О понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-446/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,

с участием в деле:

истицы – Мартьяновой А.Н., ее представителя Авдониной Л.И., представившей доверенность № 803 от 14 февраля 2011 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Киреевой Н.В., заместителя начальника Юридического управления – заведующей отделом правовой защиты, представившей доверенность № 16-д от 28 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартьяновой Анны Николаевны к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года № 208 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении Администрации городского округа поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Мартьянова А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года № 208 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении Администрации городского округа поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований Мартьянова А.Н. указала, что она зарегистрирована и проживает с 1985 года в доме № по <адрес> г. Саранска. Указанный дом был ей подарен ГР.Д. В настоящее время, на основании договора дарения от 7 июня 2008 года дом находится в долевой собственности ее дочерей: Авдониной Л.И., ГР.М., ГР.Б. и ГР.К. 17 января 2011 года она, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года № 208 в постановке на учет было отказано по тем основаниям, что не представленны предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года №335, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (п.п. 1,3 п. 10 Правил учета граждан). Считает данный отказ незаконным. Она зарегистрирована и проживает в одноэтажном жилом доме 1937 года постройки. 15 октября 2010 года межведомственная комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта ее дома, тогда как согласно выводам, содержащимся в акте обследования от 15 января 2011 года технического состояния, проведенного Мордовским центром технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов, этот дом для проживания не пригоден вследствие нарушения несущей способности, жесткости, устойчивости, многих функциональных и эксплуатационных характеристик несущих ограждающих конструкций, а также неудовлетворительного и ветхого состояния большинства несущих элементов и инженерных коммуникаций. Вследствие указанных в акте обследования нарушений проведение капитального ремонта (реконструкции) бревенчатого дома и пристроя нецелесообразно, неэффективно и трудоемко. Кроме того, истица указала, что она намеренно свои жилищные условия не ухудшала, так как в силу своего возраста, по состоянию здоровья нуждается в уходе и всесторонней помощи со стороны детей, в этой связи и подарила свой дом дочерям в равных долях. Ни она, ни члены ее семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилья ранее не получали. На основании изложенного считает, что отказ в постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, и она как вдова ветерана Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий. Просила суд признать постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года № 208 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию городского округа поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истица Мартьянова А.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.

В судебном заседании представитель истицы Авдонина Л.И. исковые требования поддержала по указанным основаниям, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Киреева Н.В. относительно исковых требований возразила, указав, что Мартьяновой А.Н. было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мартьяновой А.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Мартьянова А.Н. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что Мартьянова А.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, указанные обстоятельства подтверждаются копией домовой книги, пояснениями лиц участвующих в деле, а также не опровергаются ответчиком.

Вышеуказанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле) дочерям истицы - Авдониной Л.И., ГР.Б., ГР.К. и ГР.М., что подтверждается договором дарения жилого дома и земельного участка от 7 июня 2008 года, зарегистрированным в Управлении Федеральной регистрационной службы по РМ (л.д.10).

17 января 2011 года Мартьянова А.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории вдова участника Великой Отечественной войны.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года ГР.Е. отказано в постановке на учет, по тем основаниям, что не представлены предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года №335, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (п.п.1,3 п.10 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года №335).

В судебном заседании было установлено, что согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №103 от 15 октября 2010 года, межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года №2031 (с изменениями от 2007 – 2009 годов), на основании письма Администрации Октябрьского района городского округа Саранск от 23 сентября 2010 года №3198-и; заключения Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов при МГУ им. Огарева; технического паспорта от 17 декабря 2007 года, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении по инициативе собственников, процедуры оценки (л.д.7).

Согласно Акту обследования технического состояния от 15 января 2011 года одноэтажного жилого дома № по <адрес> г. Саранска, проведенного Мордовским центром технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов при МГУ им. Огарева, дом для проживания не пригоден вследствие нарушения несущей способности, жесткости, устойчивости, многих функциональных и эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций, а также неудовлетворительного и ветхого состояния большинства ненесущих элементов и инженерных коммуникаций. Многие несущие конструкции находятся в ограниченно - работоспособном состоянии вследствие значительного повреждения гнилью и снижения несущей способности. Нормальная эксплуатация их невозможна без замены и усиления. А некоторые элементы (балки перекрытий) находятся в неработоспособном состоянии (близкое к аварийному) и поддерживаются усилениями. Следует обратить внимание, что перечисленные мероприятия по капремонту или реконструкции бревенчатых стен, перекрытий, замене фундаментов дома и других ослабленных конструкций предполагают практически полную замену большинства до 60 – 75% конструкций (фундаментов, гнилых венцов, и других несущих конструкций), то есть фактически полная разборка всего бревенчатого дома с последующим восстановлением. Вследствие вышеуказанного проведение капитального ремонта (реконструкции) бревенчатого дома и пристроя считают нецелесообразным, неэффективным и трудоемким (л.д. 28-47).

То есть в судебном заседании установлено, что указанные в вышеназванном заключении недостатки имели место и на момент обращения истицы в Администрацию городского округа Саранска с заявлением о признании ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на момент вынесения постановления главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года, которым ГР.Е. отказано в постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд полагает, что указанные в Акте обследования технического состояния нарушения, могут не обеспечить безопасность жизни и здоровья ГР.Е.

Очевидно, что вышеуказанные выявленные вредные факторы среды обитания истицы, в своей совокупности, не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья истицы, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплутационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств, опровергающих эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что занимаемое истицей жилое помещение фактически непригодно для проживания

В соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного помещения дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В этой связи суд приходит к выводу, что занимаемое ГР.Е. помещение, расположенное по адресу: <адрес> является непригодным для проживания.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с тем, что в судебном заседании было установлено, что ГР.Е. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и является непригодным для проживания, другого жилья она не имеет, то она подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно подпункту «б-1» пункта 10 учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно буквальному толкованию приведенных положенной нормативного акта, отказ в постановке на учет допускается только в случае намеренного ухудшения жилищных условий, а также, если независимо от совершенной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании было установлено, что истица ГР.Е. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 7 июня 2008 год, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по РМ 19 августа 2008 года, подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> своим дочерям, а именно по ? доли - Авдониной Л.И., ГР.Б., ГР.К. и ГР.М. (л.д.10).

Как указывает в своем исковом заявлении истица, что также следует из пояснений представителя истицы Авдониной Л.И., у ГР.Е. не было намерения ухудшить свои жилищные условия. Она как проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> так и проживает по настоящее время. Так как в силу своего возраста (Дата рождения), а также по состоянию здоровья нуждается в уходе и посторонней помощи со стороны детей, в связи с этим она и подарила дочерям свой дом в равных долях.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика в судебное заседание не было представлено доказательств в подтверждение того обстоятельства, что ГР.Е. намерено ухудшила свои условия.

Кроме того, суд считает, что нашел подтверждение тот факт, что на момент совершение сделки, а именно на 2008 год, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1937 года строения, уже находился в непригодном состоянии и на момент совершения сделки истица уже нуждалась в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Мартьяновой Анны Николаевны к Администрации городского округа Саранск о признании постановления главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года №208 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении Администрации городского округа поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мартьяновой Анны Николаевны к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года №208 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении Администрации городского округа поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2010 года № 208 в части отказа Мартьяновой Анне Николаевне в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Мартьянову Анну Николаевну на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина