О возложении обязанности предоставить земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованной схемой размещения объекта



Дело №2-75/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,

с участием в деле:

истца – Боярова Александра Васильевича,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года №261-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боярова Александра Васильевича к Администрации городского округа Саранск о возложении на ответчика обязанности предоставить ему земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованной им схемой размещения объекта,

установил:

Бояров А.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении на ответчика обязанности предоставить ему земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованной им схемой размещения объекта.

В обоснование иска указал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 мая 2009 года признан незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении ему земельного участка для строительства гаража.

3 июня 2009 года с данным решением суда и заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гаража он повторно обратился в Администрацию городского округа Саранск, которая предложила ему вначале обратиться в МУ «Многофункциональный центр» с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Место размещения объекта Бояровым А.В. предварительно согласовано со всеми необходимыми службами, после чего схема расположения земельного участка для строительства кирпичного гаража по ул. Котовского города Саранска была направлена для согласования в городскую администрацию.

Однако городская администрация схему расположения земельного участка для строительства гаража не утвердила и земельный участок ему не предоставила в связи с тем, что на квартал, в котором находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект планировки территории.

По данным основаниям Бояров А.В. просил суд обязать городскую администрацию предоставить ему испрашиваемый земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованным местом размещения объекта (л.д. 3-4).

В судебном заседании Бояров А.В иск поддержал по тем же основаниям. Суду объяснил, что он просит суд предоставить ему земельный участок по <адрес> для строительства гаража в соответствии с согласованной им схемой предварительного согласования объекта, составленной кадастровым инженером ФИО 1 19 сентября 2009 года, имеющейся в материалах дела (л.д. 8,9).

10 ноября 2010 года Бояров А.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 24 кв.м. на кадастровом плане территории г. Саранска для размещения бокса гаража, расположенного по <адрес>, приложив к заявлению схему, составленную 19 сентября 2009 года кадастровым инженером ФИО 1

Письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2010 года истцу отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Гагарина, Сурикова, пр. 50 лет Октября и правым берегом реки Саранка города Саранска, утвержденному Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 21 декабря 2009 года №3009, земельный участок для размещения гаража расположен в зоне проектируемого дома многоэтажной жилой застройки и все существующие гаражи, расположенные по данному адресу, подлежат демонтажу.

Указанное решение Администрации городского округа Саранск об отказе Боярову А.В. в размещении объекта – гаража по <адрес> истец не обжаловал в судебном порядке. Земельный участок, который Бояров А.В. просит обязать городскую администрацию ему предоставить, не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель ответчика Станскова Е.В. иск Боярова А.В. не признала, просила суд отказать в его удовлетворении. Суду объяснила, что испрашиваемый истцом земельный участок не может быть ему предоставлен, поскольку согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Гагарина, Сурикова, пр. 50 лет Октября и правым берегом реки Саранка города Саранска, утвержденному Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 21 декабря 2009 года №, земельный участок для размещения гаража расположен в зоне проектируемого дома многоэтажной жилой застройки и все существующие гаражи, расположенные по данному адресу, подлежат демонтажу.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Боярова А.В. не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 1 ноября 2008 года истец обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением (датированным 30 октября 2008 года), в котором просил разрешение на строительство гаража по <адрес>, к которому приложил копию паспорта, копию свидетельства о регистрации транспортного средства на автомобиль, копию свидетельства о регистрации транспортного средства на прицеп, копию водительского удостоверения.

Письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Грака А.П. от 13 ноября 2008 года Боярову А.В. отказано в удовлетворении просьбы о разрешении строительства гаража в связи с тем, что фактическое расстояние от жилого дома до проектируемого гаража не соответствует требованиям пункта 6.39 СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений». Одновременно предложено рассмотреть возможность приобретения гаража у организаций, которым предоставлен земельный участок для комплексного строительства гаражей.

20 ноября 2008 года истец обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением (датированным 30 октября 2008 года), в котором просил разрешить строительство гаража <адрес>. И просил выделить земельный участок рядом с тремя гаражами вдоль <адрес>.

Письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Грака А.П. от 4 декабря 2008 года Боярову А.В. отказано в удовлетворении просьбы о разрешении строительства гаража в связи с тем, что фактическое расстояние от жилого дома до проектируемого гаража не соответствует требованиям пункта 6.39 СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений». Одновременно предложено рассмотреть возможность приобретения гаража у организаций, которым предоставлен земельный участок для комплексного строительства гаражей.

Бояров А.В. обжаловал отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении земельного участка в суд.

Вступившим 22 мая 2009 года в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия иск Боярова А.В. удовлетворен. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении Боярову А.В. земельного участка для строительства гаража.

3 июня 2009 года Бояров А.В. обратился в городскую администрацию с заявлением, в котором просил повторно рассмотреть поданное им ранее заявление о предоставлении земельного участка для строительства своими силами гаража по <адрес>, приложив к заявлению копию вышеуказанного решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия.

На заявление заместителем Главы Администрации городского округа Саранск Семенчиковым В.В. 8 июля 2009 года был дан письменный ответ, в котором Боярову А.В. разъяснялось, что согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается на основании кадастрового паспорта земельного участка и решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В связи с чем истцу предложено обратиться в МУ «Многофункциональный центр» с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта.

19 сентября 2009 года кадастровым инженером ФИО 1 по заказу истца подготовлена схема предварительного согласования объекта – кирпичного гаража по <адрес> и 29 марта 2010 года эта схема направлена в Администрацию городского округа Саранск для согласования.

Письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Грака А.П. от 30 апреля 2010 года индивидуальному предпринимателю ФИО 1 отказано в согласовании указанной схемы. Отказ мотивирован тем, что на квартал, в котором располагается испрашиваемый земельный участок, разработан и утвержден проект планировки территории. Согласно утвержденному проекту планировки территории рассматриваемый земельный участок расположен на придомовой территории многоэтажного жилого дома и все существующие гаражи, расположенные по этому адресу подлежат демонтажу. Реализация проекта запланирована до конца 2014 года.

10 ноября 2010 года Бояров А.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 24 кв.м. на кадастровом плане территории г. Саранска для размещения бокса гаража, расположенного по <адрес>, приложив к заявлению схему, составленную 19 сентября 2009 года кадастровым инженером ФИО 1.

Письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2010 года истцу отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Гагарина, Сурикова, пр. 50 лет Октября и правым берегом реки Саранка города Саранска, утвержденному Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 21 декабря 2009 года №3009, земельный участок для размещения гаража расположен в зоне проектируемого дома многоэтажной жилой застройки и все существующие гаражи, расположенные по данному адресу, подлежат демонтажу.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Как установлено судом, письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Грака А.П. от 30 апреля 2010 года индивидуальному предпринимателю ФИО 1, письмом заместителя Главы Администрации городского округа Саранск Грака А.П. от 23 декабря 2010 года Боярову А.В. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта - кирпичного гаража по <адрес>.

Истец данный отказ в судебном порядке не обжаловал, а сразу обратился в суд с настоящим иском, в котором требует обязать городскую администрацию предоставить ему земельный участок для строительства гаража.

Решение городской администрации, которым Боярову А.В. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта - кирпичного гаража по <адрес>, незаконным не признано и не отменено.

Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта городской администрацией не было принято, испрашиваемый Бояровым А.В. для строительства гаража земельный участок не мог быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается объяснениями истца.

Соответственно истец не обращался в городскую администрацию в установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации порядке с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства, приложив к нему кадастровый паспорт земельного участка.

Вследствие того, что испрашиваемый земельный участок не был сформирован, истец не имел возможности получить на него кадастровый паспорт.

Таким образом судом установлено, что Бояров А.В. в предусмотренном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации порядке не обращался в городскую администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гаража по <адрес> с указанием вида испрашиваемого права на земельный участок, приложив к нему кадастровый паспорт земельного участка.

Доказательств в подтверждение обратному истец суду не представил.

Кроме этого согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с указанной нормой Советом депутатов городского округа Саранск 28 апреля 2010 года принято решение №529 «О предоставлении земельных участков на торгах», согласно которому предоставление в аренду или собственность для целей строительства находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением:

1) предоставление земельных участков для строительства объектов, финансирование строительства которых (полностью или частично) осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета городского округа Саранск;

2) предоставление земельных участков физическим лицам, обладающим льготами в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на внеочередное, первоочередное приобретение прав на земельные участки;

3) предоставление земельных участков для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка не будут изменяться на протяжении действия договора аренды земельного участка):

объектов, предназначенных для обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений или унитарных предприятий, учредителями которых является Российская Федерация, Республика Мордовия или муниципальное образование;

объектов учреждений здравоохранения, культуры, спорта и искусства, а также объектов науки, образования и религии;

объектов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий;

кладбищ и других видов захоронений;

объектов промышленного производства, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов размещения отходов;

4) предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

1.1. Положения настоящего решения в части необходимости проведения торгов не распространяются на случаи:

когда решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, предполагает возмещение заявителем убытков, иных расходов, связанных с прекращением прав третьих лиц на земельные участки и объекты, на них расположенные;

когда до дня вступления в силу настоящего решения на основании заявления физического или юридического лица Администрация городского округа Саранск приняла решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 37 и пункту 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Предоставление истцу земельного участка для строительства гаража по <адрес> без соблюдения установленных вышеприведенными нормами процедур формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет, подачи заявления о предоставлении земельного участка и проведения торгов, на чем по существу настаивает Бояров А.В., заявляя такое исковое требование, противоречит закону.

Иск Боярова А.В. к Администрации городского округа Саранск о возложении на ответчика обязанности предоставить ему земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованной им схемой размещения объекта является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку:

испрашиваемый истцом для строительства гаража земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет;

в установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации порядке истец с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства, с приложением к нему кадастрового паспорта земельного участка в городскую администрацию не обращался;

торги по продаже этого земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, городской администрацией не проводились и не могли быть проведены, так как испрашиваемый земельный участок не прошел государственный кадастровый учет. Тогда как предоставление в аренду или собственность для целей строительства находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется на торгах за исключениями, которые на истца не распространяются.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Боярова Александра Васильевича к Администрации городского округа Саранск о возложении на ответчика обязанности предоставить ему земельный участок для строительства гаража в соответствии с согласованной им схемой размещения объекта.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва