Дело № 2-400/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истца - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадовой Татьяны Егоровны,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Киреевой Натальи Владимировны, действующей по доверенности от 28 января 2011 года № 16-д,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевская средняя общеобразовательная школа», его представителя Комодиной Ирины Петровны,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, – Ермаковой Марины Александровны, Гулиной Тамары Петровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о понуждении к обеспечению транспортного обслуживания учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска,
у с т а н о в и л:
прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении к обеспечению транспортного обслуживания учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска.
В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска по информации в СМИ и обращению граждан проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении равного доступа к качественному общему образованию в МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», в том числе, по факту необеспечения транспортной доставки школьников из пос. Пушкино. Согласно пункту 1.2 Устава МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», права собственника имущества и полномочия учредителя от имени городского округа Саранск осуществляет Администрация городского круга Саранск. В соответствии с пунктом 2.6 Устава, учреждение создано в целях реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования. Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в целях улучшения условий обучения и обеспечения равного доступа к качественному общему образованию, должны обеспечиваться транспортным обслуживанием. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» является образовательной организацией, реализует общеобразовательные программы: начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования. Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серии А №, per. номер № от 28 июля 2006 года со сроком действия по 28 июля 2011 года. В данном образовательном учреждении, кроме детей, проживающих в пос. Николаевка г. Саранска, обучаются школьники, проживающие в пос. Пушкино г. Саранска. Начальное общее образование получают 3 учащихся, основное общее образование - 24 учащихся, среднее общее образование - 3 учащихся. Транспортная доставка школьников п. Пушкино не обеспечивается, в связи с отсутствием в МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» транспорта для перевозки детей. Расстояние от данного образовательного учреждения до пос. Пушкино составляет: до дома № по ул. Пушкина пос. Пушкино г. Саранска – 4140 м, до дома № по ул. Чкалова пос. Пушкино г. Саранска - 4710 м, что подтверждается схемой замера расстояний путем электронной спутниковой карты на сайте «Yandex», представленной в прокуратуру района Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и устройства».
Просил обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить транспортное обслуживание учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска.
Подвоз обучающихся осуществлять транспортом, предназначенным для детей - пассажиров вместимостью не менее 30 человек, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Киреева Н.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» Комодина И.П. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Ермакова М.А., Гулина Т.П. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска по информации в СМИ и обращению граждан проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении равного доступа к качественному общему образованию в МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», в том числе, по факту необеспечения транспортной доставки школьников из пос. Пушкино.
Согласно пункту 1.2 Устава МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», права собственника имущества и полномочия учредителя от имени городского округа Саранск осуществляет Администрация городского круга Саранск. В соответствии с пунктом 2.6 Устава, учреждение создано в целях реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования (л.д. 5-7).
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу статьи 31 Закона «Об образовании», относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Аналогичные положения закреплены в пункте 13 статьи 16 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 7 статьи 16 указанного закона, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Также относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог значения в границах городского округа, и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог.
В силу статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм согласно статье 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должны выполняться требования санитарного законодательства.
На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02». Согласно пункту 2.1.8 данных правил обучающиеся сельских общеобразовательных учреждениях, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения, подлежат транспортному обслуживанию. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Таким образом, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в целях улучшения условий обучения и обеспечения равного доступа к качественному общему образованию, должны обеспечиваться транспортным обслуживанием.
Проведенной прокурорской проверкой установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» является образовательной организацией, реализует общеобразовательные программы: начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования. Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серии А №, per. номер № от 28 июля 2006 года со сроком действия по 28 июля 2011 года (л.д. 18).
В данном образовательном учреждении, кроме детей, проживающих в пос. Николаевка г. Саранска, обучаются школьники, проживающие в пос. Пушкино г. Саранска. Начальное общее образование получают 3 учащихся, основное общее образование - 24 учащихся, среднее общее образование - 3 учащихся. Транспортная доставка школьников п. Пушкино не обеспечивается, в связи с отсутствием в МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» транспорта для перевозки детей (л.д. 29-30).
Расстояние от данного образовательного учреждения до пос. Пушкино г. составляет: до дома № по ул. Пушкина пос. Пушкино г. Саранска – 4140 м, до дома № по ул. Чкалова пос. Пушкино г. Саранска - 4710 м, что подтверждается схемой замера расстояний путем электронной спутниковой карты на сайте «Yandex», представленной в прокуратуру района Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и устройства» (л.д. 32-34).
Согласно информации от 31 января 2011 года, поступившей в прокуратуру района из Министерства образования Республики Мордовия, «заявка на обеспечение МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» автобусом включена в республиканский перечень на обеспечение сельских общеобразовательных учреждений школьными автобусами за счет средств федерального бюджета. Однако, вопрос по организации перевозки учащихся не может быть решен положительно в связи с наличием на маршруте нерегулируемого железнодорожного переезда» (л.д. 22-23).
Однако, действующее законодательство, регулирующее вопросы по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, не признает основанием к отказу в иске отсутствие на маршруте нерегулируемого железнодорожного переезда. Таким образом, Муниципальное образовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» при реализации общеобразовательных программ нарушает такие государственные принципы в сфере образования, как уважение к правам и свободам человека, общедоступность образования, охрану жизни и здоровья обучающихся, что недопустимо и в итоге приводит к нарушению прав несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Довод представителя Администрации городского округа Саранск о том, что железнодорожный переезд в настоящее время является нерегулируемым, и поэтому невозможно организовать движение автобуса, является необоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что данный переезд является регулируемым, о чем свидетельствуют представленные прокурором фотографии.
Утверждения представителя Администрации городского округа Саранск относительно того, что габариты дороги не соответствуют строительным нормам и правилам также суд не принимает во внимание, поскольку приведение в соответствие автомобильных дорог в городском округе Саранск лежит на Администрации городского округа Саранск.
Более того, в настоящее время прокурором подан иск к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить соответствие состояния дороги от МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа", расположенного по адресу: г. Саранск, п.Николаевка, ул. Школьная, д.16 пос. Пушкино городского округа Саранск, установленным правилам, стандартам, техническим нормам по ширине проезжей части на подъезде пос. Пушкино протяженностью 1504 м. по п. Пушкино протяженностью 2243 м. до 6 м., установлении пешеходных путей с возможностью проезда механических инвалидных колясок по п. Пушкино городского округа Саранск, а также автобусную остановку и разворотную площадку для общественного транспорта и получении разрешения начальника Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на открытие автобусного движения на переезде «19 км».
Статья 45 ГПК Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о понуждении к обеспечению транспортного обслуживания учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о понуждении к обеспечению транспортного обслуживания учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить транспортное обслуживание учащихся МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», проживающих в пос. Пушкино г. Саранска, а именно обеспечить подвоз обучающихся транспортом, предназначенным для детей - пассажиров, вместимостью не менее 30 человек.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А. Ганченкова