О понуждении предоставить субсидию



Дело №2-2430/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Танаевой Е.Н.,

с участием в деле:

истицы – Стручковой Анастасии Ивановны, ее представителей Соломатина Андрея Анатольевича, действующего по доверенности от 10 сентября 2010 года, Пуловой Ольги Александровны, действующей по доверенности от 21 декабря 2009 года,

ответчика – Правительства Республики Мордовия, его представителя Лычевой Галины Григорьевны, действующей по доверенности от 7 июня 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стручковой Анастасии Ивановны к Правительству Республики Мордовия о возложении на ответчика обязанности предоставить ей субсидию в сумме 924 000 рублей на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия,

установил:

Стручкова А.И. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Мордовия о возложении на ответчика обязанности предоставить ей субсидию в сумме 924 000 рублей на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия.

В обоснование иска указала, что она является инвалидом второй группы, признана пострадавшей от политических репрессий, и нуждается в улучшении жилищных условий.

Стручкова А.И. зарегистрирована в реестре претендентов на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия, однако до настоящего времени субсидия ей не предоставлена.

Ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 г №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия», предусматривающего, что жертвам политических репрессий и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на первоочередное получение жилья, а также на Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года №..., Стручкова А.И. просила суд обязать Правительство Республики Мордовия предоставить ей субсидию в сумме 924 000 рублей на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представители истицы Соломатин А.А. и Пулова О.А. иск Стручковой А.И. поддержали, просили суд его удовлетворить.

Представитель истицы Соломатин А.А. суду объяснил, что поскольку Правительством Республики Мордовия принято ходатайство Администрации городского округа Саранск о предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилья, то у ответчика возникла обязанность предоставить субсидию. При этом наличие в реестре претендентов на получение субсидии других граждан, зарегистрированных ранее, не должно влиять на возможность предоставления субсидии истице, поскольку Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года №7, не предусматривает, что предоставление субсидии должно осуществляться в порядке очередности. Реестр претендентов – это не список очередников на получение субсидии. Субсидии предоставляются Правительством Республики Мордовия не в зависимости от даты поступления и регистрации ходатайства администраций муниципальных районов (городского округа), а произвольно.

Состояние здоровья Стручковой А.И. и ее преклонный возраст 86 лет не позволяют ожидать истице предоставления субсидии в течение длительного и неопределенного периода времени.

В судебном заседании представитель ответчика Лычева Г.Г. иск Стручковой А.И. не признала, просила суд отказать в его удовлетворении. Суду объяснила, что истица действительно в настоящее время состоит в Реестре претендентов на получение субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22.03.2001 г. №120 и от 16.01.2008 г. №7 по состоянию на 28.09.2010 г. На 28 сентября 2010 года в Реестре состоит 5392 претендента, из которых 235 человек по категории «инвалиды 2 группы от общего заболевания», не получившие субсидии, в том числе Стручкова А.И. за номером 235. Ходатайство городской администрации о предоставлении истице субсидии принято Правительством Республики Мордовия в нарушение пункта 17 Положения о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года №7, предусматривающего, что ходатайства принимаются от администрации лишь в пределах выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год. В действительности в настоящее время выделенных бюджетных ассигнований для реализации указанного Положения недостаточно для того, чтобы обеспечить субсидиями всех состоящих в реестре претендентов. Реестр претендентов – это не список очередников. Предоставление субсидий осуществляется Правительством Республики Мордовия выборочно в зависимости от различных обстоятельств с учетом сложившейся ситуации. Не всем гражданам, зарегистрированным в реестре претендентов на получение субсидии еще в 2001 году, до настоящего времени выделены субсидии.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Стручковой А.И. подлежит удовлетворению частично.

Из материалов дела следует, что Стручкова А.И., Дата рождения, является инвалидом 2 группы и пострадавшей от политических репрессий, что подтверждается справкой об инвалидности и свидетельством.

Истица с 25 ноября 2008 года проживает в принадлежащем на праве собственности ее дочери Пуловой О.А., жилом помещении общей площадью 49, 3 кв.метра, расположенном по адресу: ..., в котором помимо нее проживают еще 3 человека.

8 декабря 2008 года Стручкова А.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2008 года Стручкова А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

4 февраля 2010 года Администрация городского округа Саранск в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года №... подготовила и направила в Правительство Республики Мордовия ходатайство о предоставлении Стручковой А.И. безвозмездной субсидии на приобретение жилья по категории, предусмотренной подпунктом 13 пункта 6 Положения (инвалиды I, II и III групп инвалидности по общему заболеванию) и заключение с приложением необходимых документов.

11 февраля 2010 года ходатайство городской администрации и заключение с приложенными к нему документами приняты уполномоченным органом - Государственной комиссией по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения и зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером 5286, что подтверждается письмом от 11 февраля 2010 года №ГК-26-с.

Письмом члена Государственной комиссии Лычевой Г.Г. от 19 июля 2010 года №ГК-248 Стручкова А.И. уведомлена о том, что решение о выделении ей субсидии на приобретение жилья в настоящее время не принято в связи с тем, что в Госреестре претендентов на получение субсидий граждане состоят с 2001 года, а также в связи с предельным уровнем дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия на текущий год.

На дату рассмотрения судом данного гражданского дела Правительством Республики Мордовия не принято решение о предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилья.

Отказ Правительства Республики Мордовия в предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилья является незаконным.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в целях предоставления дополнительных гарантий по реализации конституционного права граждан на жилище постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 N 7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» утверждено Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия.

Согласно пункту 5 указанного Положения предоставление гражданам, проживающим на территории Республики Мордовия, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидии осуществляется по их желанию и является одной из основных форм использования бюджетных средств, направляемых на инвестирование в жилищную сферу.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 Положения Стручкова А.И. имеет право на получение субсидии, как инвалид II группы инвалидности от общего заболевания.

Истица в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктами 14-16 Положения Администрацией городского округа Саранск по заявлению истицы принято решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о предоставлении ей субсидии и составлено заключение об обоснованности предоставления субсидии на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, которое принято 11 февраля 2010 года уполномоченным органом - Государственной комиссией по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения, созданным для этой цели согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 09.08.2001 N 397.

Согласно установленному Положением порядку предоставления субсидий после в случае если по результатам рассмотрения полученных документов уполномоченный орган придет к выводу о необоснованности предоставления субсидии, то составляется мотивированный отказ в удовлетворении заявления, который не позднее месяца со дня регистрации направляется претенденту на получение субсидии.

Если такой отказ не последует, то уполномоченный орган производит расчет размера субсидии и готовит проект распоряжения Правительства Республики Мордовия о выделении субсидии.

Проект распоряжения Правительства Республики Мордовия направляется для подтверждения источника финансирования расходов республиканского бюджета Республики Мордовия в Министерство финансов Республики Мордовия.

Решение о предоставлении субсидии принимается Правительством Республики Мордовия.

В распоряжении Правительства Республики Мордовия о выделении субсидии указывается лицо, которому выделяется субсидия, а также размер предоставляемой субсидии.

Как следует из материалов дела, Стручковой А.И. фактически отказано в предоставлении субсидии не по мотиву необоснованности предоставления субсидии, а по мотиву наличия в Госреестре претендентов на получение субсидий граждане, которые состоят в нем с 2001 года, а также в связи с предельным уровнем дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия на текущий год.

Вместе с тем Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 N 7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» не предусматривает, что решение о предоставлении субсидий Правительство Республики Мордовия принимает в порядке очередности в зависимости от даты принятия ходатайств.

Как следует из представленной ответчиком выписки из реестра претендентов на получение субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22 марта 2001 года №120 и от 16 января 2008 года №7, а также объяснений представителя ответчика Лычевой Г.Г. субсидии предоставляются состоящим в реестре гражданам не в порядке очередности, а в зависимости от различных обстоятельств по усмотрению Правительства Республики Мордовия.

Реестр не является списком очередников.

Критерии, по которым одним гражданам отдается приоритет в предоставлении субсидии перед другими, нормативно не установлены.

Пунктами 17 и 18 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган ежегодно уведомляет администрации муниципальных районов (городского округа) Республики Мордовия о выделенных бюджетных ассигнованиях на очередной финансовый год для реализации настоящего Положения.

Уполномоченный орган принимает от администраций ходатайства и заключения с приложением документов, указанных в пункте 14 настоящего Положения, лишь в пределах выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

По смыслу указанных норм выплата субсидий гражданам должна осуществляться сразу в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год. В связи с чем, порядок выплаты субсидии из бюджета и не предусматривает формирование списков очередников.

Из чего следует, что поскольку принятие Правительством Республики Мордовия ходатайств, в случае превышения пределов бюджетных ассигнований, не допускается, на выплату субсидий по всем принятым с 2001 года ходатайствам должны были быть выделены бюджетные ассигнования.

В связи с этим, выплата субсидии Стручковой А.И. не может быть поставлена в зависимость от наличия в реестре претендентов иных граждан, зарегистрированных ранее, так как на выплату всем состоящим в реестре претендентам должны были быть предусмотрены денежные средства.

Согласно части первой статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, в подтверждение того, что ходатайство городской администрации о предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилого помещение принято Правительством Республики Мордовия в нарушение пункта 17 Положения свыше пределов выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, а также в подтверждение того, что выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год недостаточно для выплаты Стручковой А.И. субсидии, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, даже если ходатайство городской администрации о предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилого помещение принято Правительством Республики Мордовия в нарушение пункта 17 Положения свыше пределов выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, это обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку вины истицы в том, что нарушение допущено государственным органом нет.

Единственным основанием для отказа в предоставлении субсидии является мотивированный отказ уполномоченного органа в удовлетворении заявления, если этот орган придет к выводу о необоснованности предоставления субсидии (пункт 19 Положения).

Как следует из материалов дела, Государственной комиссией по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения не принималось решение об отказе в предоставлении Стручковой А.И. субсидии на приобретение жилья по мотиву необоснованности предоставления субсидии.

Доказательств в подтверждение того, что истица принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно, и не имеет право на получение субсидии на приобретение жилья, суду ответчиком не представлено.

Кроме этого следует учесть, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 г. №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия» жертвам политических репрессий и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантировано право на первоочередное получение жилья.

Статья 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Достигшая 86 – летнего возраста пострадавшая от политических репрессий Стручкова А.И. при таком положении, когда субсидии на приобретение жилья предоставляются Правительством Республики Мордовия гражданам, состоящим в реестре претендентов на получение субсидии, даже не в зависимости от наличия бюджетных ассигнований на эти цели, и даты поступления ходатайств администраций и регистрации их в реестре претендентов на получение субсидий, а фактически по усмотрению ответчика в зависимости от неустановленных нормативно критериев, может не дожить до дня предоставления ей субсидии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие Правительства Республики Мордовия, выразившееся в том, что им до настоящего времени не принято решение о предоставлении истице субсидии на приобретение жилья, и тем самым отказано ей в предоставлении субсидии, является незаконным и препятствует Стручковой А.И. в реализации конституционного права на жилище.

Вместе с тем, иск Стручковой А.И. подлежит удовлетворению частично, поскольку в соответствии с подпунктом 11 Положения размер субсидии для граждан, указанных в подпункте 13 пункта 6 Положения, составляет 100 процентов средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры либо индивидуального жилого дома.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского округа Саранск, муниципальных районов Республики Мордовия определяется Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья ежеквартально утверждается Правительством Республики Мордовия.

Из материалов учетного дела Стручковой А.И. и представленных городской администрацией в Правительство Республики Мордовия вместе с ходатайством о предоставлении ей субсидии следует, что в собственности истицы нет жилых помещений, за последние пять лет сделок по отчуждению жилых помещений она не совершала.

Согласно пунктам 8, 9 и 10 Положения размер субсидии, которая должна быть предоставлена истице составляет 874 500 руб., согласно следующему расчету: 26 500 руб. х 33 кв.метра, где 26 500 руб. – средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского округа Саранск, 33 кв.метра - норма предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами ответчик Правительство Республики Мордовия обязано предоставить истице субсидию на приобретение жилья в указанном размере – 874 500 руб.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно статье 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Стручковой А.И. в исковом заявлении заявлено письменное ходатайство о взыскании с ответчика расходов, понесенных ею на оплату услуг представителя – Соломатина А.А. за оказание юридической помощи по настоящему гражданскому делу, а также расходов, понесенных на оплату пошлины и услуг нотариуса за оформление доверенностей ее представителям.

Данные расходы подтверждаются квитанциями №... от 9 сентября 2010 года на сумму 2000 руб., №... от 20 сентября 2010 года на сумму 2000 руб., №... от 29 сентября 2010 года на сумму 2000 руб., доверенностью от 10 сентября 2010 года, выданной Стручковой А.И. Соломатину А.А., в которой указана сумма, уплаченная нотариусу за оформление доверенности – 500 руб., доверенностью от 21 декабря 2009 года, выданной Стручковой А.И. Пуловой О.А., в которой указана сумма, уплаченная нотариусу за оформление доверенности – 500 руб.

Суд полагает, что расходы, понесенные истицей в связи с оформлением доверенности на имя Пуловой О.А., не связаны с рассмотрением данного гражданского дела, вследствие чего не должны возмещаться ответчиком, поскольку доверенность помимо представительства интересов истицы в суде предусматривает полномочия по управлению ее движимым и недвижимым имуществом, а также оформлена 21 декабря 2009 года, то есть задолго до того, как ходатайство городской администрации о предоставлении субсидии Стручковой А.И. поступило в Правительство Республики Мордовия и последовал отказ ответчика в предоставлении субсидии, который явился предметом настоящего спора.

Таким образом в общей сложности Стручковой А.И. по настоящему гражданскому делу понесены судебные расходы в сумме 6500 руб. (2000 руб. + 2000 руб. + 2000 руб. + 500 руб.).

Иск Стручковой А.И. удовлетворен частично на сумму 874 500 руб., то есть на 94,64%, согласно следующей пропорции: если 924 000 руб. – 100%, то 874 500 – 94, 64%.

Следовательно размер судебных расходов, понесенных истицей пропорционально части удовлетворенного иска составляет 6151 руб. 60 коп., согласно следующему расчету: 6500 руб. х 94, 64%.

Представитель истицы Соломатин А.А., действующий по доверенности истицы, подготовил исковое заявление, присутствовал на собеседовании при подготовке дела к судебному разбирательству, участвовал в судебном заседании по делу.

Вместе с тем, принимая во внимание характер и сложность дела, продолжительность его рассмотрения в суде, учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет размер судебных расходов, понесенных истицей, подлежащих взысканию с ответчика в ее пользу в размере 6000 рублей.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковое требование Стручковой Анастасии Ивановны к Правительству Республики Мордовия о возложении на ответчика обязанности предоставить ей субсидию в сумме 924 000 рублей на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Мордовия предоставить Стручковой Анастасии Ивановне субсидию на приобретение жилья в сумме 874 500 (восемьсот семьдесят четыре тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу Стручковой Анастасии Ивановны 6000 (шесть тысяч) рублей в возмещение понесенных истицей судебных расходов.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва