Дело №2-605/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Горина О.Г.
помощника прокурора Республики Мордовия Межевовой Ю.В.,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В., действующего на основании доверенности № 5 от 11 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Мордовия о признании незаконным отказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия и понуждении предоставить персональные данные государственных гражданских служащих,
установил:
Прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия и понуждении предоставить персональные данные государственных гражданских служащих.
В обоснование заявления указал, что 12 января 2011 года в прокуратуру Республики Мордовия поступило задание Генеральной прокуратуры РФ о проведении проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель и картографии, разделом II которого прокурорам субъектов РФ поручено в целях выявления коррупционных связей проверить соблюдение государственными гражданскими служащими территориальных управлений Росреестра установленных законом запретов, ограничений и обязанностей, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы.
14 января 2011 года в прокуратуру РМ поступило задание Генеральной прокуратуры РФ о проведении анализа практики применения статьи 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)).
18 января 2011 года в прокуратуру РМ поступило задание Генеральной прокуратуры РФ о проведении проверки соблюдения законности при создании и осуществлении деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.
07 февраля 2011 года в прокуратуру Республики Мордовия поступило задание Генеральной прокуратуры РФ о проведении проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими, а также иными государственными служащими и лицами, замещающими должности глав муниципальных образований, обязанностей представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В рамках проверок по вышеуказанным заданиям 27 января 2011 года и 07 февраля 2011 года в Управлении Росреестра по Республике Мордовия истребованы сведения о государственных гражданских служащих, в том числе уволенных с государственной гражданской службы, с указанием даты рождения каждого лица, серии и номера паспорта, даты его выдачи и наименования выдавшего его органа, идентификационного номера налогоплательщика, необходимых для последующей проверки достоверности представляемых государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения требований антикоррупционного законодательства при последующем трудоустройстве государственных гражданских служащих.
Однако письмом руководителя Управления Росреестра по Республике Мордовия от 01 февраля 2011 года за № 15-12/1825 отказано в представлении в прокуратуру Республики Мордовия указанной информации со ссылкой на пункт 6 части 1, часть 4 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации», предусматривающие, что передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В связи с чем просит суд признать незаконным отказ руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия: дат рождения, серий и номеров паспортов государственных гражданских служащих, даты их выдачи и наименования выдавших их органов, идентификационных номеров налогоплательщиков.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия исполнить запросы прокуратуры Республики Мордовия от 27 января 2011 года № 86-3-1-2011/48 и от 07 февраля 2011 года № 86-3-1-2011/142 в части предоставления персональных данных государственных гражданских служащих и обязать предоставить их в прокуратуру республики.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Горин О.Г. и помощник прокурора Республики Мордовия МежевоваЮ.В. заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозеров Е.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в целях исполнения задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направленного в прокуратуру Республики Мордовия на основании подпункта 9 пункта 2 решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 28 сентября 2010 года № 18, заместителем прокурора республики Максимовым А.А. 27 января 2011 года был направлен запрос руководителю Управления Росреестра по Республике Мордовия за №86-3-1-2011/48 о предоставлении сведений о государственных гражданских служащих, уволившихся в 2009-2010 годах с государственной службы в Управлении Росреестра по Республике Мордовия: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, дата его выдачи и наименование выдавшего его органа, ИНН.
07 февраля 2011 года в связи с проводимой по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции заместителем прокурора республики Максимовым А.А. в адрес руководителя Управления Росреестра по Республике Мордовия был направлен запрос за №86-3-1-2011/48 о предоставлении копии должностных инструкций государственных гражданских служащих Управления и реестр государственных гражданских служащих с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, образования (категория, специальность, серия, дата и номер выдачи документа об образовании, наименование учебного заведения), занимаемой должности, даты поступления на государственную службу в Управление, ИНН, серии, номера, даты выдачи паспорта и наименования выдавшего его органа.
Письмом от 01 февраля 2011 года № 15-12/1825 за подписью руководителя Управления Росреестра по Республике Мордовия МакароваЮ.А. прокурору Республики Мордовия отказано в представлении указанной информации со ссылкой на подпункт 6 пункта 1, пункт 4 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 30 мая 2005 года № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации».
Суд считает данный отказ незаконным, при этом исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Как установлено пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Так, в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 5 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30 мая 2005 года № 609.
При этом, под персональными данными гражданского служащего согласно пункту 2 указанного Положения понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.
Вместе с тем, следует учитывать, что подпункт 6 пункта 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункт 5 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела устанавливают общее правило, запрещающее передачу персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия гражданского служащего. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо установленные федеральным законом. При этом, в тех случаях, когда имеются основания для передачи персональных данных без согласия гражданского служащего, третьей стороне они могут быть переданы исключительно на тех специально определенных условиях передачи персональных данных, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ.
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Пунктами 1 и 7 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460, коррупция признана одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» в целях обеспечения безопасности государства субъект персональных данных обязан представить свои персональные данные. Тем самым презюмируется право (и обязанность) оператора на передачу персональных данных третьим лицам для их использования в указанных целях и при отсутствии соответствующего согласия субъекта персональных данных. Это вытекает также из положений статьи 11 и пункта 5 статьи 14 указанного Федерального закона, предусматривающих возможность обработки без согласия субъекта персональных данных имеющих специальный правовой статус и более высокий уровень защиты биометрических персональных данных.
Из указанных законодательных положений в их взаимосвязи следует, что для представления прокурору персональных данных, необходимых для осуществления им надзорных полномочий, согласия субъекта персональных данных не требуется.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования прокурора Республики Мордовия удовлетворить. Признать незаконным отказ руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия: дат рождения, серий и номеров паспортов государственных гражданских служащих, даты их выдачи и наименования выдавших их органов, идентификационных номеров налогоплательщиков, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия исполнить запросы прокуратуры Республики Мордовия от 27 января 2011 года № 86-3-1-2011/48 и от 07 февраля 2011 года № 86-3-1-2011/142 в части предоставления персональных данных государственных гражданских служащих и предоставить указанные данные в прокуратуру Республики Мордовия.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Республики Мордовия о признании незаконным отказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия и понуждении предоставить персональные данные государственных гражданских служащих удовлетворить.
Признать незаконным отказ руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросу прокуратуры Республики Мордовия: дат рождений, серий и номеров паспортов государственных гражданских служащих, даты их выдачи и наименования выдавших их органов, идентификационных номеров налогоплательщиков.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия исполнить запросы прокуратуры Республики Мордовия от 27 января 2011 года № 86-3-1-2011/48 и от 07 февраля 2011 года № 86-3-1-2011/142 в части предоставления персональных данных государственных гражданских служащих и предоставить персональные данные государственных гражданских служащих в прокуратуру Республики Мордовия.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина