О постановке на учет объекта недвижимого имущества



Дело № 2-2290/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе:

председательствующего – судьи Шимук В.М.,

при секретаре судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

прокурора – помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Кадакина Д.В.,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Рындиной М.А, действующей по доверенности от 07.09.2010 года №194-д,

третьего лица – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, его представителя Сутарихиной З.П., действующей на основании доверенности от 15.09.2010 года,

третьего лица– Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия,

третьего лица – Волжско-Окского управления Ростехнадзора России,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении Администрации городского округа Саранск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозного недвижимого имущества- гидротехнических сооружений пруда, расположенных в с. Напольная Тавла на р. Ранги Лисьмань Эрьке,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозного недвижимого имущества- гидротехнических сооружений пруда, расположенных в с. Напольная Тавла на р. Ранги Лисьмань Эрьке.

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проведенной районной прокуратурой совместно с Волжско-Окским управлением Ростехнадзора России, Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ установлено, что на территории Октябрьского района г. Саранска гидротехнические сооружения указанных прудов в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и являются бесхозяйными.

В нарушение положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 Администрация городского округа Саранск, исполнительный орган местного самоуправления, на территории которого расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения, уклоняется от обязанности обращения в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимости. Отсутствие собственника влечет невозможность обеспечения сохранности не только данных объектов, но и жизни, здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение водных объектов, создать угрозу использования гидротехнических сооружений в террористических целях.

По данным основаниям прокурор просил суд понудить Администрацию городского округа Саранск обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехнических сооружений пруда, расположенных в с.Напольная Тавла на р.Ранги Лисьмань Эрьке.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Кадакин Д.В. исковое заявление поддержал по тем же основаниям, просил суд его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Рындина М.А относительно заявления прокурора возразила, пояснила, что Администрация вправе, но не обязана обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, судебный порядок возложения таких обязанностей законом не предусмотрен. Однако Администрацией принимаются определенные меры по сохранности сооружений пруда и принятии на временный учет, как бесхозяйные объекты.

В судебном заседании представитель Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Сутарихина З.П. пояснила, что капитальный ремонт гидротехнических сооружений произведен в 2008 году, собственник данного сооружения не установлен.

Представитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие учреждения.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на территории городского округа Саранск находятся гидротехнические сооружения пруда, расположенные в с.Напольная Тавла на р. Ранги Лисьмань Эрьке, которые в реестре муниципальной собственности не числятся, в установленном порядке право собственности не зарегистрировано.

Данное обстоятельство подтверждается письмом заместителя председателя государственного комитета имущественных и земельных отношений Сайкова В.С. от 05.08.2010 года, сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.08.2010 года, письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ от 02.08.2010 года.

Согласно акта проверки гидротехнических сооружений, составленного 12.07.2010 года помощником прокурора Октябрьского района г. Саранска Кадакиным Д.В., государственным инспектором отдела энергетического надзора по РМ Волжско – Окского Управления Ростехнадзора Игнатьевым В.Н., старшим государственным инспектором Минлесхоза РМ Сутарихиной З.П. на территории Октябрьского района г.о. Саранск в с. Напольная Тавла расположен пруд, образованный водоподпорным сооружением – грунтовой плотиной.

Гидротехническое сооружение пруда расположено на реке Ранги Лисьмань Эрке, возле территории горнолыжного комплекса.

Согласно информации, представленной 27.07.2010 года председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г.о.Саранск на запрос прокурора Октябрьского района г. Саранска, гидротехнические сооружения на указанных прудах являются бесхозяйными л.д.14).

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 года №114-3 «Об установлении границы муниципального образования город Саранск и наделении его статусом городского округа» вышеуказанное гидротехническое сооружение находится в границах земельных участков, принадлежащих на праве муниципальной собственности городскому округу Саранск и являются муниципальной собственностью городского округа Саранск.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Таким образом, Администрация городского округа Саранск обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений пруда, расположенного в с.Напольная Тавла на р.Ранги Лисьмань Эрьке.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 16 и пунктом 5 части 3 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

По смыслу вышеприведенных норм именно на Администрации городского округа Саранск лежит обязанность осуществлять организацию работ по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории городского округа Саранск, в целях реализации мер по управлению бесхозяйным недвижимым имуществом в соответствии с действующим законодательством.

Вследствие бездействия городской администрации создается угроза загрязнения водных объектов, окружающей среды, угрозы жизни и здоровью населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения.

Согласно части первой статьи 149 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Орган, чье бездействие оспаривается прокурором, - Администрация городского округа Саранск доказательств в подтверждение законности оспариваемого бездействия суду не представила.

Довод представителя Администрации городского округа Саранск о том, что орган местного самоуправления самостоятельно решет вопрос об обращении с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, противоречит положениям пункта 3 статьи 225 ГК РФ, который предусматривает, что бесхозяйные объекты принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении Администрации городского округа Саранск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозного недвижимого имущества- гидротехнических сооружений пруда, расположенных в с. Напольная Тавла на р. Ранги Лисьмань Эрьке, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно части первой статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Для выполнения указанных действий городской администрации необходимо разумное время. С этой целью суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении Администрации городского округа Саранск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозного недвижимого имущества- гидротехнических сооружений пруда, расположенных в с. Напольная Тавла на р. Ранги Лисьмань Эрьке, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия заявление о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехнических сооружений, расположенных в с.Напольная Тавла на р.Ранги Лисьмань Эрьке, возле территории горнолыжного комплекса.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия В.М.Шимук