О признании статьи Устава городского округа Саранск частично недействующей



Дело №2-2842/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,

представителя заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Саранск Юськаева Р.К., действующего на основании доверенности №267-ГС от 02 ноября 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Саранска, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании статьи 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, частично недействующей,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Саранска обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании статьи 37 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, частично недействующей.

В обоснование заявления указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что отдельные положения Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, опубликованного в газете «Вечерний Саранск» 29.12.2005 (спецвыпуск), противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.

Статьей 37 Устава установлено, что в систему правовых актов органов местного самоуправления входят: Устав; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); решение Совета депутатов; постановление и распоряжение Председателя Совета депутатов; постановление и распоряжение Главы Администрации; распоряжение Первого заместителя Главы Администрации, распоряжение заместителя Главы Администрации; распоряжение Главы Администрации района; приказ заместителя Главы Администрации и руководителя структурного подразделения Администрации.

Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Таким образом, в систему правовых актов входят постановления местной администрации по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Формы правовых актов как постановление и распоряжение Главы Администрации федеральным законодательством не предусмотрено.

Оспариваемое положение нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, на которых распространяется деятельность органов местного самоуправления городского округа Саранск и которые должны выполнять принятые органами местного самоуправления городского округа Саранск правовые акты. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения, в том числе в сфере земельного, гражданского, градостроительного, трудового, жилищного законодательства принимаются правовые акты в форме распоряжений и постановлений. Данные правовые акты предоставляют определенные права гражданам, в том числе по распоряжению муниципальными земельными участками, муниципальным имуществом, осуществлению строительства капитальных объектов, регулированию цен и тарифов, предоставлению жилья. Принятие указанных правовых актов в непредусмотренной федеральным законодательством форме влечет их недействительность, соответственно нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, которым на основании данных правовых актов предоставлены определенные права либо возложены обязанности в сфере земельного, гражданского, градостроительного, трудового, жилищного законодательства.

По указанным основаниям просил суд статью 37 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, в части установления таких форм правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации, признать недействующей полностью со дня принятия решения суда.

18 ноября 2010 года прокурор Ленинского района г.Саранска заявленные требования уточнил, просил суд признать недействующей статью 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, в части установления таких форм правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск, со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Совета депутатов городского округа Саранск Юськаев Р.К. просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что на момент утверждения Устава городского округа Саранск такая форма муниципального правового акта как постановление и распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск соответствовала форме муниципальных правовых актов, установленной ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Изменения в статью 43 указанного Федерального закона были внесены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №281-ФЗ. Кроме того, Глава Администрации, являясь должностным лицом местного самоуправления, обладает правом на принятие от своего имени муниципальных правовых актов.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177 был утвержден Устав городского округа Саранск, в последующем опубликованный в газете «Вечерний Саранск» от 29 декабря 2005 года (спецвыпуск).

Статьей 39 Устава установлено, что в систему правовых актов органов местного самоуправления входят: Устав; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); решение Совета депутатов; постановление и распоряжение Председателя Совета депутатов; постановление и распоряжение Главы Администрации; распоряжение Первого заместителя Главы Администрации, распоряжение заместителя Главы Администрации; распоряжение Главы Администрации района; приказ заместителя Главы Администрации и руководителя структурного подразделения Администрации.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Круг вопросов местного значения городского округа определен в статье 16 Федерального закона.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе, по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 статьи 17 Федерального закона).

В силу статьи 4 Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные, правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (статьи 37 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Федерального закона, Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Из смысла приведенных норм следует, что именно местная администрация наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. А глава местной администрации является ее руководителем.

Таким образом, в систему муниципальных правовых актов входят постановления местной администрации по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Такие формы правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации, федеральным законодательством не предусмотрены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что статья 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, в части установления таких форм правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации, противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Довод представителя Совета депутатов городского округа Саранск о том, что на момент утверждения Устава городского округа Саранск такая форма муниципального правового акта как постановление и распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск соответствовала форме муниципальных правовых актов, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является несостоятельным, поскольку после внесения изменений в указанный Федеральный закон нормативные акты муниципального уровня должны быть приведены в соответствие с ним.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора Ленинского района г.Саранска, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании статьи 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, в части установления таких форм правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Ленинского района г.Саранска, поданное в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании статьи 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, частично недействующей удовлетворить.

Признать статью 39 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, в части установления таких форм правовых актов, как постановление и распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина