О понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья



Дело №2-535/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истицы – Козловой М.П.,

представителя истицы Полушкиной А.М., действующей на основании доверенности от 14 апреля 2010 года,

представителя истицы Ютландовой Т.Ю, представившей ордер № 15 от 15 февраля 2011 года и удостоверение № 81 от 27декабря 2002 года,

ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Шахоткина Ю.В., ведущего специалиста отдела по правовой работе и организации торгов, представившего доверенность от 4 октября 2010 года № 07-11856,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Матрены Петровны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении Козловой Матрене Петровне социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

установил:

Козлова М.П. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении Козловой Матрене Петровне социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. В связи с тем, что она является вдовой умершего в 1985 году ветерана Великой Отечественной войны ГР.А. Заместителем Министра социальной защиты населения РМ А.М. Сандиным в выделении свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отказано по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941г. по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, попадают под действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008г. № 714 только в случае выселения из служебных помещений. С данным отказом не согласна, так как считает, что оно противоречит закону и нарушает ее право как вдовы участника Великой Отечественной войны на обеспечение жилым помещением, гарантированное статьей 21 ФЗ «О ветеранах». Указала, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» ГР.А. является участником Великой Отечественной войны. Подтверждением этого является сообщение отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Новочебоксарск и военный билет на имя ГР.А.

Согласно уведомления председателя жилищной комиссии Администрации Большеберезниковского муниципального района от 14 сентября 2010г. в соответствии с определением Большеберезниковского районного суда РМ от 27 мая 2010г. она поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и зарегистрирована в журнале № 592. Считает, что она, как вдова участника ВОВ, на основании п.4 ч. 1 ст. 21 Закона РФ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета. Закон не ставит предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от места службы участника Великой отечественной войны. Другие условия предоставления социальной выплаты также соблюдены, в том числе нуждаемость в улучшении жилищных условий, что никем не оспаривается. При этом в связи с внесением в Закон « О ветеранах» изменений Федеральным законом от 06.05.2010г. № 79-ФЗ для вдов участников войны такое условие для обеспечения жилым помещением, как постановка на учет до 01.03.205 г., исключено.

Просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 08.02.2011г. № в выделении Козловой Матрене Петровне свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Обязать Министерство социальной защиты населения выделить Козловой Матрене Петровне свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В судебное заседание истица Козлова М.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Полушкина А.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель истицы Ютландова Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. исковые требования не признал, просил оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела, Дата между ГР.А. и Петровой Матреной Петровной был заключен брак, в результате которого жене присвоена фамилия Козлова М.П., что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака III-МЮ № ( л.д.16).

В соответствии со свидетельством о смерти I-РЛ № ГР.А. умер Дата .

Согласно Постановлению администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия № от 14.09.2010г., утверждено решение жилищной комиссии при администрации Большеберезниковского муниципального района от 14.09.2010г., Козлова Матрена Петровна, вдова участника ВОВ, поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.

Письмом председателя жилищной комиссии от 14.09.2010г. № Козловой М.П. сообщено о том, что она поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и зарегистрирована в журнале учета за номером 592.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно подпункту «з» пункта 1 указанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Как это следует из справки № от 08.12.2010г. отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам ГР.А. является ветераном – участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. согласно статье 17 ФЗ «О ветеранах» и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно – учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, поскольку ГР.А. проходил военную службу в составе 226 полка КВ НКВД в период с 28.12.1943г. по 11.11.1950г. Умер Дата

В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указан перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки… обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Как это следует из материалов дела указанным в статье 21 закона лицам предоставляются меры социальной поддержки, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при условии, что встали они на учет до 1 января 2005 года.

Как это следует из материалов дела Козлову М.П. признали нуждающейся в улучшении жилищных условий 14 сентября 2010г., оформленном протоколом жилищной комиссии при администрации Большеберезниковского муниципального района №, то есть после 1 января 2005 года.

Подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Закона указывает, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Письмом от 08.02.2011г. № Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало в выделении свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, по тем основаниям, что действие Указа президента РФ от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г» на Козлову М.П. не распространяется.

Суд полагает, что отказ № 10-1142 от 08.02.2011г. Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия является законным и обоснованным, по следующим основаниям.

В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указан исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, куда входит лишь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Суду не представлено доказательств выселения ГР.А. из занимаемых им служебных жилых помещений.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов - участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года №89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1.

Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из содержания приведенного выше Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 года № 89-О следует, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников Великой Отечественной войны.

В этой связи, довод истицы, о том, что вдовы погибших (умерших) ветеранов-участников ВОВ имеют одинаковый объем мер социальной поддержки суд считает несостоятельным.

Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (часть 1, пункты "б", "ж") Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.

Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.

Ещё до войны, постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года был введён «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей», дававший законодателю отправную точку для принятия конкретизирующих этот кодекс законов и постановлений. При этом некоторые льготы предоставлялись не только самим военнослужащим, но и членам их семей. Расширение круга лиц, пользовавшихся заслуженными в военное время льготами, вызвало необходимость различать ветеранов и инвалидов войны (то есть тех, чьи права были обусловлены непосредственным участием в боях), с одной стороны, и участников войны (то есть, по большей части, гражданских лиц на период ВОВ), с другой.

Козлова М.П. является вдовой умершего ГР.А. - участника ВОВ проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно – учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, в связи с чем все социальные меры поддержки, которые может получить Козлова М.П. производны от объема мер поддержки умершего ГР.А.

В соответствии со статьей 2 ГПК Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

При переходе к социальной защите граждан необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

Судом не может быть не принят во внимание тот факт, что умерший ГР.А. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941года по 09 мая 1945 года).

В связи с чем, суд приходит к выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильём в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона РФ "О ветеранах".

В данном конкретном случае Министерство социальной защиты, осуществляя свои функции, не вышло за рамки предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую социальные права указанных категорий (вдовы умершего участника ВОВ) по сравнению с правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких ограничений.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Козловой М.П. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Козловой Матрены Петровны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И.Бурлаков