О признании отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья недействительным



Дело №2-2575/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,

при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,

с участием в деле:

истицы – Абрамовой Татьяны Валерьевны, ее представителя Буянова Ивана Николаевича, действующего по ордеру № 36 от 4 октября 2010 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Мещерякова Андрея Геннадьевича, действующего по доверенности от 17 июля 2010 года № 172-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья недействительным и понуждении предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек в размере 864960 рублей,

установил:

Абрамова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья недействительным и понуждении выдать сертификат на получение субсидии на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 864960 рублей.

В обоснование своих требований указала, что с 8 июля 1985 года она работала в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий Министерства социального обеспечения Мордовской АССР. 16 января 1995 года переведена в Пролетарский отдел соцзащиты населения на должность специалиста 2 категории в пенсионный отдел. С этой даты и до 31 марта 2009 года включительно она находилась на муниципальной службе. Ее общий стаж муниципальной службы составляет 19 лет 02 месяца 14 дней. 31 марта 2009 года она была уволена с муниципальной службы в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск, на основании распоряжения №63p от 30 марта 2009 года Главы городского округа Саранск в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя). 22 декабря 2003 года на основании Постановления Главы города Саранск ее супругу гр. Ф. был выдан ордер № на право занятия двухкомнатной <адрес>, г. Саранска, жилой площадью 26,6 кв.м. На момент получения квартиры и в настоящее время ее семья состоит из четырех человек. На каждого члена семьи приходится 11,7 кв.м. общей площади, в связи с чем они нуждаются в улучшении жилищных условий. 30 марта 2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей субсидии на строительство или приобретение жилья. 27 мая 2010 года Администрацией городского округа Саранск было отказано ей в предоставлении безвозмездной субсидии, ссылаясь на Положение о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № и в связи с внесенными в него изменениями от 28 апреля 2010 г. № 53о.

Считает указанное решение незаконным, поскольку решение Совета депутатов городского округа Саранск № 530 от 28 апреля 2010 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184», которым в абзаце 5 пункта 23 Положения исключены слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию» распространяется на правоотношения, возникшие после введения его в действие.

Просила суд признать недействительным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья и обязать выдать сертификат на получение субсидии на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 864960 рублей.

13 октября 2010 года истица Абрамова Т.В. дополнила исковые требования, просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить ее в очереди для получения субсидий на строительство или приобретения жилья.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска производство по делу в части исковых требований истицы о восстановлении ее в очереди для получения субсидий на строительство или приобретения жилья, в связи с отказом истицы от данной части исковых требований.

1 ноября 2010 года истица уточнила исковые требования и просила суд признать отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья недействительным и обязать предоставить ей субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 864960 рублей.

В судебном заседании истица Абрамова Т.В. и ее представитель Буянов И.Н. исковые требования поддержали по тем же самым основаниям, просили суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Мещеряков А.Г. относительно иска возразил, просил суд оставить исковые требования без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Постановлением Главы Пролетарского района г. Саранска от 29 января 1998 года № 42 семья гр. Ф. с составом семьи из трех человек включена в список очередности.

В судебном заседании установлено, что семья Абрамовой Т.В. проживает и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Саранск, <адрес>, общей площадью 26 кв.м.

Данное жилое помещение было предоставлено на основании постановления Главы города от 2 декабря 2003 года № супругу Абрамовой Т.В. - гр. Ф. 18 марта 2004 года на состав семьи из четырех человек, что подтверждается ордером №.

Согласно справке № Абрамова Т.В. имеет следующий состав семьи: муж – гр. Ф., дочь – гр. Е. , сын – гр. И.

31 марта 2009 года Абрамова Т.В. на основании распоряжения № 63-рк от 30 марта 2009 года уволена с должности главного специалиста Отдела социальной защиты населения Администрации Пролетарского района городского округа Саранск в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск (пункт 1 статьи 81 ТК Российской Федерации).

Согласно справке Главы Администрации Пролетарского района г. Саранска Тюркина А.М. стаж муниципальной службы Абрамовой Т.В. на 25 сентября 2009 года составляет 19 лет 2 месяца 14 дней.

В судебном заседании установлено, а также подтверждается материалами дела, что 30 марта 2010 года Абрамова Т.В. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ей и ее семье безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В письме начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск гр. Л. от 6 апреля 2009 года №, адресованного Абрамовой Т.В. указано, что ее просьба о предоставлении безвозмездной субсидии согласно Положению о предоставлении субсидий муниципальным служащим Администрации городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья поставлена на контроль управления.

16 сентября 2009 года письмом начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск гр. Л. сообщено Абрамовой Т.В., что для рассмотрения ее заявления необходимо представить перечень документов.

Указанный в письме перечень необходимых документов был предоставлен Абрамовой Т.В. в Жилищное управление Администрации городского округа Саранск в полном объеме. Данное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

Письмом Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Максимова С.В. от 24 мая 2010 года № Пр-3697 Абрамовой Т.В. было сообщено, что Администрация городского округа Саранск рассмотрела заявление по вопросу предоставления безвозмездной субсидии муниципальным служащим городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года №. Также указано, что в связи с внесенными изменениями в вышеуказанное положение от 28 апреля 2010 года № Абрамова Т.В. не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии.

Суд считает, что данное решение Администрации городского округа Саранск является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № муниципальные служащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение вновь построенного жилья на территории городского округа Саранск (далее - субсидий) в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления. В случае отсутствия предложений на первичном рынке жилья муниципальному служащему по решению Главы Администрации городского округа Саранск может быть предоставлено право на приобретение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, на вторичном рынке жилья.

На муниципальных служащих распространяется общий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учет и предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Помимо оснований, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия и правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Саранск для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются муниципальные служащие, имеющие обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.

В судебном заседании установлено, что семья Абрамовых была постановлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1998 году. На момент обращения Абрамовой Т.В. в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии и в настоящее время ее семья, состоящая из четырех человек, проживает в жилом помещении, жилой площадью 26,6 кв.м. На каждого члена семьи приходится 11,7 кв.м.

Пункт 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 334 «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Мордовия» устанавливает в Республике Мордовия региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 кв.м. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Субсидия на строительство или приобретение жилья, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы не менее 10 лет.

Решение о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья принимается Главой Администрации городского округа Саранск.

Субсидия предоставляется по заявлениям муниципальных служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского округа Саранск.

К заявлению о предоставлении субсидии прилагаются надлежащим образом оформленные документы:

выписка из домовой книги;

справка о составе семьи и занимаемой общей площади жилья;

справка с бюро технической инвентаризации о наличии в собственности недвижимого имущества;

справка с Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия;

справка о стаже муниципальной службы с указанием категории муниципальной должности;

справка о величине доходов членов семьи за последние шесть месяцев с места работы или налогового органа (для лиц, имеющих доходы кроме основного места работы);

копия договора на строительство или приобретение жилья;

справка о внесении собственных или заемных средств на строительство или приобретение жилья;

сведения о начисленной заработной плате помесячно - для работающих;

сведения о стипендии - для студентов;

сведения о суммах начисленных пенсий и пособий - для пенсионеров;

копии свидетельств о рождении на детей дошкольного возраста;

справка службы занятости населения - для безработных неработающих совершеннолетних членов семьи;

при наличии внеочередного либо первоочередного права на улучшение жилищных условий - иные документы, подтверждающие данное право;

справка о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В качестве основания для отказа Абрамовой Т.В. в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Администрация городского округа Саранск, указывает на то, что она не имеет права на ее предоставление в связи с внесенными изменениями в Положение, утвержденное Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184».

Так, согласно пункту 23 данного положения муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае:

выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий;

неправомерных действий муниципальных служащих при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

умышленного ухудшения жилищных условий;

увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию.

увольнения с муниципальной службы.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184» в абзац 5 пункта 23 Положения слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию» исключены.

Суд считает довод истицы о том, что принятое Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184» противоречит Конституции Российской Федерации и не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, является обоснованным.

При этом суд исходит из следующего.

Пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации содержит запрет на принятие нормативно-правовых актов, законов, отменяющих или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Нормативно-правовые акты, законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Истица Абрамова Т.В. обратилась с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья обратилась 30 марта 2009 года. На тот момент законную силу имело Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184», в котором было указано, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию.

Таким образом, на момент обращения истицы с указанным заявлением должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу 30 марта 2009 года.

Более того, пунктом 21 Положения предусмотрено, что заявления и документы, указанные в пункте 20 настоящего Положения, а также материалы проверки жилищных условий муниципальных служащих рассматриваются Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск в течение месяца. После предоставления Управлением муниципальной службы Администрации городского округа Саранск сведений о стаже работы муниципальных служащих и Финансовым управлением Администрации городского округа Саранск предварительного расчета безвозмездных субсидий материалы с проектом постановления направляются Главе Администрации городского округа Саранск для принятия решения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

Однако, в нарушение вышеуказанного положения, вопрос о предоставлении Абрамовой Т.В. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья находился на рассмотрении в Администрации городского округа Саранск один год и 2 месяца, что также является основанием для признания решения Администрации городского округа Саранск незаконным.

Кроме того, отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении Абрамовой Т.В. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья ставит ее в неравное положение с другими муниципальными служащими, получившими безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск от 20 мая 2010 года и 31 августа 2010 года.

Так, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 20 мая 2010 года № 1226 и от 31 августа 2010 года № 2232 о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим Администрации городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, суд находит нарушение прав истицы по отношению к другим муниципальным служащим, являющимся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В данных постановлениях Главы Администрации городского округа Саранск указано, что таким муниципальным служащим, как гр. Д., гр. Н., гр. Ж., гр. П., гр. Ш. и гр. С., поставленных на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий позже Абрамовой Т.В., предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья.

Так, из постановления Главы Администрации городского округа Саранск № 1226 от 20 мая 2010 года следует, что данным нормативным актом муниципальным служащим гр. Д., гр. Ж., гр. Ш. предоставлены безвозмездные субсидии, при этом данные граждане встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1998 года и имеют состав семьи два и три человека, в то время как, Абрамова Т.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29 января 1998 года с составом семьи из четырех человек.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица, являющаяся муниципальной служащей, имеющая необходимый стаж и признанная в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья наравне с другими муниципальными служащими.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что размер субсидии на строительство или приобретение жилья для муниципальных служащих определяется в процентном отношении к средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья с учетом норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу Саранск в зависимости от соотношения месячного дохода на одного члена семьи к ставке в размере 4330 рублей лица, получающего субсидию, и стажа муниципальной службы согласно приложению 2 к настоящему Положению.

Средняя рыночная стоимость строительства или приобретения жилья считается равнозначной нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по городскому округу Саранск для расчета размера социальных выплат молодым семья при применении настоящего Положения.

Согласно пункту 14 Положения субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется с учетом положений пункта 11 настоящего Положения для приобретения или строительства жилья, площадь которого не достигает до нормы предоставления площади жилья (18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Согласно предварительному расчету размера субсидий муниципальным служащим, подготовленному по запросу суда начальником Финансового управления Администрации городского округа Саранск гр. Т. сумма субсидии составляет 864960 рублей.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность по предоставлению Абрамовой Т.В. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в размере 864960 рублей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Абрамовой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья недействительным и понуждении предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек в размере 864960 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено Абрамовой Т.В. государственной пошлиной в размере 200 рублей, что соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взималась государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи, Абрамовой Т.В. подлежат возмещению понесенные ими расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Абрамовой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья незаконным и понуждении предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 864960 рублей удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 24 мая 2010 года № Пр-3697 в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке предоставить Абрамовой Татьяне Валерьевне безвозмездную субсидию на строительство или приобретение на состав семьи из четырех человек в размере 864960 (восьмисот шестидесяти четырех тысяч девятисот шестидесяти) рублей.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Абрамовой Татьяне Валерьевне 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова