О понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-40/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Пучковой А.А.,

с участием представителей истицы Заварцевой Е.С. - Заварцева Г.В., действующего на основании доверенности от 06 мая 2010 года, адвоката Морозовой Н.В., действующей на основании ордера №67 от 20 декабря 2010 года,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности №261-д от 08 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заварцевой Евдокии Семеновны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключения межведомственной комиссии о возможности проведения капитального ремонта жилого помещения и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Заварцева Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключения межведомственной комиссии о возможности проведения капитального ремонта жилого помещения и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего 27 февраля 1970 года.

Она проживает в <адрес> р.п.Луховка, в котором ей принадлежит на праве собственности 40/100 долей. Данная часть дома построена в середине пятидесятых годов прошлого века.

В связи с принятием Президентом Российской Федерации Указа № 30 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 09 января 2010 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с просьбой поставить ее на очередь на улучшение жилищных условий.

Письмом № Пр-3618 от 20 мая 2010 года ей было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (12,5 кв.м), поскольку в ее собственности находится 1/2 доля (42,4 кв.м) жилого дома общей площадью 84,8 кв.м.

Несмотря на то, что она проживает в доме, площадь которого более 12,5 кв.м., этот дом является ветхим, что подтверждается техническим заключением ООО «Волговятстройпроект».

Письмом № 2727-и от 12 августа 2010 года ответчик сообщил, что межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодным для проживания 30 июля 2010 года приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Считает данное заключение формальным, так как оно составлено по результатам рассмотрения документов. Согласно заключению межведомственной комиссии обследовался весь дом, хотя истице принадлежит только его 40/100 долей. Ей принадлежит жилое помещение под литером А, которое имеет деревянные и саманные стены. При этом капитальный ремонт ее дома значительно дороже, чем предоставление другого благоустроенного жилья.

В связи с чем просит суд признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 мая 2010 года № об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным заключение межведомственной комиссии №81 от 30 июля 2010 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: г. Саранск, р.п.Луховка, <адрес>, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата, и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебное заседание истица Заварцева Е.С. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем предоставила суду заявление.

Представители истицы Заварцев Г.В. и адвокат Морозова Н.В. в судебном заседании исковые требования Заварцевой Е.С. поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации Октябрьского района городского округа Саранск в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещался своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Заварцева Е.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата.

07 мая 2010 года Заварцева Е.С. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № от 18 мая 2010 года истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что она нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).

Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 04 мая 2010 года за № Заварцева Е.С. является собственницей ? доли жилого дома 1969 года постройки, расположенного по адресу: г.Саранск, р.п. Луховка, <адрес>, общей площадью 84,8 кв.м., жилой площадью 46 кв.м.

В результате снятия внутренней обшивки общая площадь указанного жилого дома изменилась и по уточненным данным составляет 86 кв.м., в том числе жилая – 59,6 кв.м, что подтверждается справкой Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 2504 мая 2010 года за №.

Из Акта проверки жилищных условий от 07 апреля 2010 года следует, что Заварцева Е.С. проживает одна в ? части указанного жилого дома (литер А), жилой площадью 22,5 кв.м. Водопровода нет, канализации нет, ванной нет.

30 июля 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу: г.Саранск, р.п. Луховка, <адрес>, в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно заключению эксперта Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов от 17 января 2011 года № 1 техническое состояние конструктивных элементов: фундаментов, стен, перекрытий и крыши строения под литером А жилого дома, расположенного по адресу: г.Саранск, р.п. Луховка, <адрес>, - недопустимое (ветхое), часть конструкций в аварийном состоянии (негодном).

Техническое состояние конструкций не соответствует СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП I I-25-80 «Деревянные конструкции», I I-26-76 «Кровли». Дальнейшая нормальная эксплуатация невозможна.

Физический износ строения под литером А жилого дома <адрес> составляет 70,25%.

В существующем техническом состоянии указанное строение эксплуатироваться не может. Капитальные ремонт строения возможен, но экономически не целесообразен, так как примерная стоимость капитального ремонта ветхого жилого здания равна 93-120% от восстановительной стоимости конструктивных элементов.

При этом правильность выводов экспертизы, проведенной экспертом Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, изучения материалов дела и работы с нормативной документацией. Экспертиза проведена экспертом, имеющим необходимое образование и стаж работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ.

В свою очередь, заключение Межведомственной комиссии № 81 от 30 июля 2010 года составлено только на основании технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем не может являться доказательством фактического технического состояния указанного жилого дома.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что принадлежащее истице строение под литером А жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания ввиду физического износа более 70% (ветхости).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является ошибочным.

В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы ЗаварцевойЕ.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.

В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Заварцевой Е.С. удовлетворить, признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 мая 2010 года № об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от 30 июля 2010 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: г. Саранск, р.п.Луховка, <адрес>, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Заварцеву Е.С. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата, и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Заварцевой Евдокии Семеновны удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 мая 2010 года № об отказе Заварцевой Евдокии Семеновне в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №81 от 30 июля 2010 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: г. Саранск, р.п.Луховка, <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Заварцеву Евдокию Семеновну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны ФИО 1, умершего Дата, и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина