Дело №2-424/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истицы – Коробковой Т.С.,
прокурора Октябрьского района г.Саранска, обратившегося в суд в защиту интересов Коробковой Т.С., его представителя помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадовой Т.Е., представившей удостоверение ТО № 081734 от 12 марта 2009 года,
ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, его представителя Денисовой Ю.Ю., заместителя начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, представившей доверенность № 692 от 25 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Коробковой Татьяны Сергеевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Коробкову Татьяну Сергеевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов Коробковой Т.С., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Коробкову Татьяну Сергеевну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Коробкова Т.С. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 указанного Закона. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июня 2008 года № 813 Коробкова Т.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с аттестатом об общем образовании Коробкова Т.С. в 2005 году окончила МОУ «Лицей №31». После окончания обучения в указанном общеобразовательном учреждении Коробкова Т.С. не была обеспечена жильем. Коробкова Т.С. относится к категории лиц из числа детей – сирот, не имеет какого – либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В соответствии с решением Пролетарского районного суда г.Саранска от 14 января 1999 года ФИО 1 – мать Коробковой Т.С. и ФИО 2- отец Коробковой Т.С. лишены родительских прав в отношении Коробковой Т.С. Считает, что Коробкова Т.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкову Татьяну Сергеевну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
10 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г. Саранска Рябцев А.В. представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Коробкову Татьяну Сергеевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В судебном заседании истица Коробкова Т.С. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить ее жильем.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. относительно исковых требований не возразила.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Коробкова Т.С. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав (л.д.6).
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Коробкова Т.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с решением Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 14 января 1999 года ФИО 1 – мать Коробковой Т.С. и ФИО 2- отец Коробковой Т.С. лишены родительских прав в отношении Коробковой Т.С. (л.д.8-10).
28 апреля 2008 года Коробкова Т.С. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.17).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июня 2008 года № 813 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.18,27-30).
На день вынесения решения Коробкова Т.С. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги.
В соответствии с актом проверки жилищных условий Коробковой Т.С. от 14 января 2008 года на момент рассмотрения вопроса о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она занимала жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из одной комнаты. На данной площади проживают ФИО 2 (наниматель), ФИО 1 и Коробкова Т.С. Согласно заключению комиссии в связи с тем, что в данном жилом помещении проживать невозможно, подростку требуется отдельное жилье (л.д.15).
Согласно представленному по запросу суда типовому договору социального найма № от 22 апреля 2008 года, ФИО 2 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: ФИО 1 – жена, Коробкова Т.С. – бывшая дочь, ФИО 3 – бывший сын.
Как это следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск жилой дом № по ул. <адрес> г.Саранска передан в муниципальную собственность из государственной собственности Российской Федерации, что подтверждается актом № 63-ст приема – передачи основных средств.
В соответствии с лицевым счетом на указанное жилое помещение, за пользование им взимается плата за наем.
Из пояснений истицы Коробковой Т.С. следует, что в настоящее время она в основном проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Проживать с родителя по адресу: <адрес> невозможно, поскольку родители ведут аморальный образ жизни.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года № и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года №, Коробкова Т.С. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершала.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с аттестатом В № от 15 июня 2005 года об основном общем образовании Коробкова Т.С. окончила МОУ «Лицей №31» (л.д.26).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Как это установлено в судебном заседании, Коробкова Т.С. имеет право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанные истицей обстоятельства, в частности то, что на жилой площади, на которой она зарегистрирована, проживают ее родители (лишенные родительских прав), которые распивают спиртные напитки и ведут аморальный образ жизни, могут являться основанием для предоставления истице, как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилой площади на общих основаниях, а не во внеочередном порядке по заявленным истицей основаниям.
При этом, стоит обратить внимание и на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ на который ссылается сторона истца, установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Вместе с тем, из указанной выше статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, при условии что они не имеют закрепленного жилого помещения.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений имелось и до настоящего времени имеется закрепленное за истицей жилое помещение, в связи с чем, оснований для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется.
Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.
Учитывая, что Коробкова Т.С. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении, однако как это было установлено в судебном заседании, имеет закрепленное жилье, а именно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором она имеет право проживания, следовательно она не имеет права на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 года № 590-О-О положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлены на защиту прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия жилья и должно согласоваться с принципом равенства всех перед законом и судом.
Обеспечение Коробковой Т.С. жилым помещением должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время за ней закреплено жилое помещение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Коробковой Татьяны Сергеевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Коробкову Татьяну Сергеевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина