О понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-137/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания - Мучкаевой Е.П.,

с участием в деле:

истца - Петайкина Игоря Михайловича, его представителя Гупперта Сергея Александровича, действующего по устному заявлению,

ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Сарычевой Людмилы Алексеевны,действующей по доверенности от 17 марта 2009 года №394,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петайкина Игоря Михайловича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева от 25 ноября 2009 года № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, понуждении зачесть ему в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 3 ноября 2009 года,

установил:

Петайкин И.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о зачете в специальный стаж периода прохождения службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года и понуждении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ему досрочную трудовую пенсию с 3 ноября 2009 года.

В обоснование иска указал, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 25 ноября 2009 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж не был включен период прохождения военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года.

Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку отказывая во включении указанного периода в его специальный стаж, ответчик тем самым неправомерно ограничил его в конституционных правах, поставив его в неравные условия с другими категориями граждан.

По данным основаниям просил суд зачесть в его специальный стаж период прохождения службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ему досрочную трудовую пенсию с 3 ноября 2009 года.

15 января 2010 года истец Петайкин И.М. обратился в суд с заявлением, в котором уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева от 25 ноября 2009 года № об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть ему в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения им военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года и назначить ему с 3 ноября 2009 года досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании истец Петайкин И.М. и его представитель Гупперт С.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сарычева Л.А. относительно исковых требований Петайкина И.М. возразила, объяснив при этом, что в назначении досрочной пенсии Петайкину И.М. отказано законно. Просила суд отказать в удовлетворении иска Петайкину И.М.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Петайкина И.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 3 ноября 2009 года Петайкин И.М. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 25 ноября 2009 года № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 24 года 1 месяц 18 дней.

В специальный стаж истца не был включен период с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года ( 11 месяцев) - период прохождения военной службы по призыву, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 29 октября 2002 года, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 также не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву. Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года № 1397 был предусмотрен зачет в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР однако с 1 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

Суд считает, что данное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из решения ответчика и объяснений представителя ответчика Сарычевой Л.А., отказывая во включении в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года (11 месяцев), ответчик исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 также не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву. Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года № 1397 был предусмотрен зачет в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР однако с 1 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Таким образом, поскольку на момент обращения Петайкина И.М. за назначением пенсии законодательством не было предусмотрено включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР, по мнению представителя ответчика, истцу обоснованно было отказано во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР.

Однако с данным доводом согласиться нельзя.

Согласно пункту 1 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом из указанного постановления следует, что период службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР подлежал включению в стаж работы по специальности, при условии, что периоду прохождения службы в составе вооруженных сил СССР предшествовала работа по специальности.

Петайкин И.М. с 3 июля 1984 года имеет высшее педагогическое образование, что подтверждается дипломом КВ № 388638, согласно которому Петайкин И.М. в 1980 году поступил в Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева и в 1984 году окончил полный курс названного института по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 3 июля 1984 года Петайкину И.М. присвоена квалификация учителя русского языка и литературы.

Согласно записям в трудовой книжке истца, Петайкин И.М. с 15 августа 1984 года по 28 августа 1984 года работал в должности учителя русского языка и литературы Начаевской средней школы, с 29 августа 1984 года по 26 августа 1986 года в должности директора Начаевской средней школы, с 27 августа 1986 года по 14 августа 1989 года в должности учителя русского языка и истории в средней школе №, с 15 августа 1989 года по 31 мая 1990 года в должности учителя русского языка и литературы, с 31 мая 1990 года уволен с должности учителя русского языка и литературы Средней школы № г.Саранска в связи с призывом на военную службу, согласно ст. 29 п.3 КзоТ РСФСР.

Работа Петайкина И.М. в указанные периоды по данным должностям и в указанных учреждениях, также подтверждается актом по результатам документальной проверки факта работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, составленным ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск от 4 июня 2009 года, справкой МОУ «Средняя образовательная школа №» от 5 июня 2009 года.

Как следует их военного билета НП №, Петайкин И.М. проходил военную службу с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года в должности начальника клуба.

Таким образом, как следует из указанных выше письменных доказательств по делу, до призыва на военную службу Петайкин И.М. осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что также не оспаривается ответчиком, поскольку вышеуказанные периоды ответчиком были включены в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Отказывая во включении в специальный стаж истца периода прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР, ответчик исходил только из того, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 октября 1993 года, то есть в настоящий момент она не действует.

Действительно Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 октября 1993 года.

Между тем, Петайкин И.М. проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР в период с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года. Таким образом в период прохождения военной службы Петайкиным И.М. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало, и указанным Постановлением было предусмотрено включение в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных сил СССР.

Петайкин И.М. проходя военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР, не мог предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР не будет засчитываться в стаж работы по специальности.

Таким образом, учитывая, что часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года подлежит включению в стаж работы истца по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 3 ноября 2009 года, Петайкин И.М. с учетом включенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истца, а также оспариваемых ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода прохождения военной службы по призыву, имел специальный стаж 25 лет 1 месяц 29 дней, что подтверждается материалами пенсионного дела истца, при требуемом двадцатипятилетнем стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, с учетом включенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истца, оспариваемого ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периода прохождения в армии по призыву, на момент обращения с заявлением 3 ноября 2009 года у истца возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 3 ноября 2009 года.

При таких обстоятельствах заявленные истцом Петайкиным И.М. требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исковое заявление оплачено Петайкиным И.М. государственной пошлиной в размере 100 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 100 рублей.

В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Петайкина Игоря Михайловича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева от 25 ноября 2009 года № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, понуждении зачесть ему в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 3 ноября 2009 года удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева от 25 ноября 2009 года № об отказе Петайкину Игорю Михайловичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Петайкину Игорю Михайловичу в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения им военной службы по призыву с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Петайкину Игорю Михайловичу с 3 ноября 2009 года досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Петайкина Игоря Михайловича 100 (сто) рублей в возмещение расходов, понесенных истицом на оплату государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва