Дело №2-420/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истицы – Семиной О.А., ее представителя Пашуткиной З.Н., действующей по устному заявлению, согласно части шестой статьи 53 ГПК РФ,
прокурора Октябрьского района г.Саранска, обратившегося в суд в защиту интересов Семиной О.А., его представителя помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадовой Т.Е., представившей удостоверение ТО № 081734 от 12 марта 2009 года,
ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, его представителя Денисовой Ю.Ю., заместителя начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, представившей доверенность № 692 от 25 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Семиной Ольги Александровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Семину Ольгу Александровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов Семиной О.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Семину Ольгу Александровну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Семина О.А. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 указанного Закона. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 августа 2008 года № 1370 Семина О.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Семина О.А. в 2009 году окончила ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия. После окончания обучения в указанном общеобразовательном учреждении Семина О.А. не была обеспечена жильем. Семина О.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот, не имеет какого – либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В соответствии со свидетельством о смерти мать Семиной О.А. – ФИО 2 умерла Дата, отец ФИО 1 умер Дата. Считает, что Семина О.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей - сирот. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Семину Ольгу Александровну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
10 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г. Саранска Рябцев А.В. представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Семину Ольгу Александровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В судебном заседании истица Семина О.А. и ее представитель Пашуткина З.Н. исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что Семина О.А. обучается в образовательном учреждении, находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем право на обеспечение жильем у нее возникает после окончания учебы.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Денисова Ю.Ю. относительно исковых требований возразила, просила отказать в их удовлетворении, поскольку Семина О.А. обучается в государственном общеобразовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Семина О.А. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав (л.д.6).
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Семина О.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот.
В соответствии со свидетельством о смерти I-ЖК № от 6 марта 1998 года отец Семиной О.А. – ФИО 1 умер Дата, мать - ФИО 2 умерла Дата, что подтверждается свидетельством о смерти II-ЖК № от 14 марта 2003 года (л.д.14, 17,18).
21 августа 2008 года Семина О.А. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.8).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 августа 2008 года № Семина О.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.7,23-26).
На день вынесения решения Семина О.А. зарегистрирована в Ялгинском детском доме, что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом регистрации в паспорте истицы (л.д.10,15).
В соответствии с актом проверки жилищных условий Семиной О.А. от 18 августа 2008 года на момент рассмотрения вопроса о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она занимала жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Ялга, Ялгинский детский дом – школа, а именно комнату площадью 10 кв.м. в общежитии на двух человек, на первом этаже (л.д.9).
Из пояснений истицы Семиной О.А. следует, что в настоящее время она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года № и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 4 марта 2011 года №, Семина О.А. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершала.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с аттестатом <данные изъяты> о среднем (полном) общем образовании Семина О.А. в 2009 году окончила Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» Республики Мордовия (л.д.27).
Согласно справке ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Семина О.А. действительно является студентом 1 курса очной формы обучения педагогического и художественного образования факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (приказ о зачислении на 1 курс от 4 августа 2009 года №-с). Предполагаемый срок окончания института - 30 июня 2015 года. С 5 февраля 2011 года по 4 февраля 2012 года Семиной О.А. предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком, в соответствии с приказом № от 5 февраля 2011 года.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Из понятий, указанных в статье 1 Закона № 159-ФЗ, полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – это предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Как это установлено в судебном заседании, в настоящее время Семина О.А. обучается в ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на полном государственном обеспечении и находится в академическом отпуске по уходу за ребенком.
Из пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при предоставлении обучающимся - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.
Согласно части 3 статьи 6 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, в судебном заседании истица Семина О.А. пояснила, что от образовательного учреждения ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ей предоставлялось одно койко-место в общежитии, однако поскольку она родила ребенка, данный вариант ее не устроил, в связи с чем она отказалась от предоставления койко-места в общежитии.
Таким образом, учитывая, что Семина О.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, однако с 4 августа 2009 года является студенткой ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (предполагаемый срок окончания учебы – 30 июня 2015 года), с 5 февраля 2011 года ей предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком, но находится на полном государственном обеспечении, которое сохраняется в период всего академического отпуска, кроме того, ей было предложено временное жилое помещение в общежитии от которого она отказалась, суд приходит к выводу, что Семина О.А. в настоящий момент не имеет права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск, по заявленным требованиям.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 года № 590-О-О положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлены на защиту прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия жилья и должно согласоваться с принципом равенства всех перед законом и судом.
В случае Семиной О.А., обеспечение жилым помещением истицы должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время она обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что право на обеспечение благоустроенным жилым помещением у Семиной О.А. возникнет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Семиной Ольги Александровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Семину Ольгу Александровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма в черте городского округа Саранск, оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина