Дело № 2-514/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,
истицы Бариновой А.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия Денисовой Ю.Ю., действующей на основании доверенности № 692 от 25 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Бариновой Александры Александровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Баринову Александру Александровну благоустроенным жилым помещением,
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Бариновой А.А., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Баринову А.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Саранск по поручению прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Баринова А.А., Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 16.10.2008 Баринова А.А. состоит в штатной должности в <данные изъяты>, ранее обучалась в ГОУ ВПО МГУ им. Н.П.Огарева.
Постановлением Главы Администрации г.о. Саранска от 29.12.2007 №2369 Баринова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, до настоящего времени Баринова А.А. не обеспечена жилым помещением согласно требованиям действующего законодательства.
В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Баринову Александру Александровну, Дата рождения, благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. и истица Баринова А.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Ленинского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Баринова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истицы ФИО 1 умерла Дата , что подтверждается свидетельством о смерти I-ЖК № от Дата , отец - ФИО 3 лишен родительских прав.
Распоряжением Главы Администрации Ленинского района г. Саранска №740-рг от 26 июня 2003 года над Бариновой А.А. установлено попечительство.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2007 года № 2369 Баринова А.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке 14038, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья - 3729.
Согласно сообщению Правительства Республики Мордовия от 07 мая 2008 года за № 388-с истица зарегистрирована в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером 6002.
С 26 августа 2006 года по день вынесения решения Баринова А.А. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого является дед истицы – ФИО 2 на основании свидетельства о праве на наследство.
Указанное обстоятельство также подтверждается Актом проверки жилищных условий истицы.
Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 21 февраля 2009 года за № 01/080/2009-053, справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 02 марта 2009 года за №776, Баринова А.А. зарегистрированной недвижимости не имеет.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.
В 2008 году Баринова А.А. окончила Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, в настоящее время состоит на штатной должности в <данные изъяты>.
Таким образом, учитывая, что Баринова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончила обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Баринова А.А. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.
При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истицы не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.
Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Баринова А.А. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора Ленинского района г.Саранска удовлетворить, обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Баринову Александру Александровну, Дата рождения, благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Бариновой Александры Александровны, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Баринову Александру Александровну, Дата рождения, благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина