О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-404/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадовой Т.Е.,

истца Гурова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Гурова Алексея Викторовича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Гурова Алексея Викторовича благоустроенным жилым помещением,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Гурова А.В., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Гурова Алексея Викторовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка со­блюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гуров А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 за № 413 Гуров А.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с аттестатом об общем образовании Гуров А.В. в 2005 году окончил МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Засурского Лунинского района Пензенской области». После окончания обучения в указанном образовательном учреждении Гуров А.В. не был обеспечен жильем.

В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Гурова Алексея Викторовича по месту жительства вне очереди жи­лой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживаю­щего человека.

09 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г.Саранска исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Гурова Алексея Викторовича благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадова Т.Е. и истец Гуров А.В. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела были извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Гуров А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с решением Иссинского районного суда Пензенской области от 24 октября 2003 года отец истца - ГР.А. лишен родительских прав в отношении Гурова А.В., мать истца - ГР.Б. умерла Дата , что подтверждается свидетельством о смерти I-ИЗ № от 21 августа 2002 года.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года за № 413 Гуров А.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека.

На день вынесения решения Гуров А.В. зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении по адресу: г.Саранск, р.п. Ялга, <адрес>, принадлежащем на праве собственности его тете ГР.Б., что также подтверждается Актом проверки жилищных условий истца.

До 26 сентября 2005 года Гуров А.В. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит ГР.Д. на основании свидетельство о праве на наследство.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 01 марта 2011 года за №, справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 07 февраля 2008 года за № 857, справке Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 03 марта 2011 года за № 70 Гуров А.В. зарегистрированной недвижимости не имеет.

Как следует из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области от 19 января 2008 года № отец истца Гурова А.В. – ГР.А. зарегистрированных прав на объекты недвижимости также не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

На день вынесения решения истец Гуров А.В. окончил обучение в ГУНПО «Профессиональный лицей №21» г. Саранска, что подтверждается справкой с места учебы, а также окончил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что Гуров А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончил обучение в образовательном учреждении и службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Гуров А.В. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Гуров А.В. до настоящего не обеспечен жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора Октябрьского района г.Саранска удовлетворить, обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Гурова Алексея Викторовича благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Гурова Алексея Викторовича, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Гурова Алексея Викторовича благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина