Дело № 2-2513/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ14 октября 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания Колузаковой Н.В.,
с участием истицы – Азрапкиной Т.С.,
представителя ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Сарычевой Л.А., действующей по доверенности №319 от 16 марта 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азрапкиной Тамары Сергеевны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
установил:
Азрапкина Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г., возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении один год три месяца за один год работы и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с 9 августа 2010 г.
В обоснование своих требований Азрапкина Т.С. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж истицы ответчиком не был засчитан в льготном исчислении следующий период: с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории.
Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Просит суд решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. признать незаконным и отменить, обязать ответчика включить спорный период в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 9 августа 2010 г.
В судебном заседании 14 октября 2010 г. истица Азрапкина Т.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Уточнив исковые требования, пояснила, что в спорном периоде с 02.03.1992 года по 29.04.1992 года находилась на курсах повышения квалификации в связи с чем, просит данный период включить в специальный стаж в календарном исчислении. Период с 01.11.1001 г. по 12.08.1993 года за исключением времени нахождения на курсах просит включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении один год три месяца за один год работы.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сарычева Л.А. иск не признала, считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. законным, просила отказать истице в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Азрапкиной Т.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 9 августа 2010 г. истица Азрапкина Т.С. обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. Требуется 30 лет, имеется 27 лет 10 месяцев 11 дней.
В специальный стаж не был включен следующий период работы:
-с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. (в том числе курсы с 02.03.1992 г. по 29.04.1992 г.) – 1 год 9 месяцев 12 дней – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №, также указанное учреждение не поименовано Списком от 06.09.1991 г.
Суд считает, что указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. является незаконным.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с записями в трудовой книжке истицы она с 1 ноября 1991 г. по 7 июля 2000 г. работала в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, которая 13 августа 1993 г. была переименована в поликлинику №12 г. Саранска.
Факт работы истицы в должности фельдшера-лаборанта в период с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. не оспаривается ответчиком.
Нельзя признать обоснованными выводы ответчика о не включении в специальный стаж периоды работы истицы с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, в связи, с тем, что учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, а также указанное учреждение не поименовано списком от 6 сентября 1991 г. №464.
Так, в соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Лечебная деятельность по охране здоровья населения Азрапкиной Т.С. в оспариваемый период в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, подтверждается записями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
На основании постановления администрации г. Саранска МССР от 3 августа 1993 г. №1066 Луховская врачебная амбулатория была реорганизована в поликлинику №12 г. Саранска.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Аналогичная норма действовала в 1991-1993 годах, в период выполнения истицей обязанностей фельдшера-лаборанта в поселке Луховка, что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Согласно постановления главы Администрации г.Саранска №1036 от 03.08.1993 г. в связи с значительным увеличением количества населения, проживающих в населенных пунктах, обслуживаемых Луховской врачебной амбулаторией, на ее базе была создана поликлиника №12 г.Саранска. Из справки, представленной МУЗ «Городская поликлиника №12» следует, что Луховская врачебная амбулатория и соответственно МУЗ «Городская поликлиника №12» находятся в сельской местности и обслуживают сельское население. Указанные обстоятельства ответчиком также не оспариваются.
Поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суд приходит к выводу о необходимости включения периода работы истицы с 1 ноября 1991 г. по 13 августа 1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории в трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как работу в сельской местности.
Между тем, нахождение истицы в оспариваемый период на курсах с 02.03.1992 г. по 29.04.1992 г. подлежит включению в специальный стаж истицы в календарном исчислении.
В силу части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии и исполняющими аналогичные трудовые обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения Азрапкиной Т.С. с заявлением о назначении пенсии досрочно, истица имела достаточный специальный стаж, то есть по состоянию на 9 августа 2010 г. у нее возникло право на назначение трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах заявленные истицей требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Азрапкиной Т.С. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей, в соответствии с требованиями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому исковые заявления граждан неимущественного характера оплачиваются государственной пошлиной в размере 200 рублей.
В связи с этим, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Азрапкиной Тамары Сергеевны удовлетворить.
Признать решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № от 20 августа 2010 г. незаконным и отменить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Азрапкиной Тамаре Сергеевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца период:
-с 1 ноября 1991 г. по 1 марта 1992 г., с 30.04.1992 г. по 12 августа 1993 г. – в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории;
-в календарном исчислении период нахождения на курсах со 2 марта 1992 г. по 29 апреля 1992 г.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Азрапкиной Тамаре Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с 9 августа 2010 г. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Азрапкиной Тамары Сергеевны 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий