О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-457/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием помощника прокурора Пролетарского района г.Саранска Родиной Н.М.,

истца Коробкова С.А., его представителя Соломатина А.А., действующего на основании доверенности от 03 февраля 2011 года,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия Денисовой Ю.Ю., действующей на основании доверенности № 692 от 25 февраля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Коробкова Сергея Александровича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Коробкова Сергея Александровича благоустроенным жилым помещением,

установил:

прокурор Пролетарского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Коробкова С.А., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Коробкова Сергея Александровича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Пролетарского района г.Саранска проведена проверка со­блюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Коробков С.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24 декабря 2009 года, включен в государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендентов на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий 26 января 2010 года.

В 2007 году КоробковС.А. окончил МОУ «Ведянская основная общеобразовательная школа» с.Ведянцы Ичалковского района Республики Мордовия, в 2010 году - ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» по профессии оператор электронно-вычислительных машин. После окончания обучения в указанных образовательных учреждениях Коробков С.А. не был обеспечен жильем.

Коробков С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм.

В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкова Сергея Александровича по месту жительства вне очереди жи­лой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживаю­щего человека.

09 марта 2011 года прокурор Пролетарского района г.Саранска исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкова Сергея Александровича по месту жительства вне очереди благоустроенной жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г.Саранска Родина Н.М., истец Коробков С.А. и его представитель СоломатинА.А. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в бюджете республики нет средств на обеспечение всех лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, поскольку Коробков С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Пролетарского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Коробков С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 01 апреля 1998 года родители Коробкова С.А. - ФИО 1 и ФИО 2 лишены родительских прав.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 декабря 2009 года за № 3029 Коробков С.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека.

На день вынесения решения Коробков С.А. зарегистрирован по месту пребывания и проживает в специализированном жилом помещении по адресу: <адрес>, находящемся в государственной собственности и предоставленном истцу во временное пользование по договору найма № 1 от 06 сентября 2010 года (л.д.16, 18-19).

До 01 октября 2009 года Коробков С.А. был зарегистрирован в жилом доме <адрес> Ичалковского района Республики Мордовия, принадлежащем на праве собственности его бабушке ФИО 3, жилье за Коробковым С.А. не закреплено, что подтверждается справками администрации Тархановского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (л.д.24, 25).

Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 02 ноября 2009 года за № 01/337/2009-129, справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 23 октября 2009 года за № 4200, справке Ичалковского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 06 октября 2009 года за № 299 Коробков С.А. зарегистрированной недвижимости не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с аттестатом об основном общем образовании КоробковС.А. в 2007 году окончил МОУ «Ведянская основная общеобразовательная школа» с.Ведянцы Ичалковского района Республики Мордовия. Согласно диплома о начальном профессиональном образовании Коробков С.А. в 2010 году окончил ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» по профессии оператор электронно-вычислительных машин.

Таким образом, учитывая, что Коробков С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончил обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Коробков С.А. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Коробков С.А. до настоящего не обеспечен жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора Пролетарского района г.Саранска удовлетворить, обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкова Сергея Александровича по месту жительства вне очереди благоустроенной жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Коробкова Сергея Александровича, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкова Сергея Александровича по месту жительства вне очереди благоустроенной жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина