Дело №2-483/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истца - Гладкова И.П.,
и.о. прокурора Пролетарского района г. Саранска – Негуч А.Б., обратившегося с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Гладкова И.П.,
ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Гладкова Ивана Петровича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить Гладкову Ивану Петровичу благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск,
установил:
и.о. прокурора Пролетарского района г.Саранска, действующий в защиту интересов Гладкова И.П., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Гладкова Ивана Петровича вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В обоснование своих требований и.о. прокурора указал, что Гладков И.П. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите его нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Пролетарского района г.Саранска проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2010 года №654 Гладков И.П. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Гладков И.П. в 2007 году окончил МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» го Саранск. После окончания обучения Гладков И.П. не был обеспечен жильем. 28 мая 2010 года Гладков И.П. призван для прохождения службы в ряды Вооруженных Сил РФ. Комиссован из Вооруженных сил в связи с заболеванием. Гладков И.П. относится к категории детей-сирот, не имеет какого – либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В соответствии со свидетельством о смерти отец Гладкова И.П. – ФИО 1 умер Дата, мать – ФИО 2 умерла Дата. Гладков И.П. является сиротой. Считает, что Гладков И.П. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей - сирот. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Гладкова Ивана Петровича вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи из 1 человека не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
1 марта 2011 года и.о. прокурора Пролетарского района г.Саранска Негуч А.Б. представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Гладкову Ивану Петровичу благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В судебном заседании истец Гладков И.П. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить его жильем.
В судебное заседание и.о. прокурора Пролетарского района г. Саранска не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом в материалах дела имеется расписка помощника прокурора Терентьевой Т.П., о том, что о дате, месте и времени судебного заседания она извещена.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что в бюджете республики нет средств на обеспечение всех лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило. При этом представитель Министерства Денисова Ю.Ю. представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а в судебном заседании 1 марта 2011 года пояснила, что Гладков И.П. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди, как сирота.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования и.о. прокурора Пролетарского района г.Саранска подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Гладков И.П. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Гладков И.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
В соответствии со свидетельством о смерти <данные изъяты> от 2 июля 1991 года отец Гладкова И.П. – ФИО 1 умер Дата, мать – ФИО 2 умерла Дата, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от 11 марта 1996 года (л.д.13).
16 марта 2009 года Гладков И.П. обратился с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.8).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2010 года № 654 Гладков И.П. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.19-23).
На день вынесения решения Гладков И.П. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его опекуну - ФИО 3, что подтверждается материалами дела (л.д.10,15).
В соответствии с актом проверки жилищных условий Гладкова И.П. от 11 марта 2009 года занимаемое им жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, – муниципальное, состоит из 1 комнаты общей площадью 33,2 кв.м. (л.д.12).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года № и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года №, Гладков И.П. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ", не совершал.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Также решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.
В соответствии с аттестатом № об основном общем образовании Гладков И.П. в 2007 году окончил МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» го Саранск (л.д.24). После окончания обучения Гладков И.П. не был обеспечен жильем.
Согласно справке ГУ НПО «Профессиональное училище №29» Гладков И.П. обучался на дневном отделении ГУ НПО «Профессиональное училище №29» с 1 сентября 2007 года по 30 июня 2010 года по профессии «Мастер по ТО и ремонту МТП». Таким образом, в настоящее время Гладков И.П. закончил обучение в данном учреждении, что подтверждается также его пояснениями в ходе судебного заседания и не оспаривается ответчиком.
28 мая 2010 года Гладков И.П. призван для прохождения службы в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Комиссован из Вооруженных сил в связи с заболеванием (л.д.25-26,27,28).
Таким образом, учитывая, что Гладков И.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончил обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Гладков И.П. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма.
При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.
Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Гладков И.П. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Гладкова Ивана Петровича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Гладкова Ивана Петровича вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека подлежат удовлетворению.
Согласно п.п.19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Гладкова Ивана Петровича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить Гладкову Ивану Петровичу благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Гладкову Ивану Петровичу благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина