Дело № 2-2635/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 октября 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истицы – Косолаповой Е.Б.,
ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Родькиной И.А., главного специалиста - эксперта юридической группы, представившей доверенность от 2 ноября 2009 года № 1490,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косолаповой Елены Борисовны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года,
установил:
Косолапова Е.Б. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года.
В обоснование иска Косолапова Е.Б. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не был включен период ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ. Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку отказывая во включении указанного периода в ее специальный стаж, ответчик тем самым неправомерно ограничил ее в конституционных правах, поставив ее в неравные условия с другими категориями граждан. По данным основаниям просила суд зачесть в ее специальный стаж период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию с 17 июня 2010 года.
В судебном заседании истица Косолапова Е.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск РМ Родькина И.А. относительно исковых требований Косолаповой Е.Б. возразила, объяснив при этом, что в назначении досрочной пенсии отказано законно. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Косолаповой Е.Б. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17 июня 2010 года Косолапова Е.Б. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № истице Косолаповой Е.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 04 месяца 12 дней.
В специальный стаж истице не были включены следующие периоды:
с 25 августа 1982 года по 19 октября 1982 года, с 16 июня 1983 года по 15 января 1983 года, с 16 марта 1983 года по 15 мая 1983 года, с 1 июня 1983 года по 15 октября 1983 года, с 16 ноября 1983 года по 15 января 1984 года, с 16 февраля 1984 года по 15 апреля 1984 года, с 16 мая 1984 года по 14 ноября 1984 года, с 1 декабря 1984 года по 15 февраля 1985 года, с 16 марта 1985 года по 15 мая 1985 года, с 1 июня 1985 года по 9 октября 1985 года (2 года 5 месяцев 3 дня) – в должности секретаря комитета ВЛКСМ машиностроительного техникума;
с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года (1 год 10 месяцев 22 дня) – в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ, поскольку должность секретарь комитета ВЛКСМ», «секретарь – зав. отделом РК ВЛКСМ» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781;
с 27 октября 1994 года по 27 ноября 1994 года (1 месяц 1 день) – отвлечения от основной работы;
с 4 октября 2004 года по 16 октября 2004 года (13 дней) - отпуск без сохранения заработной платы.
Суд считает, что данное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Суд считает, что не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из решения ответчика и объяснений представителя ответчика Родькиной И.А., отказывая во включении в специальный стаж Косолаповой Е.Б. периода ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года (1 год 10 месяцев 22 дня) – в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ, ответчик исходил из того, что должность «секретарь – зав. отделом РК ВЛКСМ» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781.
Согласно пункту 1 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из трудовой книжки Косолаповой Е.Б. следует, что 10 октября 1985 года она избрана секретарем – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ и в указанной должности проработала по 1 сентября 1987 года.
Из архивной справки от 6 сентября 2010 года следует, что в документах архивного фонда Ленинского райкома ВЛКСМ г. Саранска в ведомостях на выдачу зарплаты работникам аппарата Ленинского райкома ВЛКСМ г. Саранска и освобожденным комсомольским работникам за 1982 – 1987 года значится Бирюлина Е.Б. (после заключения брака Косолапова) – секретарь Саранского машиностроительного техникума.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Косолапова Е.Б. в период 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года работала на выборной и ответственной должности в комсомольском органе, а именно секретарем – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского Районного комитета ВЛКСМ г. Саранска.
Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На момент обращения истицы в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии Косолапова Е.Б. имела педагогический стаж не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии.
Таким образом, материалами дела установлено, что 2/3 стажа Косолаповой Е.Б., требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, в данном случае в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Отказывая во включении в специальный стаж истице периода ее работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска, ответчик исходил только из того, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 от 29 октября 2002 года №781.
Между тем, Косолапова Е.Б. работала в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года и в указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было предусмотрено включение в стаж работы по специальности выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских учреждениях.
Косолапова Е.Б., работая в вышеуказанной должности в оспариваемый период, не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, учитывая, что часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска подлежит включению в стаж работы истицы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 17 июня 2010 года, Косолапова Е.Б. с учетом включенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, а также оспариваемых ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода работы в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года, имела специальный стаж 25 лет 1 месяца 4 дня, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом стаже работы 25 лет, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Конституции РФ не допустимо отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом в отношении некоторых групп граждан. Все граждане, отработавшие необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, с учетом включенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, оспариваемого ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода работы в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года, на момент обращения с заявлением 17 июня 2010 года у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 июня 2010 года.
При таких обстоятельствах заявленные истицей Косолаповой Е.Б. исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление оплачено Косолаповой Е.Б. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1,2). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Косолаповой Елены Борисовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, зачете в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17 июня 2010 года, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 июня 2010 года № об отказе Косолаповой Елене Борисовне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Косолаповой Елене Борисовне в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 10 октября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Ленинского РК ВЛКСМ г. Саранска.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Косолаповой Елене Борисовне с 17 июня 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Косолаповой Елены Борисовны 200 (двести) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей на оплату государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина