О понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности



Дело № 2-2324/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Денискиной В.Н.

при секретаре Пучковой А.А.,

с участием в деле:

представителя истца помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Коткова А.Н.,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Рындиной Марии Алексеевны, действующего на основании доверенности № 194-д от 07.09.2010 г., выданной Главой Администрации городского округа Саранск В.Ф.Сушковым,

представителя третьего лица Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина Владимира Ивановича, действующего по доверенности № 01/61 от 26.10.2009 г., выданной директором Ю.Г.Филевым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска к Администрации городского округа Саранск о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности.

В обоснование своих исковых требований ука­зал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска установлено, что в деятельности Администрации городского округа Саранск не обеспечивается соблюдение законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности. Проверка, проведенная прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН Управления МЧС России по Республике Мордовия 09.08.2010 года свидетельствует о выявлении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки Администрации городского округа Саранск, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия 09.08.2010 года установлено, что отдельные населенные пункты городского округа Саранск не обеспечены противопожарным водоснабжением, так 6 из них не имеют наружного противопожарного водопровода: ..., ..., ..., ..., ..., ....

На имеющихся водоемах в ..., ..., ... и ... не созданы условия для забора воды в любое время года – отсутствуют пирсы размером не менее 12х12 метров.

Водонапорные башни в ..., ..., ..., ..., ..., ... не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями.

Просил обязать Администрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности: обеспечить наружным противопожарным водопроводом населенные пункты городского округа Саранск: д. ..., д. ..., с...., п. ..., п. ..., д. .... В населенных пунктах городского округа Саранск ..., ..., ... и ... на имеющихся водоемах создать условия для забора воды в любое время года – возвести пирсы размером не менее 12х12 метров. В населенных пунктах городского округа Саранск ..., ..., ..., ..., ..., ... водонапорные башни приспособить для забора воды пожарными автомобилями.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Котков А.Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Рындина М.А. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешин В.И. просил в иске отказать.

Суд, заслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, что исковые требований подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с подпунктами 8 и 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия 09.08.2010 года проверкой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В ходе указанной проверки установлено, что отдельные населенные пункты городского округа Саранск не обеспечены противопожарным водоснабжением, так шесть из них не имеют наружного противопожарного водопровода: ..., ..., ..., ..., ..., ...; на имеющихся водоемах в ..., ..., ... и ... не созданы условия для забора воды в любое время года – отсутствуют пирсы размером не менее 12х12 метров; водонапорные башни в ..., ..., ..., ..., ..., ... не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями л.д.4-10)

Данное не обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск создает опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности. Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 ГК Российской Федерации), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (статья 12 ГК Российской Федерации).

Так, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению в натуре.

Таким образом, на ответчика может быть возложена обязанность выполнить мероприятия по пожарной безопасности, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни, здоровья граждан и имущества граждан и юридических лиц.

Характер рассматриваемых правоотношений свидетельствует о невозможности индивидуализировать весь круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в результате не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск и привлечь их в процесс в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них.

Таким образом, требования по возложению обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, подлежат заявлению в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку все нарушения, указанные в акте проверки организации работы администрации городского округа Саранск в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности не устранены, суд считает исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности следует удовлетворить.

Довод представителя ответчика о том, что часть мероприятий включена в муниципальную программу на 2010-2012 годы, поэтому в иске следует отказать, суд считает, не состоятельным, поскольку нарушение требований пожарной безопасности создающие опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, не подлежат разрешению в будущем, а требования прокурора являются мероприятиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 22,45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности следует удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:

- обеспечить наружным противопожарным водопроводом населенные пункты городского округа Саранск: ..., ..., ..., ..., ..., ... в соответствии с техническими требованиями и нормами;

- в населенных пунктах городского округа Саранск ..., ..., ... и ... на имеющихся водоемах создать условия для забора воды в любое время года – возвести пирсы размером не менее 12х12 метров в соответствии с техническими требованиями и нормами;

- в населенных пунктах городского округа Саранск ..., ..., ..., ..., ..., ... водонапорные башни приспособить для забора воды пожарными автомобилями с помощью присоединения пожарных рукавов к пожарным автомобилям.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.Н. Денискина