, 62, 63 Административного регламента установлено, что прием, регистрация названных заявлений и выдача постановлений осуществляется МУ «Многофункциональный центр», подготовка и выдача градостроительных планов осуществляется МУ «Градостроительство».
Так, пунктами 27, 30, 46, 54 Административного регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги застройщик представляет лично либо направляет почтой на рассмотрение специалисту МУ «МФЦ» (пр. Ленина, подъезд №2, окно №12) заявление установленного образца и прилагаемые к нему документы. Специалист МУ «МФЦ», ответственный за прием и регистрацию документов, вносит регистрирующую запись о приеме документов в регистрационную карточку автоматизированной системы учета входящей и исходящей документации в соответствии с действующими правилами ведения учета документов. После регистрации два экземпляра разрешения в течение 3-х рабочих дней выдаются застройщику специалистом МУ «МФЦ» при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица, 3-й экземпляр разрешения с пакетом документов остается на хранении в Управлении. Мотивированный отказ в выдаче разрешения регистрируется специалистом МУ «МФЦ» в течение 1-го рабочего дня и в течение 3-х рабочих дней выдается застройщику. 2-1 экземпляр отказа направляется исполнителю, з-1 экземпляр остается в МУ «МФЦ».
Обосновывая заявленные требования, прокурор Ленинского района г. Саранска указывает, что подготовка и выдача разрешений на строительство относят к вопросам местного значения городского округа Саранск. Выдачу разрешения на строительство, продление срока его действия обязаны осуществлять органы местного самоуправления. Данные положения содержатся в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статье 55 Градостроительного кодекса РФ.
Действительно, с соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа Саранск относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу. В силу статьи 8 Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Статьей 55 Кодекса РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В подпункте б) пункта 4 Административного регламента указано, что предоставление муниципальной услуги осуществляется Муниципальным учреждением «Многофункциональный центр» (далее - МУ «МФЦ») – в части приема и регистрации заявления о выдаче разрешения, выдачи разрешения, регистрации и выдачи мотивированного отказа в выдаче разрешения.
В соответствии с Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 796 предусмотрено, что многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг (далее - центр) является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг. На базе центра предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по следующим направлениям:
а) социальная поддержка населения;
б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
г) регулирование предпринимательской деятельности.
Государственные (муниципальные) услуги в центре предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками центра. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются центром самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в центре сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.
Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации четко и прямо предусматривает возможность приема заявок, выдачи результатов оказания муниципальных услуг непосредственно муниципальными учреждениями, созданными специального для такого рода деятельности, а также предусматривает возможность направления заявки не в орган местного самоуправления, а в иную организацию, участвующую в предоставлении муниципальных услуг.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия № 142-р от 6 апреля 2009 года в целях реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 года № 694-р, Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия от 29 декабря 2008 года № 610, и в целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия утверждены прилагаемые:
- структура системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия,
- примерное положение о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия,
- примерное положение об организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 Примерного положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия – учреждение созданное на территории Республики Мордовия, основной целью деятельности которого является организация доступа физических и юридических лиц (организаций) к получению государственных и муниципальных услуг путем территориального, информационного и (или) иного способа объединения территориальных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также развития межведомственного взаимодействия, в том числе за счет обеспечения информационного обмена.
Довод прокурора Ленинского района г. Саранска о том, что МУ «Многофункциональный центр» и МУ «Градостроительство» являются хозяйствующими субъектами и незаконно наделены полномочиями и функциями органов местного самоуправления, является необоснованным.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно Уставу Муниципального учреждения «Многофункциональный центр» учреждение является некоммерческой организацией, основной целью которой является организация доступа физических и юридических лиц к получению государственных и муниципальных услуг путем территориального, информационного и (или) иного способа объединения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также развития информационного взаимодействия, в том числе обеспечения информационного обмена.
В Уставе Муниципального учреждения «Градостроительство» указано, что Муниципальное учреждение «Градостроительство» создано на основании постановления Главы города Саранска от 2 февраля 2000 года № 57 с наименованием Муниципальное учреждение «Градостроительство», зарегистрировано распоряжением заместителя Главы г. Саранска от 26 июня 2000 года № 1374-рз. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета городского округа Саранск на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при предоставлении муниципальных услуг данными муниципальными учреждениями не может быть получен доход. Кроме того, результат оказания той или иной муниципальной услуги оформляется в любом случае правовым актом, решением, либо иным письменным документом уполномоченного лица Администрации городского округа Саранск, а не работником муниципального учреждения «Многофункциональный центр» или муниципального учреждения «Градостроительство». Работники указанных учреждений не обладают какими-либо властными исполнительно-распорядительными полномочиями, а осуществляют только лишь технические функции по приему, регистрации и выдаче документов, являющихся результатом предоставления Администрацией городского округа Саранск муниципальных услуг.
Так, согласно пункту 44 Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, мотивированный отказ в выдаче разрешения в течение 1 рабочего дня подписывается Заместителем Главы Администрации городского округа Саранск – Директором Департамента и направляется в МУ «МФЦ» для регистрации и выдачи застройщику.
В соответствии с пунктом 42 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пунктах 22 и 23 настоящего Административного регламента, исполнитель принимает решение о выдаче разрешения застройщику, обеспечивает подготовку проекта разрешения в 3-х экземплярах и направляет на поэтапное согласование с должностными лицами Администрации городского округа Саранск:
начальником Управления градостроительства и архитектуры – в срок не более 1-го рабочего дня;
Заместителем Главы Администрации – Директором Депармента перспективного развития - в срок не более 1-го рабочего дня;
Заместителем Главы Администрации – Директором Департамента по правовым вопросам – в срок не более 2-х рабочих дней.
После процедуры согласования проект разрешения направляется на подпись Главе Администрации – в срок не более 1-го рабочего дня.
Таким образом, выдача разрешений и мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство принимается Главой и заместителем Главы Администрации соответственно.
Поэтому подпункт б) пункта 4 Административного регламента, согласно которому предоставление муниципальной услуги осуществляется Муниципальным учреждением «Многофункциональный центр» - в части приема и регистрации заявления о выдаче разрешения, выдачи разрешения, регистрация и выдаче мотивированного отказа в выдаче разрешения не может свидетельствовать о том, что муниципальным учреждением принимается решение о выдачи разрешения и отказе в выдаче разрешения. Указанным учреждением происходит лишь непосредственная выдача гражданам на руки данных документов.
Таким образом, передача функций органа местного самоуправления в виде выдачи разрешения и выдачи мотивированного отказа в разрешении на строительство, продления срока его действия, как указано в статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не происходит.
При таких обстоятельствах, суд считает, что возложение на указанные учреждения обязанностей по выполнению определенных действий по приему, обработке заявок, выдаче результатов оказания муниципальных услуг не означает возложения на них функций органа местного самоуправления, поскольку муниципальные учреждения создают условия, обеспечивающие реализацию Администрацией городского округа Саранск ее полномочий в соответствующей деятельности и не усматривает оснований для признания Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск полностью противоречащим закону.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым отказать прокурору Ленинского района г. Саранска в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Саранска о признании полностью противоречащим закону Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Саранск, утвержденного распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2010 года №28-р, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова