Об отмене решения и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-2513/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания Колузаковой Н.В.,

с участием истицы – Азрапкиной Т.С.,

представителя ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Респуб­лики Мордовия Сарычевой Л.А., действующей по доверенности №319 от 16 марта 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азрапкиной Тамары Сергеевны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,

установил:

Азрапкина Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г., возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении один год три месяца за один год работы и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с 9 августа 2010 г.

В обоснование своих требований Азрапкина Т.С. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж истицы ответчиком не был засчитан в льготном исчислении следующий период: с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории.

Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Просит суд решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. признать незаконным и отменить, обязать ответчика включить спорный период в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 9 августа 2010 г.

В судебном заседании 14 октября 2010 г. истица Азрапкина Т.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Уточнив исковые требования, пояснила, что в спорном периоде с 02.03.1992 года по 29.04.1992 года находилась на курсах повышения квалификации в связи с чем, просит данный период включить в специальный стаж в календарном исчислении. Период с 01.11.1001 г. по 12.08.1993 года за исключением времени нахождения на курсах просит включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении один год три месяца за один год работы.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сарычева Л.А. иск не признала, считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. законным, просила отказать истице в удовлетворении заявленных тре­бований.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Азрапкиной Т.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 9 августа 2010 г. истица Азрапкина Т.С. обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. истице отказано в досрочном назначении трудо­вой пенсии связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. Требуется 30 лет, имеется 27 лет 10 месяцев 11 дней.

В специальный стаж не был включен следующий период ра­боты:

-с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. (в том числе курсы с 02.03.1992 г. по 29.04.1992 г.) – 1 год 9 месяцев 12 дней – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №, также указанное учреждение не поименовано Списком от 06.09.1991 г.

Суд считает, что указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. является незаконным.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона от 17 де­кабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с записями в трудовой книжке истицы она с 1 ноября 1991 г. по 7 июля 2000 г. работала в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, которая 13 августа 1993 г. была переименована в поликлинику №12 г. Саранска.

Факт работы истицы в должности фельдшера-лаборанта в период с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. не оспаривается ответчиком.

Нельзя признать обоснованными выводы ответчика о не включении в специальный стаж периоды работы истицы с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, в связи, с тем, что учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, а также указанное учреждение не поименовано списком от 6 сентября 1991 г. №464.

Так, в соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения рас­пространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федера­ции независимо от их организационно-правовой формы.

Лечебная деятельность по охране здоровья населения Азрапкиной Т.С. в оспариваемый период в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, подтверждается за­писями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.

На основании постановления админист­рации г. Саранска МССР от 3 августа 1993 г. №1066 Луховская врачебная амбу­латория была реорганизована в поликлинику №12 г. Саранска.

Между тем, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья насе­ления в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соот­ветствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за ис­ключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоро­вья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) за­считывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Аналогичная норма действовала в 1991-1993 годах, в период выполнения ис­тицей обязанностей фельдшера-лаборанта в поселке Луховка, что предусмотрено пунктом 2 постановле­ния Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, про­ходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льгот­ном порядке.

Согласно постановления главы Администрации г.Саранска №1036 от 03.08.1993 г. в связи с значительным увеличением количества населения, проживающих в населенных пунктах, обслуживаемых Луховской врачебной амбулаторией, на ее базе была создана поликлиника №12 г.Саранска. Из справки, представленной МУЗ «Городская поликлиника №12» следует, что Луховская врачебная амбулатория и соответственно МУЗ «Городская поликлиника №12» находятся в сельской местности и обслуживают сельское население. Указанные обстоятельства ответчиком также не оспариваются.

Поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суд приходит к выводу о необходимости включения периода работы истицы с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории в трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как работу в сельской местности.

Между тем, нахождение истицы в оспариваемый период на курсах с 02.03.1992 г. по 29.04.1992 г. подлежит включению в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

В силу части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конститу­ционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии и исполняющими аналогичные трудовые обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пен­сия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения Азрапкиной Т.С. с заявлением о назначении пенсии досрочно, ис­тица имела достаточный специальный стаж, то есть по состоянию на 9 августа 2010 г. у нее возникло право на назна­чение трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Феде­рального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации».

При таких обстоятельствах заявленные истицей требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление Азрапкиной Т.С. оплачено государственной пошлиной в раз­мере 200 рублей, в соответствии с требованиями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, со­гласно которому исковые заявления граждан неимущественного характера оплачиваются государственной пошлиной в размере 200 рублей.

В связи с этим, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оп­лате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказа­тельства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Азрапкиной Тамары Сергеевны удовлетворить.

Признать решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. незаконным и отменить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Азрапкиной Тамаре Сергеевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца период:

-с 1 ноября 1991 г. по 1 марта 1992 г., с 30.04.1992 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории;

-в календарном исчислении период нахождения на курсах со 2 марта 1992 г. по 29 апреля 1992 г.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Азрапкиной Тамаре Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с 9 августа 2010 г. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Азрапкиной Тамары Сергеевны 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий