Дело №2-2733/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 ноября 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием представителя истца Администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю., действующего на основании доверенности №193-д от 07 сентября 2010 года,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В., действующего на основании доверенности № 7 от 17 мая 2010 года,
представителя ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия Суркова М.В., действующего на основании доверенности № 4 от 19.01.2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Мещеряковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия о признании недействительными с момента вынесения решений № от 27 июля 2009 года и № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к главному специалисту-эксперту Отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Анаскину С.Н. и ведущему специалисту-эксперту Отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Ненастину Ю.В. о признании несоответствующими закону и недействительными с момента вынесения решений об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости.
В обоснование иска истец указал, что 19 августа 2010 года в Администрацию городского округа Саранск поступила копия кадастрового дела объекта недвижимости №, из которой стало известно, что 27 июля 2009 года ведущим специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В., на основании заявления Мещеряковой Л.А. от 03.07.2009 № и межевого плана от 28.04.2009 №, подготовленного ООО «Аргус», было вынесено решение № от 27 июля 2009 года об учете изменений объекта недвижимости, в результате которого были внесены изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В результате этого изменились границы указанного земельного участка (сместились поворотные (характерные) точки).
11 декабря 2009 года Главным специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Роснедвижимости по РМ Анаскиным С.Н., на основании заявления Мещеряковой Л.А. от 19.11.2009 № и межевого плана от 18.11.2009 №, подготовленного ООО «Геоком», было вынесено решение № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости, в результате которого был проведен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по указанному выше адресу. В результате этого повторно изменились границы и площадь данного земельного участка (так же сместились поворотные (характерные) точки).
Администрация городского округа Саранск считает данные решения незаконными, вынесенными с нарушением действующего законодательства и нарушающими права муниципального образования городской округ Саранск, поскольку в соответствии со ст.ст.38-39 ФЗ № от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» и абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация городского округа Саранск, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ Саранск, обладает правомочиями собственника (пользование, распоряжение) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящих в границах городского округа Саранск.
Следовательно, в случае проведения кадастровых работ по уточнению границ того или иного земельного участка, находящегося на государственном кадастровом учете, принадлежащего лицу, являющемуся титульным владельцем, и граничащего с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в границах городского округа Саранск, Администрация городского округа Саранск будет являться заинтересованным лицом при проведении данных работ.
Межевой план № от 28.04.2009 г., подготовленный ООО «Аргус», и межевой план от 18.11.2009 г. №, подготовленный ООО «Геоком», на основании которых были вынесены спорные решения, содержат акты согласования местоположения границ, однако данные акты не содержат подписей должностных лиц Администрации городского округа Саранск, уполномоченных на осуществление подобных действий. Кроме того, обозначенные межевые планы не содержат информации о направлении и получении извещения Администрацией городского округа Саранск о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Считает, что участие Администрации городского округа Саранск при составлении акта согласования границ указанного земельного является обязательным, так как земельный участок с кадастровым номером № имеет непосредственную границу с землями городского округа Саранск, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате незаконного принятия спорных решений № от 27.07.2009 и № от 11.12.2009 были смещены, без согласия Администрации городского округа Саранск, границы указанного земельного участка. То есть фактически был узаконен самозахват участка государственной земли, право на владение и пользование которым принадлежит в силу закона Администрации городского округа Саранск.
По указанным основаниям Администрация городского округа Саранск просила суд признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решение ведущего специалиста-эксперта отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастина Ю.В. № от 27 июля 2009 года об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решение главного специалиста-эксперта отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскина С.Н. № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> восстановить положение, существовавшее до момента вынесения указанных решений, путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр объектов недвижимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером №, тем самым, приведя кадастровые данные указанного объекта недвижимости в соответствие с данными ГКН по состоянию на 01 апреля 2009 года.
09 ноября 2010 года Администрация городского округа Саранск заявленные исковые требования уточнила, просила суд признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия № от 27 июля 2009 года об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принятое ведущим специалистом-экспертом отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В.
Признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принятое главным специалистом-экспертом отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскиным С.Н.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия восстановить положение существовавшее до момента вынесения указанных решений путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр объектов недвижимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером №, тем самым приведя кадастровые данные указанного объекта недвижимости, в соответствие с данными ГКН по состоянию на 01 апреля 2009 года.
9 ноября 2010 года ненадлежащие ответчики ведущий специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастин Ю.В. и главный специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскин С.Н. заменены на надлежащих - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия.
В судебном заседании представитель истца Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. исковые требования поддержал по тем же основаниям и просил суд удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозеров Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что согласование местоположения границ земельного участка производится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды. В данной ситуации смежных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не имеется.
Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия Сурков М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Мещерякова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика гр. Н. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ведущий специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастин Ю.В. и главный специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскин С.Н. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем предоставили суду заявления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворению не подлежат.
Материалами дела установлено, что в соответствии с договором купли-продажи № от 10 июля 2008 года Администрация городского округа Саранск передала в собственность гр. Ж. земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 16 февраля 2009 года право собственности на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № перешло к Мещеряковой Л.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 16 февраля 2009 года.
03 июля 2009 года Мещерякова Л.А. обратилась в Территориальный (межрайонный) отдел № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №. К указанному заявлению был приложен межевой план спорного земельного участка, изготовленный ООО «Аргус».
По результатам рассмотрения заявления Мещеряковой Л.А. от 03 июля 2009 года ведущим специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В. было принято решение № от 27 июля 2009 года об учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №.
19 ноября 2009 года Мещерякова Л.А. обратилась в Территориальный (межрайонный) отдел № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №. К указанному заявлению был приложен межевой план спорного земельного участка, изготовленный ООО «Геоком».
По результатам рассмотрения заявления Мещеряковой Л.А. от 19 ноября 2009 года главным специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскиным С.Н. было принято решение № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (пункт 3 статьи 20 Федерального закона).
Из содержания пункта 1 статьи 22 Федерального закона следует, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:
- межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 9 статьи 38 Федерального закона).
Согласно статье 39 Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (статья 40 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Из межевого плана спорного земельного участка, изготовленного ООО «Аргус», следует, что земельными участками, смежными с уточняемым земельными участком, являются: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности гр. Т. , гр. М. , и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности гр. К. , гр. Е. , гр. К.
Также согласно указанному межевому плану спорного земельного участка имеются точки границ, определяющие часть земельного участка, граничащих с землями, государственная собственность на которые не разграничена и не закреплена за конкретными лицами. Таким образом, иных смежных со спорным земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не имеется.
Местоположение границ спорного земельного участка согласовано со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором имеются личные подписи всех заинтересованных лиц. При этом согласование местоположения границ спорного земельного участка проведено в установленном законом порядке.
Из межевого плана спорного земельного участка, изготовленного ООО «Геоком», следует, что земельными участками, смежными с уточняемым земельными участком, являются: земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем которого является гр. Т. , и земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем которого является гр. К. Иных смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не имеется.
Местоположение границ спорного земельного участка согласовано со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором имеются личные подписи всех заинтересованных лиц. При этом согласование местоположения границ спорного земельного участка проведено в установленном законом порядке.
В связи с чем, суд считает, решение № от 27 июля 2009 года и решение № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка являются законными, оснований для отказа в осуществлении данного кадастрового учета у органа кадастрового учета не имелось.
Доказательств, подтверждающих наличие иных смежных со спорным земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, и принадлежащих Администрации города на правах, указанных в пункте 3 статьи 39 Федерального закона, истцом не представлено.
При этом, довод истца о том, что Администрация городского округа Саранск обладает правомочиями собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в границах городского округа Саранск, является несостоятельным, поскольку в силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов осуществляют лишь распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, учитывая, что Администрация городского округа Саранск не является обладателем смежных со спорным земельных участков на правах, указанных в пункте 3 статьи 39 Федерального закона, а обязанность осуществлять согласование с иными лицами законом не предусмотрена, суд приходит к выводу, что в данном случае обязательное согласование местоположения границ спорного земельного участка с Администрацией города не требовалось.
При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации городского округа Саранск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия о признании недействительными с момента вынесения решений № от 27 июля 2009 года и № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в иске Администрации городского округа Саранск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия о признании недействительными с момента вынесения решений № от 27 июля 2009 года и № от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина