О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело №2-540/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истицы – Петровой Н.В.,

истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М., действующего в защиту интересов Петровой Н.В.,

ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, его представителя Денисовой Ю.Ю., представившей доверенность № 692 от 25.02.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Петровой Натальи Викторовны, о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма,

установил:

прокурор Ленинского района г.Саранска, действующий в защиту интересов Петровой Н.В., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Петрова Н.В. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Ленинского района г.Саранска по поручению прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Петрова (Макарова) Наталья Викторовна, Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители ГР.Б. и ГР.А. лишены родительских прав в 2001 году. С Дата Макарова Н.В. воспитывалась опекуном ГР.Н. (постановление Главы самоуправления Инсарского района № от Дата ), поскольку над ней была установлена опека.

Постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 20.08.2008 № 1331 Макарова Н.В. принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек в общем списке 15518, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья -5207, поскольку не имеет собственного жилья. Проживает без регистрации по вышеуказанному адресу. В связи с заключением брака Макарова Н.В. Дата сменила фамилию на Петрова (свидетельство о заключении брака 1-ЖК №).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8) при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4).

В соответствии с пунктом 2 решения Саранского городского Совета депутатов от 12.10.2005 № 162 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Таким образом, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Республике Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 24.12.2010 № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РМ).

Согласно ст. 3 Закона РМ дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Просит обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи из 1 человека не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебное заседание истица Петрова Н.В. не явилась, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещалась своевременно судебной повесткой.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи из 1 человека не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что в бюджете республики нет средств на обеспечение всех лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что Петрова Н.В. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, как сирота.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ГР.Ж. пояснил, что он является мужем Петровой Н.В. В настоящее время они проживают в жилом помещении, расположенным по адресу: г. Саранск, <адрес>, без регистрации.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

06.12.2010г. Петрова Н.В. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав ( л.д.6).

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Петрова Н.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Главы самоуправления Инсарского района № от Дата ГР.Н. назначена опекуном несовершеннолетней Макаровой Натальи Викторовны.

Решением Зуевского районного суда Кировской области № от Дата ГР.Б. лишен родительских прав в отношении дочери Макаровой Натальи Викторовны, Дата рождения, Макарова Н.В. передана на воспитание бабушке ГР.Н.

Решением Гремячинского городского суда Пермской области от Дата ГР.А. лишена родительских прав в отношении дочери Макаровой Натальи Викторовны.

Согласно свидетельства о заключении брака I-ЖК № от Дата Макарова Н.В. вступила в брак с ГР.Ж., после заключения брака жене присвоена фамилия Петрова.

23 июля 2008г. Макарова Н.В. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.27).

Согласно сообщению Администрации городского округа Саранск № ЖУ-2452 от 23.08.2008г., Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20.08.2008г. № Макарова Н.В. с составом семьи из одного человека поставлена на учет на улучшение жилищных условий.

В соответствии со свидетельством № Макарова (Петрова) Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Саранск, <адрес> с 16.07.2008г. по 15.08.2008г. В соответствии со свидетельством № от 13.10.2010г. Петрова Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с Дата по Дата , с 19.05. 2010г. по Дата также была зарегистрирована по данному адресу ( л.д.8, 12).

Как установлено в судебном заседании на день вынесения решения Петрова Н.В. проживает по адресу: <адрес> без регистрации.

В соответствии с актом проверки жилищных условий Макаровой Н.В. от 18.07.2008г. (по адресу: <адрес>) данное жилое помещение –состоит из 1 комнаты жилой площадью 17 кв.м., наниматель данного жилого помещения ГР.О.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 10.06.2010г. № и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 08.06.2010г. №, Макарова Н.В зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершала. Также согласно сообщения УФРС по Кировской области № от 23.04.2008г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав у Макаровой Н.В.

Отсутствие прав собственности на какое-либо жилое помещение у Петровой Н.В. не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Также, решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Согласно справке ГОУ высшего профессионального образования «Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева» от 25.06.2008г. Макарова Н.В., как студентка филологического факультета зарегистрирована по адресу: г. Саранск, <адрес> только на время учебы в институте.

Согласно справке ГОУ высшего профессионального образования «Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева» Макарова Н.В. являлась студенткой ГОУ высшего профессионального образования «Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева», обучалась на очной форме обучения филологического факультета с 01.09.2003г. по 30.06.2008г. Таким образом, в настоящее время Петрова Н.В. закончила обучение в данном учреждении, что не оспаривается ответчиком.

Таким образом, учитывая, что Петрова Н.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончила обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Петрова Н.В. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истицы не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Петрова Н.В. до настоящего не обеспечена жилой площадью.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Петровой Натальи Викторовны, о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма, подлежат удовлетворению.

Согласно п.п.19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Петровой Натальи Викторовны, о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Петрову Наталью Викторовну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Петровой Наталье Викторовне благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 1 человека не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И.Бурлаков