О признании незаконным Постановления



Дело № 2-1873/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2010 г. г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Денискиной В.Н.,

при секретаре Пучковой А.А,

с участием представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика Правительства Республики Мордовия Лычевой Г.Г., действующей по доверенности от 07.06.2010 г. № 01-17/442, выданной Председателем Правительства Республики Мордовия В.Д. Волковым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Киселева Андрея Александровича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановление от 02.06.2010 г. №... об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, понуждении к признанию его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,

у с т а н о в и л :

Киселев А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановление от 02.06.2010 г. №... об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, понуждении к признанию его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В обосновании своих требований указал, что он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании его участником «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Однако ему было отказано письмом №... от 07.06.2010 г., так как он имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей менее 15 календарных лет. Считает отказ незаконным, поскольку его проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей составляет более 13 лет, с 1981 года до 1995 года, поэтому ответчик должен был при наличии у него возникшего права до 1998 года руководствоваться пунктом 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от 03 августа 1996 года № 937.

Просил признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 02.06.2010 г. №... об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязать Администрацию городского округа Саранск признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В судебное заседание истец Киселев А.А., его представитель адвокат Куликов С.П. не явились, о дне рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался своевременно.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика Правительства Республики Мордовия Лычева Г.Г. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в письме администрации г.о.Саранск.

Суд, заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего:

Материалами дела установлено, что Киселев Андрей Александрович обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании участником «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Письмом первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск С.В. Максимова №... от 07.06.2010 г. сообщено, что постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02.06.2010 г. №... в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отказано на основании подпункта «а» пункта 22, абзаца второго подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №... (Киселев А.А. имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей менее 15 календарных лет) л.д. 4).

Суд считает указанное постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 02.06.2010 г. №... незаконным, по следующим основаниям.

В силу подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

Материалами дела установлено, что Киселев Андрей Александрович с 24.10.1981 года по 01 мая 1995 г. проходил службу в войсковой части №... Камчатского края, жилой площадью не обеспечивался л.д. 5, 8).

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1430) Правительство Российской Федерации 3 августа 1996 г. постановлением N 937 утвердило Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Согласно пунктам 1, 3 указанного Положения безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

За счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 указанный документ утратил силу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно- климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до вступления в силу Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", принимая решение о переселении в другие регионы России и планируя свое будущее, исходили из закрепленных в действовавших в тот период нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Федеральном законе от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" условий предоставления жилищных субсидий, в частности требования о наличии стажа работы в этих районах и местностях не менее 10 лет. Они рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.

Предоставив гражданам, проработавшим не менее 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и нуждающимся по новому месту жительства в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при перемене ими места жительства, государство обязано обеспечить им равные правовые условия реализации этого права - с соблюдением принципа равенства, закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые в том числе на основании закона.

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.

Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами общества и государства.

Распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного суд считает, поскольку Киселев А.А. проходил службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 10 лет (с 1981 года по 1995 год), он в силу пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 937 от 3 августа 1996 г. приобрел до 1998 года право на безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, поэтому следует признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 02.06.2010 г. №... об отказе в признании Киселева Андрея Александровича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и обязать Администрацию городского округа Саранск признать Киселева Андрея Александровича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Киселева Андрея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 02.06.2010 г. №... об отказе в признании Киселева Андрея Александровича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Киселева Андрея Александровича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.Н.Денискина