Дело № 2-1854/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2010 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Денискиной В.Н.,
при секретаре Пучковой А.А,
с участием представителя истицы Цыгановой Н.Ф. – адвоката Любишкиной Н.П., действующей по ордеру № 26 от 27 июля 2010 года,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Мещерякова А.Г., действующего по доверенности от 14.07.2010 г. № 172-д, выданной главой В.Ф. Сушковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Цыгановой Нины Федоровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от Дата года №..., понуждении к постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л :
Цыганова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 24 марта 2010 года № 597, понуждении к постановке ее на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что ей вдове участника Великой Отечественной войны гр. Б. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 г. № 597 отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об отказе в постановке на учет ей было сообщено письмом Администрации городского округа Саранск от 26 марта 2010 года № Пр-1933. Ответчик полагает, что в нарушение подпункта 2 пункта 10, подпункта 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, ею представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в ее собственности находится жилой дом под №... по ... г.Саранска общей площадью 51 кв.м. Согласно выводам жилищной комиссии она не может быть поставленной на учет, так как на одного члена семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы -12,5 кв.м.
Считает, что при отказе в постановке на учет необоснованно было принято во внимание только наличие в собственности жилого дома площадью 51 кв.м., находящегося по адресу г. Саранск, ... без учета его технического состояния. Согласно акту обследования технического состояния в жилом помещении по адресу: ..., произошли недопустимые деформации крыши и стен, разрушена цокольная кладка стен и перекрытий, произошло загнивание балок перекрытия и настила. Как усматривается в том же акте из-за отсутствия дренажной системы, некачественных материалов кладки фундамента, недостаточной глубины заложения конструкция фундаментов и их техническое состояние находятся в неработоспособном состоянии, не удовлетворяют требованиям строительных норм по несущей способности и не могут нормально эксплуатироваться, техническое состояние перекрытий жилого дома аварийное и их нормальная эксплуатация невозможна. При наличии указанных признаков износа жилое помещение по адресу: ... является непригодным для проживания.
Дата она обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. пересмотреть решение общественной комиссии по жилищным вопросам с учетом технического состояния жилого дома и принять решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, так как она проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Однако ей письмом из Администрации Октябрьского района городского округа Саранск сообщено, что дом, принадлежащий ей на праве собственности, по мнению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального фонда городского округа Саранск, признан пригодным для проживания и необходимости подготовки экспертами дополнительного заключения о проведении капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, и после его подготовки - о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки. Считает отказ незаконным, поскольку по ее инициативе уже проведена оценка технического состояния дома и согласно этой оценке жилое помещение является непригодным для проживания.
Просила признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 24 марта 2010 года № 597, обязать Администрацию городского округа Саранск постановить ее на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица Цыганова Н.Ф. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы Цыгановой Н.Ф. – адвокат Любишкина Н.П. просила признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 24 марта 2010 года № 597, отказ Администрации городского округа Саранск истице в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, изложенный в письме от 26 марта 2010 года № Пр-1933, обязать Администрацию городского округа Саранск постановить ее на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Мещеряков А.Г. исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в постановлении Главы.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего:
Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции от 09.01.2010 N 30, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено:
Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьей 21 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Материалами дела установлено, что Цыганова Нина Федоровна является членом семьи и вдовой участника Великой Отечественной войны гр. Б., умершего Дата года л.д. 44, 45, 50).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
10 марта 2010 года Цыганова Н.Ф. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 г. № 597 Цыгановой Н.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом Администрации городского округа Саранск от 26 марта 2010 года № Пр-1933 Цыгановой Н.Ф. сообщено, что «…согласно подпункту 2 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, Вами представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В нарушение подпункта 2 пункта 4 Правил так как в Вашей собственности находится жилой дом общей площадью 51 кв.м и Вы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (12,5 кв.метра)» л.д. 4).
21 апреля 2010 года Цыганова Н.Ф. обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. пересмотреть решение общественной комиссии по жилищным вопросам с учетом технического состояния жилого дома и принять решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, так как она проживает в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям л.д. 6).
04 июня 2010 года письмом Администрации Октябрьского района городского округа Саранск № 2039-и на обращение Цыгановой Н.Ф. от 21.04.2010 г., поступившее на имя Главы Администрации городского округа Саранск В.Ф. Сушкова, сообщено, что межведомственной комиссией по признанию жилых помещений муниципального фонда городского округа Саранск непригодным для проживания от 28.05.2010 г. принято решение о признании жилого помещения по адресу: ... пригодным для проживания и необходимости подготовки экспертам дополнительного заключения о проведении капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, и после его подготовки – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки л.д. 7).
Суд считает указанное постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 г. № 597 незаконным, по следующим основаниям.
Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что в собственности Цыгановой Нины Федоровны находится жилой дом, общей площадью 51 кв.м, расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от 26.10.1989 года, выданного государственным нотариусом 4-ой государственной нотариальной конторы гр. В., реестр №..., право личной собственности зарегистрировано за Цыгановой Н.Ф. в Саранском МБТИ, запись в реестровой книге под №....
В указанном жилом доме зарегистрированы и проживают: Цыганова Нина Федоровна, сын гр. К. и внук гр. И. л.д. 27).
Согласно акту обследования технического состояния в жилом помещении по адресу: ..., несущая способность конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши жилого дома литер А, жилой пристройки литер А1 и холодной пристройки а по адресу: ..., не обеспечиваются и не достаточна для нормальной эксплуатации. Техническое состояние конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши жилого дома литер А, жилой пристройки литер А1 и холодной пристройки а по адресу: ... – не соответствуют СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП I I-26-76 «Кровли», СНиП I I-25-80 «Деревянные конструкции». Нормальная эксплуатация невозможна. Жилое помещение по адресу: ..., является непригодным для проживания л.д. 28-43).
Подпункт 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 предусматривает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания, многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 147 содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (пункт 10).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности (пункт 13).
Согласно пункту 33 вышеуказанных Правил основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истица с сыном и внуком, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается актом обследования технического состояния жилого помещения по адресу: ... (несущая способность конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши жилого дома литер А, жилой пристройки литер А1 и холодной пристройки а по адресу: ..., не обеспечиваются и не достаточна для нормальной эксплуатации. Техническое состояние конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши жилого дома литер А, жилой пристройки литер А1 и холодной пристройки а по адресу: ... – не соответствуют СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП I I-26-76 «Кровли», СНиП I I-25-80 «Деревянные конструкции». Нормальная эксплуатация невозможна. Жилое помещение по адресу: ..., является непригодным для проживания л.д. 28-43), суд считает, следует признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 г. № 597 об отказе в постановке Цыгановой Нины Федоровны, вдовы участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и следует обязать Администрацию городского округа Саранск постановить Цыганову Нину Федоровну на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод представителя ответчика о том, что истица проживает в жилом помещении, находящемся в ее собственности общей площадью 51 кв.м и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы 12,5 кв.метра, поэтому не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд считает несостоятельным, поскольку основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий является то, что жилое помещение, в котором проживает истица с сыном и внуком, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается актом обследования технического состояния в жилом помещении по адресу: ....
Довод представителя ответчика о том, что имеется заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28.05.2010 г. по объекту ..., в котором содержится решение о проведении капитального ремонта, реконструкции дома по ул. ..., №... с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями и после их подготовки - о продолжении, по инициативе собственника процедуры оценки, поэтому истица не подлежит к признанию ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд считает лишенным оснований.
В силу пункта 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), создаваемая в этих целях межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения). Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В суде установлено, что истица обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск с заявлением от 21.04.2010г. о пересмотре решения общественной комиссии по жилищным вопросам с учетом технического состояния жилого дома и принять решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, так как она проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. 04 июня 2010 года письмом Администрации Октябрьского района городского округа Саранск № 2039-и на обращение Цыгановой Н.Ф. от 21.04.2010 г., поступившее на имя Главы Администрации городского округа Саранск В.Ф. Сушкова, сообщено, что межведомственной комиссией по признанию жилых помещений муниципального фонда городского округа Саранск непригодным для проживания от 28.05.2010 г. принято решение о признании жилого помещения по адресу: ... пригодным для проживания и необходимости подготовки экспертам дополнительного заключения о проведении капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, и после его подготовки – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки
Исходя из вышеизложенных положений закона межведомственной комиссией должно быть принято одно из решений, указанных в пункте 47 Положения либо составлен акт обследования помещения в соответствии с пунктом 49 Положения.
Принятое межведомственной комиссией решение о необходимости подготовки экспертами дополнительных рекомендаций о проведении капитального ремонта в вышеуказанном Положении отсутствует.
Суд считает, что должностными лицами Администрации городского округа Саранск допущено необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о соответствии либо несоответствии жилого дома №... по ... г. Саранска предъявляемым к жилому помещению требованиям, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их проведения - о продолжении процедуры оценки.
Истицей в качестве доказательств того, что жилое помещение, в котором она проживает с сыном и внуком, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, представлен в суд Акт обследования технического состояния жилого помещения по адресу: ... л.д.28-43), а ответчиком вопрос о соответствии либо несоответствии жилого дома №... по ... г. Саранска предъявляемым к жилому помещению требованиям не разрешен межведомственной комиссией, несмотря на то, что в заключении межведомственной комиссии от 28.05.2010 года описаны имеющиеся дефекты (деревянные столбчатые фундаменты из-за загнивания потеряли несущую способность, нагрузка на основание от стен передается через кирпичный цоколь. Имеются деформации стен. Цокольная часть стен жилого дома поражена биокоррозией, имеются в бревнах трещины. Часть балок перекрытия над подвалом имеет значительные прогибы, доски настила перекрытия подвержены биокоррозии. Перекрытия имеют прогибы и деформации, наблюдается загнивание древесины стропильной системы и обрешетки). В суде ответчиком не представлено доказательств опровергающих Акт обследования технического состояния жилого дома, принадлежащего истице. Как пояснил представитель ответчика в суде, основанием для отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условия, явилось то, что в собственности истицы находится жилой дом общей площадью 51 кв.м. Согласно выводам жилищной комиссии она не может быть поставленной на учет, так как на одного члена семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы -12,5 кв.м и ими не оспаривается заключение о техническом состоянии дома, изложенный в Акте обследования нал.д. 28-43.
На основании изложенного суд считает, следует признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке Цыгановой Нины Федоровны на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 24 марта 2010 года № 597 и обязать Администрацию городского округа Саранск постановить Цыганову Нину Федоровну на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Цыгановой Нины Федоровны удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке Цыгановой Нины Федоровны на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 24 марта 2010 года № 597.
Обязать Администрацию городского округа Саранск постановить Цыганову Нину Федоровну на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Судебную коллегию пор гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.Н.Денискина