О признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации



Дело № 2-101/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Крысиной З.В.,

при секретаре Колузаковой Н.В.,

с участием заявителя Преснякова А.Д.,

представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Мордовия Байчуриной М.А., действующей по доверенности №6 от 9 августа 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Преснякова Александра Дмитриевича о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении информации, возложении обязанности предоставить информацию,

установил:

Пресняков А.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении информации, возложении обязанности предоставить информацию.

В обоснование своих требований указал, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1 декабря 1995 г. Последняя занимаемая должность «начальник второго отделения районного военного комиссариата». В соответствии со статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, величина его пенсии зависит от величин окладов по должности, с которой он уволился на пенсию. На его неоднократные обращения в Министерство обороны Российской Федерации и его структурные подразделения о предоставлении ему сведений о размере должностного оклада по должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г., о соответствии должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» типовой по состоянию на 1 февраля 1992 г., согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 марта 1992 г. №155 «О денежном довольствии военнослужащих вооруженных сил», на 1 января 1993 г., согласно постановлению СМ – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65, на 1 июля 2002 г., согласно пункту Закона от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ, указанная информация ему была предоставлена только частично.

Считает, что в нарушение действующего законодательства Министерство обороны Российской Федерации не дало ответ по существу поставленного вопроса, не предоставило сведения о размерах должностного оклада, чем были нарушены его права на получение ответа от государственного органа по его обращению, то есть на получение информации, затрагивающей его права.

Просит суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении ему информации, обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить ему следующую информацию:

-о размере должностного оклада по должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г.,

-о соответствии должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» типовой по состоянию на 1 февраля 1992 г., согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 марта 1992 г. №155 «О денежном довольствии военнослужащих вооруженных сил», на 1 января 1993 г., согласно постановлению СМ – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65, на 1 июля 2002 г., согласно пункту Закона от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ,

-приложение к указанию ГФЭУ МО РФ №180/3/390 от 28 июня 2002 г. (в части касающейся должности - «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда»), с разъяснением о порядке перевода старых тарифных разрядов в новые.

Взыскать в его пользу с Министерства обороны Российской Федерации в возмещение судебных расходов 200 рублей.

В судебном заседании заявитель Пресняков А.Д. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Российской Федерации Байчурина М.А. с заявленными требованиями Преснякова А.Д. не согласилась, пояснив, что указанная им информация может быть предоставлена при обращении в Военный комиссариат по месту прохождения заявителем военной службы, то есть в г. Ульяновске. При этом также пояснила, что пенсионное дело Преснякова А.Д. находится в Военном комиссариате Республики Мордовия.

Представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Материалами дела установлено, что Пресняков Александр Дмитриевич является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1 декабря 1995 г.

Последняя занимаемая должность – «начальник второго отделения районного военного комиссариата».

7 июня 2010 г. Пресняков А.Д. обратился в министерство обороны Российской Федерации с запросом о предоставлении ему сведений о размере должностного оклада по должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г.

15 июля 2010 г. письмом №182/3/1/95903 заместитель начальника управления социальных гарантий департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации М. Коновалов предоставил сведения о размере должностного оклада начальник второго отделения районного военного комиссариата Ленинского района г. Ульяновска» на 1 июля 2002 г.

9 июня 2010 г. Пресняков А.Д. обратился в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации с запросом о предоставлении ему справки об окладе по воинской должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г.

4 августа 2010 г. письмом №121106 начальник Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сообщил о месте хранения документов городских и районных комиссариатов, куда и рекомендовал обратиться заявителю.

15 августа 2010 г. Пресняков А.Д. обратился в Министерство обороны Российской Федерации с запросом о предоставлении ему сведений о размере должностного оклада по должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г., о соответствии должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» типовой по состоянию на 1 февраля 1992 г., согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 марта 1992 г. №155 «О денежном довольствии военнослужащих вооруженных сил», на 1 января 1993 г., согласно постановлению СМ – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65, на 1 июля 2002 г., согласно пункту Закона от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ, приложение к указанию ГФЭУ МО РФ №180/3/390 от 28 июня 2002 г. (в части касающейся должности - «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда»).

13 сентября 2010 г. письмом №182/3/1/95903 заместитель начальника управления социальных гарантий департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации М. Коновалов сослался на ответ Министерства обороны Российской Федерации от 15 июля 2010 г. №182/3/1/95903 и не предоставил Преснякову А.Д. запрашиваемые им сведения.

9 сентября 2010 г. Пресняков А.Д. обратился в Военный комиссариат Республики Мордовия с заявлением о предоставлении ему справки (информации) о размере окладов по воинской должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г.

22 сентября 2010 г. письмом №2822 временно исполняющий обязанности Военного комиссара Республики Мордовия А. Шибанов довел до сведения Преснякова А.Д. информацию о размере окладов по воинской должности с момента назначения пенсии, то есть с 1 декабря 1995 г.

В силу статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно статье 49 указанного закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 27.01.1993 г. N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно - исполнительной системы и усилении их социальной защиты" (в редакции от 28.02.1994 г.) содержатся сведения о размере должностных окладов лиц офицерского состава по основным типовым должностям.

Сведений о размере должностного оклада нетиповой должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» в указанном постановлении не имеется.

Между тем, указанным постановлением Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.

В силу статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Таким образом, оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации.

Должность «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» является не типовой, она не указана в перечне типовых должностей, для которых размеры окладов устанавливались непосредственно Постановлением Правительства Российской Федерации №65 от 27.01.1993 г.

По данным основаниям довод представителя заинтересованного лица о том, что сведения, запрашиваемые Пресняковым А.Д., находятся в военном комиссариате по месту прохождения им военной службы, и могут быть предоставлены только оттуда, являются необоснованными, поскольку, как установлено, полномочия по установлению окладов по нетиповым должностям отнесены к компетенции Министерства обороны Российской Федерации. Следовательно, уполномоченным лицом по рассмотрению обращения Преснякова А.Д. является Министерство обороны Российской Федерации, которое и должно было дать ответ по существу постановленного вопроса, либо направить его на разрешение в другой государственный орган.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 249 ГПК Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Министерством обороны Российской Федерации в суд не представлено доказательств законности и обоснованности отказа в предоставлении Преснякову А.Д. запрашиваемой им информации.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении Преснякову Александру Дмитриевичу информации незаконным, возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность предоставить запрашиваемую им информацию.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче в суд настоящего заявления Пресняковым А.Д. уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, размер которой соответствует размеру. Установленному статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации в пользу заявителя.

Согласно части первой статьи 246 ГПК Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Преснякова Александра Дмитриевича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении Преснякову Александру Дмитриевичу информации.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить Преснякову Александру Дмитриевичу в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу следующую информацию:

-о размере должностного оклада по должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 2002 г.,

-о соответствии должности «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда» типовой по состоянию на 1 февраля 1992 г., согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 марта 1992 г. №155 «О денежном довольствии военнослужащих вооруженных сил», на 1 января 1993 г., согласно постановлению СМ – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65, на 1 июля 2002 г., согласно пункту Закона от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ,

-приложение к указанию ГФЭУ МО РФ №180/3/390 от 28 июня 2002 г. ( в части касающейся должности - «начальник второго отделения районного военного комиссариата второго разряда»), с разъяснением о порядке перевода старых тарифных разрядов в новые.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Преснякова Александра Дмитриевича в возмещение судебных расходов 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию пор гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина