Дело №2-174/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 февраля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истца - Богданова Алексея Михайловича, его представителя Исламовой Татьяны Александровны, действующей по доверенности от 16 декабря 2010 года,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года № 261-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова Алексея Михайловича к Администрации городского округа Саранск о понуждении в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу сформировать или организовать формирование земельного участка под многоквартирным домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам,
установил:
Богданов А.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу сформировать или организовать формирование земельного участка под многоквартирным домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам.
В обоснование своих требований истец указал, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № под литерами А, А1, А2 по ул. Советская г. Саранска, Протокол №1 от 12 декабря 2008 года выбран способ управления многоквартирным домом - управление, посредством объединения собственников помещений в Товарищество собственников жилья. В настоящий момент собственники указанного дома имеют намерения в соответствии с действующим гражданским, земельным и жилищным законодательством оформить свои права на земельный участок, находящийся под указанным многоквартирным домом. ТСЭ «Союзники» состоящие из собственников помещений, расположенных по указанному адресу неоднократного обращалось в Администрацию городского округа Саранск как в уполномоченный орган с заявлениями о формировании земельного участка под многоквартирным домом № по ул. Советская г. Саранска. Однако орган местного самоуправления незаконно и необоснованно отказал в удовлетворении просьбы заявителей. Считает, что нарушаются права собственников вышеуказанного жилого дома.
Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу сформировать или организовать формирование земельного участка под многоквартирным домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам.
9 февраля 2011 года истец Богданов А.М. уточнил исковые требования, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам с учетом прилегающих к нему 85 (восьмидесяти пяти) сараев в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец Богданов А.М. и его представитель Исламова Т.А. исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела в соответствии с протоколом заседания исполкома Саранского городского совета депутатов трудящихся от 28 мая 1953 года Саранскому горжилуправлению предоставлен для строительства жилого 49-квартирного дома земельный участок на углу улиц Володарского и Советской в квартале № размером 58.0 х 62.
Протоколом № 6 заседания исполкома Саранского городского совета депутатов трудящихся от 9 марта 1956 года выделен земельный участок для строительства еще одной группы жилого дома по ул. Советская, №.
Решением Исполкома Саранского Горсовета депутатов трудящихся от 24 июня 1959 года разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством 49-ти квартирного жилого дома Саранского Горжилуправления.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 4 марта 2004 года 13-ВА 076829 Богданов А.М. является собственником 3/8 доли четырехкомнатной квартиры № дома № по ул. Советская г.Саранска, основание: договор передачи от 14 января 2004 года.
Согласно ситуационному плану общая площадь земельного участка составляет 3343 кв.м.
16 сентября 2010 года Богданов А.М., как представитель собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Советская, № обратился в Администрацию городского округа Саранск с просьбой о проведении работ по формированию и установлению границ земельного участка.
Данное право ему предоставлено на основании решения общего собрания собственников помещений, что подтверждается протоколом №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № под литерами А, А1, А2 по ул. Советская МО г. Саранск от 12 декабря 2008 года.
Письмом Администрации городского округа Саранск от 13 ноября 2010 года №. Богданову А.М. отказано в проведении работ по формированию и установлению границ земельного участка по тем основаниям, что отсутствуют правоустанавливающие документы на сараи, расположенные близ жилого дома на спорном земельном участке.
Данный отказ суд считает незаконным, исходя из следующего.
Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В пункте 8 указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В данном случае земельный участок формируется для передачи в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 10 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1996 года №105 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 615) работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Постановление органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.
Проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Довод Администрации городского округа Саранск о том, что отсутствуют правоустанавливающие документы на сараи, расположенные близ жилого дома на спорном земельном участке и, следовательно, собственники помещений многоквартирного дома не могут претендовать на включение земельных участков под сараями в состав земельного участка под многоквартирным домом, является необоснованным.
Данный вывод суд делает исходя из следующего.
На основании Решения Саранского городского совета народных депутатов от 19 июня 1986 года № 277 Мордовскому производственному управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог разрешено проектирование и строительство кирпичных сараев на указанном земельном участке.
Данный документ указывает на то, что спорные объекты - сараи не являются самовольными постройками, напротив, имеют разрешительную документацию, в отношении них утверждено архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство сараев.
Письмом Мордоватодора от 21 июля 1986 года № 750 предусмотрена возможность строительства сараев на спорном земельном участке.
В акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10 декабря 1987 года перечислены названные сараи наряду с жилым домом.
Таким образом, указанные объекты имеют не только разрешительную документацию, но и акт ввода этих объектов в эксплуатацию. Данный акт утвержден Решением Саранского городского совета народных депутатов № 349 от 30 ноября 1988 года.
Более того, спорные сараи имеются и на ситуационных планах, а также в проектировочных документах, что также свидетельствует о том, что строительство указанных объектов было запланировано и разрешено. И данный земельный участок был предоставлен в том числе и под строительство спорных сараев.
Данные обстоятельства были подтверждены также показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО 1 - начальника отдела комплексного проектирования Мордовгражданпроект, которая показала суду, что спорные сараи изначально были спроектированы, но потом они были снесены, и построены новые объекты по первоначальным проектам. Изначально сараи были построены на основании проекта, и представляли собой капитальные строения. ФИО 1 также пояснила, что объекты являются комплексом жилого дома и составляют единый комплекс.
Согласно Акту некоммерческой организации «Товарищество собственников жилья» «Союзники» о занятии капитальных строений, расположенных на земельном участке по адресу: г. Саранск, ул. Советская, № от 2 февраля 2011 года, при осмотре хозяйственных сараев (в количестве 85 секций) в районе жилого комплекса установлено, что указанные хозяйственные сараи используют собственники квартир многоквартирного жилого дома в личных целях, как подсобные помещения с целью хранения различных предметов бытового и подсобного назначения. Названное распределение спорных объектов произошло из фактического распределения последних в 1987 году, при заселении пристроя жилого дома.
Указанный акт подписан всеми собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что спорные объекты в виде сараев и земельные участки под ними должны быть включены в общедолевую собственность при формировании земельного участка под жилым комплексом в целом.
Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В связи с этим, суд считает, что Администрация городского округа Саранск, отказывая в формировании земельного участка, нарушает права собственников жилых помещений на оформление земельного участка, в частности истца Богданова А.М.
Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, действующему на день рассмотрения спора судом к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.
При таких обстоятельствах обязанность сформировать или организовать формирование земельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным истцом исковым требованиям.
Таким образом, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации суд обязывает ответчика удовлетворить заявление истца в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В данном случае с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения судебных расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Богданова Алексея Михайловича к Администрации городского округа Саранск о понуждении в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу сформировать или организовать формирование земельного участка под многоквартирным домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по ул. Советская г. Саранска Республики Мордовия в пределах красных линий по прилегающим улицам с учетом прилегающих к нему 85 (восьмидесяти пяти) сараев в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Богданова Алексея Михайловича 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда В.А.Ганченкова