Дело №2-425/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истицы – Егоровой Е.М.,
прокурора Октябрьского района г.Саранска, обратившегося в суд в защиту интересов Егоровой Е.М., его представителя помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадовой Т.Е., представившей удостоверение ТО № 081734 от 12 марта 2009 года,
ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, его представителя Денисовой Ю.Ю., заместителя начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, представившей доверенность № 692 от 25 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Егоровой Елизаветы Михайловны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Егорову Елизавету Михайловну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов Егоровой Е.М., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Егорову Елизавету Михайловну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Егорова Е.М. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 указанного Закона. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 Егорова Е.М. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Егорова Е.М. в 2010 году окончила ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия. После окончания обучения в указанном общеобразовательном учреждении Егорова Е.М. не была обеспечена жильем. Егорова Е.М. относится к категории лиц из числа детей – сирот, не имеет какого – либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В соответствии со свидетельством о смерти мать Егоровой Е.М. – ФИО 1 умерла Дата. Сведения об отце Егоровой Е.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Считает, что Егорова Е.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей - сирот. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Егорову Елизавету Михайловну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
10 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г. Саранска Рябцев А.В. представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Егорову Елизавету Михайловну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В судебном заседании истица Егорова Е.М. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме и обеспечить ее жильем.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что Егорова Е.М. обучается в образовательном учреждении, в связи с чем право на обеспечение жильем у нее возникает после окончания учебы.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. относительно исковых требований возразила, просила отказать в их удовлетворении, поскольку Егорова Е.М. обучается в профлицее №19 и находится на полном государственном обеспечении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Егорова Е.М. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав (л.д.6).
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Егорова Е.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с повторным свидетельством о смерти I-ЖК № от 13 апреля 1999 года мать Егоровой Е.М. – ФИО 1 умерла Дата (л.д.11).
Сведения об отце Егоровой Е.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
23 марта 2010 года Егорова Е.М. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.8).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 Егорова Е.М. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.7).
На день вынесения решения Егорова Е.М. зарегистрирована в Ялгинском детском доме, расположенном по адресу: <адрес>,что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом регистрации в паспорте истицы (л.д.14,17).
В соответствии с актом проверки жилищных условий Егоровой Е.М. от 13 марта 2010 года она занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Ялгинский детский дом – школа, а именно комнату площадью 10 кв.м. в общежитии на двух человек, на втором этаже. Дом принадлежит Ялгинскому детскому дому – школе (л.д.9).
Из пояснений истицы Егоровой Е.М. следует, что в настоящее время она проживает в съемном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года № 01/092/2011-374 и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года №279, Егорова Е.М. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ", не совершала.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с аттестатом № от 23 июня 2010 года о среднем (полном) общем образовании Егорова Е.М. в 2010 году окончила Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия (л.д.21-22).
Согласно справке ГБОУ РМ НПО «Профессиональный лицей №19» от 5 марта 2011 года №74 Егорова Е.М. действительно обучается в лицее на дневном отделении, по профессии «Портной» с 1 сентября 2010 года (приказ о зачислении №10-К от 3 сентября 2010 года). Срок обучения 2 года. Егорова Е.М. находится на полном государственном обеспечении. При ГБОУ РМ НПО «Профессиональный лицей №19» общежитие для обучающихся отсутствует. Компенсационные выплаты Егоровой Е.М., не выплачиваются.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Из понятий указанных в статье 1 Закона № 159-ФЗ, полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Как это установлено в судебном заседании, в настоящее время Егорова Е.М. обучается в ГБОУ РМ НПО «Профессиональный лицей №19».
Согласно части 3 статьи 6 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, учитывая, что Егорова Е.М. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, однако с 1 сентября 2010 года по настоящее время обучается в ГБОУ РМ НПО «Профессиональный лицей №19» на дневном отделении по профессии «Портной» и находится на полном государственном обеспечении, суд приходит к выводу, что Егорова Е.М. не имеет права на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
Обеспечение Егоровой Е.М. жилым помещением должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время она обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что право на обеспечение благоустроенным жилым помещением у Егоровой Е.М. возникнет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Егоровой Елизаветы Михайловны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Егорову Елизавету Михайловну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск, оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина