О признании незаконным и отмене решения, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-2635/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи – Кечкиной Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,

с участием в деле:

истицы – Косолаповой Е.Б.,

ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Родькиной И.А., главного специалиста - эксперта юридической группы, представившей доверенность от 2 ноября 2009 года № 1490,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косолаповой Елены Борисовны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года,

установил:

Косолапова Е.Б. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года.

В обоснование иска Косолапова Е.Б. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не был включен период ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ. Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку отказывая во включении указанного периода в ее специальный стаж, ответчик тем самым неправомерно ограничил ее в конституционных правах, поставив ее в неравные условия с другими категориями граждан. По данным основаниям просила суд зачесть в ее специальный стаж период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию с 17 июня 2010 года.

В судебном заседании истица Косолапова Е.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсион­ного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск РМ Родькина И.А. относительно исковых требований Косолаповой Е.Б. возразила, объяснив при этом, что в назначении досрочной пенсии отказано законно. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Косолаповой Е.Б. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17 июня 2010 года Косолапова Е.Б. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенси­онного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педа­гогической деятельностью.

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № истице Косолаповой Е.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специ­ального стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 04 месяца 12 дней.

В специальный стаж истице не были включены следующие периоды:

с 25 августа 1982 года по 19 октября 1982 года, с 16 июня 1983 года по 15 января 1983 года, с 16 марта 1983 года по 15 мая 1983 года, с 1 июня 1983 года по 15 октября 1983 года, с 16 ноября 1983 года по 15 января 1984 года, с 16 февраля 1984 года по 15 апреля 1984 года, с 16 мая 1984 года по 14 ноября 1984 года, с 1 декабря 1984 года по 15 февраля 1985 года, с 16 марта 1985 года по 15 мая 1985 года, с 1 июня 1985 года по 9 октября 1985 года (2 года 5 месяцев 3 дня) – в должности секретаря комитета ВЛКСМ машиностроительного техникума;

с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года (1 год 10 месяцев 22 дня) – в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ, поскольку должность секретарь комитета ВЛКСМ», «секретарь – зав. отделом РК ВЛКСМ» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781;

с 27 октября 1994 года по 27 ноября 1994 года (1 месяц 1 день) – отвлечения от основной работы;

с 4 октября 2004 года по 16 октября 2004 года (13 дней) - отпуск без сохранения заработной платы.

Суд считает, что данное решение начальника ГУ - Управление Пенсионно­го фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордо­вия является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Суд считает, что не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ра­нее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального за­кона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую дея­тельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из решения ответчика и объяснений представителя ответчика Родькиной И.А., отказывая во включении в специальный стаж Косолаповой Е.Б. периода ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года (1 год 10 месяцев 22 дня) – в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ, ответчик исходил из того, что должность «секретарь – зав. отделом РК ВЛКСМ» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781.

Согласно пункту 1 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из трудовой книжки Косолаповой Е.Б. следует, что 10 октября 1985 года она избрана секретарем – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ и в указанной должности проработала по 1 сентября 1987 года.

Из архивной справки от 6 сентября 2010 года следует, что в документах архивного фонда Ленинского райкома ВЛКСМ г. Саранска в ведомостях на выдачу зарплаты работникам аппарата Ленинского райкома ВЛКСМ г. Саранска и освобожденным комсомольским работникам за 1982 – 1987 года значится Бирюлина Е.Б. (после заключения брака Косолапова) – секретарь Саранского машиностроительного техникума.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Косолапова Е.Б. в период 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года работала на выборной и ответственной должности в комсомольском органе, а именно секретарем – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского Районного комитета ВЛКСМ г. Саранска.

Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На момент обращения истицы в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии Косолапова Е.Б. имела педагогический стаж не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии.

Таким образом, материалами дела установлено, что 2/3 стажа Косолаповой Е.Б., требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, в данном случае в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Отказывая во включении в специальный стаж истице периода ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска, ответчик исходил только из того, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781.

Между тем, Косолапова Е.Б. работала в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года и в указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было предусмотрено включение в стаж работы по специальности выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских учреждениях.

Косолапова Е.Б., работая в вышеуказанной должности в оспариваемый период, не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, учитывая, что часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска подлежит включению в стаж работы истицы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пен­сией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 17 июня 2010 года, Косолапова Е.Б. с учетом включенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, а также оспариваемых ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода работы в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года, имела специальный стаж 25 лет 1 месяца 4 дня, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом стаже работы 25 лет, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Конституции РФ не допустимо отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом в отношении некоторых групп граждан. Все граждане, отработавшие необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, с учетом включенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, оспариваемого ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода работы в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года, на момент обращения с заявлением 17 июня 2010 года у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 июня 2010 года.

При таких обстоятельствах заявленные истицей Косолаповой Е.Б. исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено Косолаповой Е.Б. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1,2). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Косолаповой Елены Борисовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе Косолаповой Елене Борисовне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Косолаповой Елене Борисовне в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Косолаповой Елене Борисовне с 17 июня 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Косолаповой Елены Борисовны 200 (двести) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей на оплату государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина