О признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-263/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания Колякиной С.Ю., с участием в деле: истицы – Платоновой К.А., его представителя – Платоновой К.В., действующей на основании доверенности №9872 от 2 декабря 2010 года, ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя – Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности №261-д от 8 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой Веры Дмитриевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилого помещения в пределах городского округа Саранск,

установил:

Платонова В.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилого помещения в пределах городского округа Саранск.

В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата , и проживает в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. Дом построен в 1963 году. В связи с принятием Президентом Российской Федерации Указа № 30 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 09 января 2010 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с просьбой поставить ее на очередь на улучшение жилищных условий.

Письмом № 9-исх-ОА/ЖУ от 11 января 2011 года ей было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (12,5 кв.м), поскольку в ее собственности находится жилой дом общей площадью 40.5 кв.м.

Несмотря на то, что она проживает в доме, площадь которого более 12,5 кв.м., этот дом является ветхим, что подтверждается актом экспертного исследования Центра некоммерческих судебно-строительных экспертиз "ЦНССТЭ".

Ответчик сообщил, что межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодным для проживания приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Считает данное заключение формальным, так как оно составлено по результатам рассмотрения документов. При этом капитальный ремонт ее дома значительно дороже, чем предоставление другого благоустроенного жилья.

В связи с чем просила суд признать незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить ей жилое помещение в пределах городского округа Саранск.

В судебное заседание истица Платонова В.Д. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известила.

В судебном заседании представитель истицы Платонова К.А. исковые требования Платоновой В.Д. поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно иска Платоновой В.Д. возразила, просила суд ее исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Платонова В.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата .

21 декабря 2010 года Платонова В.Д. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №3698 от 31 декабря 2010 года истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что она нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).

Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия Платонова В.Д. является собственницей жилого дома 1963 года постройки, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес> общей площадью 40.5 кв.м.

Из Акта проверки жилищных условий от 15 декабря 2010 года следует, что Платонова В.Д. проживает одна в указанном жилом доме, жилой площадью 25.4 кв.м. Дом деревянный, ветхий, комната сырая, темная, отопление печное.

15 октября 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту экспертного исследования № 156/01 по определению процента износа жилого дома, расположенного по адресу РМ, г.о.Саранск, <адрес>, составленному Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз 29 ноября 2010 года, техническое состояние конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши строения - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> недопустимое (ветхое), физический износ составляет 68%, объемно-планировочное и конструктивное решение дома не обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что в существующем техническом состоянии указанное строение эксплуатироваться не может.

При этом правильность выводов экспертизы, проведенной экспертом Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, изучения материалов дела и работы с нормативной документацией. Экспертиза проведена экспертом, имеющим необходимое образование и стаж работы.

В свою очередь, заключение Межведомственной комиссии № 81 от 30 июля 2010 года составлено только на основании технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес> в связи с чем не может являться доказательством фактического технического состояния указанного жилого дома.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что принадлежащее истице строение - жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, является непригодным для проживания ввиду физического износа более 68% (ветхости).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является ошибочным.

В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы Платоновой В.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.

В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Платоновой В.Д. удовлетворить, признать незаконным отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требование истицы Платоновой В.Д. о предоставлении ей жилого помещения в пределах городского округа Саранск удовлетворению не подлежит, поскольку согласно части1статьи57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

В этой связи после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Платонова В.Д. будет иметь право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Поэтому вынесение дополнительного решения о предоставлении ей жилого помещения не требуется.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено Платоновой К.А. от имени Платоновой В.Д. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Платоновой Веры Дмитриевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилого помещения в пределах городского округа Саранск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Платоновой Веры Дмитриевны на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Платонову Веру Дмитриевну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата , и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Платоновой Веры Дмитриевны 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов