Дело №2-6/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,
с участием в деле:
истца – Акаемова Николая Ивановича, его представителя Антонова Сергея Геннадьевича, действующего по доверенности от 3 сентября 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Кирдяшовой Ларисы Николаевны,
ответчика – Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акаемова Николая Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года №66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания,
установил:
Акаемов Н.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании необоснованным заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания №66 от 9 июля 2010 года о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск признать жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствующим установленным требованиям.
В обоснование иска указал, что заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания №66 от 9 июля 2010 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он проживает, признано пригодным для проживания. В заключении указано, что для приведения помещения в соответствие с установленными требованиями, необходимо лишь провести капитальный ремонт.
Истец с данным заключением не согласен, поскольку в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение. А самостоятельная возможность подключения к ним отсутствует.
Заключение межведомственной комиссии №66 от 9 июля 2010 года о признании жилого помещения пригодным для проживания препятствует принятию Акаемова Н.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие чего он не может реализовать гарантированное ему государством, как участнику Великой Отечественной войны, право на обеспечение жильем.
По данным основаниям Акаемов Н.И. просил суд признать необоснованным заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания №66 от 9 июля 2010 года о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и обязать Администрацию городского округа Саранск признать жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствующим установленным требованиям.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2011 года производство по данному гражданскому делу в части рассмотрения и разрешения искового требования Акаемова Н.И. к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности признать жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствующим установленным требованиям прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в данной части.
20 января 2011 года представитель истца Антонов С.Г. обратился в суд с заявлением, в котором от имени Акаемова Н.И. уточнил предмет иска. Просил суд признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года № 66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания.
В судебное заседание истец Акаемов Н.И., его представитель Кирдяшов Р.И. не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили.
В судебном заседании представитель истца Антонов С.Г. иск Акаемова Н.И. поддержал по тем же основаниям. Суду также объяснил, что по состоянию здоровья Акаемов Н.И. нуждается в постороннем уходе. В жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, отсутствуют водоснабжение и водоотведение. Для того, чтобы истец мог принять душ или ванну, помыться, его сестра Кирдяшова Л.Н. еженедельно отвозит его в свою квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в которой имеются удобства: ванная комната и горячая вода. Само жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Акаемов Н.И., фактически непригодно для проживания, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, так как находится в ветхом состоянии, несущие и ограждающие конструкции дома крайне изношены, фундамент дома имеет многочисленные трещины и просадки.
Наличие заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года № 66 препятствует принятию городской администрацией Акаемова Н.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и как следствие, реализации права истца на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Кирдяшова Л.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила. Представила в суд 30 ноября 2010 года заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также указала, что она не возражает относительно удовлетворения исковых требований Акаемова Н.И., даже в случае признания жилого помещения непригодным для проживания она не станет нуждающейся в улучшении жилищных условий и не извлечет из этого никакой выгоды.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав заключение судебной строительно-технической экспертизы, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Акаемова Н.И. является обоснованным и кровли. удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Акаемов Н.И. Дата рождения является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением участника Великой Отечественной войны (л.д. 13).
Акаемов Н.И. является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно.
Истец страдает многочисленными заболеваниями <данные изъяты>, в связи с чем согласно справке (выписке) ГУЗ «Республиканский гериатрический центр» нуждается в постороннем уходе.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, находится в общей долевой собственности Акаемова Н.И. и Кирдяшовой Л.Н. в равных долях, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости (л.д.69,70) и сведениями о правообладателях объекта в техническом паспорте дома (л.д. 63).
Как следует из объяснений представителя истца Антонова С.Г., по сложившемуся между сособственниками порядку пользования они оба пользуются всем жилым помещением. Кирдяшова Л.Н. и ее супруг осуществляют уход за Акаемовым Н.И. Фактически Кирдяшова Л.Н. в <адрес> не проживает. Она навещает истца утром и вечером.
3 июня 2010 года Акаемов Н.И. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением, в котором просил признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствующим установленным для жилых помещений требованиям, поскольку в нем отсутствует водоснабжение и водоотведение.
9 июля 2010 года межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания составила заключение №66, согласно которому комиссия приняла решение о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, и о необходимости проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик.
Данное заключение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 7, 8, 42 и 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан вправе принимать орган местного самоуправления и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Распоряжением Главы Администрации г. Саранска от 29 августа 2005 года №2031-р создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания и утвержден ее состав.
Из материалов дела следует, что оспариваемое заключение принято межведомственной комиссией по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск (далее по тексту межведомственной комиссией) по результатам рассмотренных документов: письма Администрации Октябрьского района городского округа Саранск от 29 июня 2010 года, заключения технического центра по обследованию и контролю качества строительных материалов и конструкций при МГУ им. Н.П. Огарева, технического паспорта жилого дома. Обследование жилого помещения непосредственно межведомственной комиссией не проводилось, о чем свидетельствуют отсутствие акта обследования помещения среди перечня документов, на основании которых комиссия принимала решение.
К работе межведомственной комиссии в нарушение требований пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, с правом совещательного голоса собственники жилого помещения Акаемов Н.И., Кирдяшова Л.Н., либо уполномоченное им лицо, другие собственники жилого помещения, не привлекались.
Межведомственная комиссия приняла решение о признании жилого помещения. Расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания и необходимости проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Однако мотивы принятия такого решения в заключении не приведены.
Согласно пунктам 10, 12, 15, 16, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, устанавливающего требования, которым должно отвечать жилое помещение:
несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;
основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;
наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома;
жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Как следует из акта обследования технического состояния одноэтажного жилого дома № по <адрес>, составленного директором Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов ФИО 1 и начальником отдела по обследованию зданий ФИО 2, фундаменты пристроев под литерами А1 и а имеют неравномерные деформации, в результате в стенах пристроев образовались многочисленные трещины. Раствор кладки бутовых фундаментов потерял прочность, связка ослаблена. В цокольной части имеются деформации, трещины и отслоения кирпича, следы намокания. Периодическое увлажнение грунтов основания через разрушенную отмостку привело к разуплотнению глинистых и насыпных грунтов. Что способствует неравномерным осадкам фундаментов. Небольшая глубина заложения фундамента также является одной из причин неравномерных осадок фундаментов и появления трещин, так как происходит периодическое промораживание грунтов основания и потеря его несущей способности.
Конструкции фундаментов и их техническое состояние не удовлетворяют требованиям строительных норм по несущей способности, деформативности и находятся в ограниченно-работоспособном состоянии.
В наружных и внутренних кирпичных стенах пристроя под литерой А1 и холодной пристройки под литерой а обнаружены многочисленные вертикальные и наклонные трещины с шириной раскрытия до 20 мм. Наружная штукатурка осыпается. Через трещины и дефекты проникает холодный воздух. В комнатах холодно. Внутренняя штукатурка и отделка стен отслаивается, обои отклеиваются.
Теплоизоляция стен пристроев нарушена. Двери и окна имеют перекосы и плохо закрываются. Продуваемость и следы промерзания стен пристроев. В холодные периоды года в пристроях, по свидетельству жильцов холодно, стены плохо прогреваются.
Несущая способность и устойчивость стен пристроя под литерой А1 и холодной пристройки под литерой а снижена из-за указанных дефектов, трещин и деформаций фундаментов.
Толщина стен дома под литерой А и пристроя под литерой а1 не удовлетворяет требованиям по теплозащите (СНиП 23-02-2003). Требуется их утепление.
Потолки комнат пристроев имеют искривления, из-за неравномерных просадок фундаментов, деформаций стен, деревянные балки деформированы. Повышенная зыбкость деревянных перекрытий. Следы намокания потолков из-за дефектов в кровле. В штукатурке потолков трещины. Отделка потолков в некоторых комнатах покоробилась из-за намокания через дефекты кровли
Имеются ослабления соединений и деформации стропильной системы. Деревянные элементы не антисептированы. Элементы стропильной системы имеют участки намокания из-за дефектов кровли и примыканий, растрескивание, имеются деформации отдельных элементов. В пристройке под литерой а стропила опираются на стены. В результате повышенного распора от стропил на стены возможно увеличение деформаций и трещин в стенах. Рекомендуется установить затяжки в нижнем поясе или подстропильные балки. Кровля дома имеет многочисленные протечки. Требуется укрепление стропильной системы и замена кровли.
Дверные полотна осели или имеют неплотный притвор, дверные коробки пристроев перекошены, наличники повреждены.
Имеются прогибы и просадки, щели между досками и провисание досок, перекосы полов. Стирание досок в ходовых местах. Полы холодные. Несоответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Установлено повреждение изоляции электропроводки, потеря эластичности изоляции проводов. Неисправность, ослабление закреплений и отсутствие отдельных приборов. Происходят замыкания. Несоответствие требованиям пожарной безопасности.
Большинство ненесущих конструкций, элементов и инженерных коммуникаций: окна, двери, полы, электропроводка находятся в неудовлетворительном состоянии.
В доме отсутствуют холодное и горячее водоснабжение, канализация. Для дальнейшей нормальной эксплуатации в соответствии со строительными, противопожарными, теплотехническими, санитарно-гигиеническими нормами требуется проведение мероприятий по полной замене большинства изношенных элементов и коммуникаций холодного и горячего водоснабжения, канализации.
Согласно выводам, изложенным в указанном акте, дом для проживания пригоден ограниченно вследствие следующих причин:
кирпичный дом под литерой А пригоден для проживания;
эксплуатация пристроев под литерами А 1 и а представляет опасность, так как вход в жилые помещения осуществляется через пристрои. Надежность и устойчивость стен и фундаментов пристроя под литерой А1 и холодной пристройки под литерой а снижена вследствие нарушения общей жесткости из-за трещин и повышенных деформаций. Требуется укрепление и усиление фундаментов и стен пристроев для восстановления жесткости и надежности конструкций и укрепление стропильной системы;
для восстановления функциональных и эксплуатационных характеристик остальных несущих и ограждающих конструкций дома необходим их капитальный ремонт и устройство инженерных коммуникаций в соответствии со строительными, противопожарными, теплотехническими и санитарно-гигиеническими нормами.
Имея в наличии указанный документ о техническом состоянии дома № по <адрес>, из которого следует, что жилое помещение не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений, более того, что его дальнейшая эксплуатация опасна, межведомственная комиссия тем не менее безосновательно принимает решение о признании жилого помещения пригодным для проживания и необходимости проведения капитального ремонта, что незаконно.
Согласно пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По смыслу указанной нормы принятие решения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, с одновременным принятием решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта недопустимо. Сначала должен быть проведен капитальный ремонт, а затем процедура оценки продолжена.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № 342 АНО «Лаборатория судебных экспертиз» от 11 января 2011 года общая степень физического износа основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов дома <адрес> составляет 64.5 %. Конструктивные особенности и техническое состояние несущих конструкций кирпичного дома (литера А), пристроя (литера А1) и холодной пристройки (литера а) указанного жилого дома: фундаментов, стен, некоторых элементов перекрытий, крыши и инженерных коммуникаций не отвечает требованиям строительных норм по несущей способности, жесткости, деформативности, санитарно-гигиеническим требованиям, норм пожарной безопасности и безопасной эксплуатации вследствие нарушения общей жесткости здания из-за трещин в фундаменте и стенах, повышенных деформаций и зыбкости деревянных перекрытий, а также снижения функциональных и эксплуатационных характеристик инженерных коммуникций.
Техническое состояние фундаментов дома – неудовлетворительное вследствие снижения общей жесткости конструкций из-за многочисленных трещин и просадок, не соответствует требованиям пунктов 2.25, 2.26, 2.27, 2.28, 2.29 СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений».
Техническое состояние стен дома – неудовлетворительное вследствие снижения общей жесткости конструкций из-за многочисленных трещин и просадок, не соответствует требованиям пункта 2.1 СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», пункта 5.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
Техническое состояние стропильной системы крыши дома и пристроя под литерой А1 – неудовлетворительное, не соответствует требованиям пункта 5.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» и пункта 3.8 СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Конструкция чердачного покрытия и потолков не соответствует требованиям пункта 2.1 СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», пункта 5.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», пункта 3.8 СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Техническое состояние перекрытий и полов дома (литера А) и пристроев - неудовлетворительное, не соответствует требованиям пункта 2.1 СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», пункта 5.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», пункта 3.8 СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Дверные полотна не отвечают требованиям ГОСТ 6629-88*.
Оконные блоки не отвечают требованиям ГОСТ 24698-81.
Вентиляционный канал кухни не соответствует требованиям п. Г.18 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству гозораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб».
Электропроводка не соответствует требованиям пункта 6.17 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», пунктам 1. 6 статьи 162 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Инженерные системы дома не соответствуют требованиям пунктов 4.3, 4.4, 4.6, 6.14, 6.15, 8.2, 8.11, 8.12 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» и пункту 5.38 «Пособия по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (водоснабжение, канализация, теплоснабжение и вентиляция, гозоснабжение, электроснабжение) в части отсутствия систем канализации, горячего водоснабжения, ванной комнаты или душевой, наличия трещин в стенах и перегородке топочной, особенно в местах пропуска труб газоснабжения.
Заключение судебной строительно-технической экспертизы № 342 АНО «Лаборатория судебных экспертиз» от 11 января 2011 года мотивировано, содержит ответы на все поставленные судом вопросы, сомнений в его правильности и обоснованности не вызывает, в связи с чем, принимается судом в качестве достоверного доказательства по делу.
Таким образом, на основании акта обследования технического состояния одноэтажного жилого дома № по <адрес>, составленного директором Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов ФИО 1 и начальником отдела по обследованию зданий ФИО 2, и заключения судебной строительно-технической экспертизы № 342 АНО «Лаборатория судебных экспертиз» от 11 января 2011 года, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, не отвечает требованиям для жилых помещений, установленным пунктами 10, 12, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, и согласно пункту 33 Положения подлежит признанию непригодным для проживания из-за наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности жилого дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, помимо прочих предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Согласно пунктам 3-11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
Для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты граждане представляют в Министерство помимо прочих документов сведения из органов местного самоуправления, подтверждающие факт постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года №66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, по вышеприведенным мотивам не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, как по процедуре принятия решения, так и по содержанию.
Указанное заключение препятствует принятию Акаемова Н.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие чего он не может реализовать гарантированное ему государством, как участнику Великой Отечественной войны, право на обеспечение жильем, что с учетом возраста истца – 84 года, состояния его здоровья и его заслуг по защите Отечества, недопустимо.
По смыслу Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны должны быть созданы условия, обеспечивающие им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
При таких обстоятельствах иск Акаемова Н.И. к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года №66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Акаемовым Н.И. понесены расходы на оплату производства АНО «Лаборатория судебных экспертиз» судебной строительно-технической экспертизы в сумме 9000 руб., что подтверждается квитанцией от 24 января 2011 года. Данные расходы являются обоснованными, необходимыми и связанными с рассмотрением данного гражданского дела, в связи с чем подлежат взысканию с Администрации городского округа Саранск в пользу истца.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск Акаемова Николая Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года №66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания.
Признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 9 июля 2010 года №66 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Акаемова Николая Ивановича 9000 (девять тысяч) рублей в возмещение понесенных истцом по делу судебных расходов.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва