О возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности



Дело №2-553/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,

с участием в деле:

прокурора - прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутова Марата Камиловича,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, его представителя Уланова Евгения Ивановича, действующего по доверенности от 3 марта 2011 года, № 1142,

ответчика – ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», его представителя Чалдушкиной Ольги Александровны, действующей по доверенности от 9 марта 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности в помещении Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>,

установил:

прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности в помещении Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия совместно с отделением надзорной деятельности Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности: двери эвакуационного выхода здания открываются не по направлению выхода из здания; план эвакуации людей в случае пожара не соответствует требованиям пункту 16 Правил пожарной безопасности; количество огнетушителей в здании автостанции не соответствует необходимым нормам; в помещении автостанции отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения о пожаре.

Ссылаясь на то, что несоблюдение требований пожарной безопасности может стать причиной чрезвычайной ситуации и трагических последствий, поскольку данное здание предназначено для массового сбора людей, данные нарушения повышают террористическую опасность и представляют угрозу безопасности, прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия просил суд обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить следующие мероприятия по пожарной безопасности в помещение Кочкуровской автостанции - изменить направление открывания дверей эвакуационного выхода по направлению выхода из здания; произвести замер сопротивления силовой и осветительной электропроводки; привести план эвакуации людей в случае пожара в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности; обеспечить помещение Кочкуровской автостанции необходимым количеством огнетушителей; в помещении Кочкуровской автостанции установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения о пожаре.

11 марта 2011 года прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, в котором уточнил предмет исковых требований, просил суд обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить следующие мероприятия по пожарной безопасности в помещение Кочкуровской автостанции - изменить направление открывания дверей эвакуационного выхода по направлению выхода из здания; произвести замер сопротивления силовой и осветительной электропроводки; привести план эвакуации людей в случае пожара в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности; обеспечить помещение Кочкуровской автостанции огнетушителями в количестве четырех штук; в помещении Кочкуровской автостанции установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения о пожаре.

В судебном заседании прокурор Мангутов М.К. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени в здании, где расположена Кочкуровская автостанция, не устранены. Здание Кочкуровской автостанции принадлежит на праве хозяйственного ведения ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», вследствие чего обязанность выполнить мероприятия по пожарной безопасности должна быть возложена на ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций».

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Уланов Е.И. исковые требования прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» Чалдушкина О.А. исковые требования прокурора не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. При этом после разъяснения ей положений статьи 68 ГПК Российской Федерации признала то обстоятельство, что на момент проверки 10 февраля 2011 года, указанные в иске прокурором нарушения требований пожарной безопасности в здании Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, действительно имели место быть и до настоящего времени данные нарушения не устранены, а также то обстоятельство, что здание Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, принадлежит на праве хозяйственного ведения ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», которое является правопреемником ГУП Республики Мордовия «Объединение автовокзалов и автостанций».

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

10 февраля 2011 года прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия совместно с отделением надзорной деятельности Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в присутствии старшего билетного кассира Бутяевой В.И. проведена проверка Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в здании автостанции допускаются нарушения правил пожарной безопасности, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03, пункт 34, НПБ 110-03) и система оповещения о пожаре (ППБ 01-03, пункт 16), не произведен замер сопротивления силовой и осветительной электропроводки (пункты 57, 60 ППБ 01-03, ПЭЭП, утв. Госэнергонадзор 31 марта 1992 года), план эвакуации не соответствует требованиям ГОСта 9ППБ 01-03, пункт 16), отсутствуют огнетушители (ПББ 01-03, пункт 108, приложение 3), двери эвакуационного открываются не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, пункт 52).

Указанное обстоятельство подтверждается справкой о противопожарном состоянии Кочкуровской автостанции, расположенной на территории Кочкуровского муниципального района, подписанной прокурором Кочкуровского района Республики Мордовия, начальником ОНД Кочкуровского муниципального района, страшим билетным кассиром Кочкуровской автостанции, объяснениями прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутовым М.К., данными в ходе судебного заседания, и признано представителем ответчика в судебном заседании.

Здание Кочкуровской автостанции, общей площадью 197 кв.м., инв. № 3050, лит. А, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, принадлежит на праве хозяйственного ведения ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций».

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя ответчика, согласно которым ОАО «Объединения автовокзалов и автостанций» является правопреемником ГУП Республики Мордовия «Объединение автовокзалов и автостанций», свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационо-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с пунктами 16, 34, 52, 57, 60, 108 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Здание Кочкуровской автостанции является местом массового посещения людей. Выявленные в помещении здания Кочкуровской автостанции нарушения норм и правил пожарной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью людей, которые могут находиться в этом помещении, в связи с чем указанные нарушения должны быть незамедлительно устранены.

По смыслу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ее взаимосвязи с абзацем 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности, при этом способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом, могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершать действия, направленные на устранения обстоятельств, создающих опасность.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности в помещении Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации, подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности в помещении Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>, удовлетворить.

Обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить следующие мероприятия по пожарной безопасности в помещении Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, село Кочкурово, <адрес>:

- изменить направление открывания дверей эвакуационного выхода по направлению выхода из здания;

- произвести замер сопротивления силовой и осветительной проводки электропроводки;

- привести план эвакуации людей в случае пожара в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности;

- обеспечить помещение Кочкуровской автостанции огнетушителями в количестве четырех штук;

- в помещении Кочкуровской автостанции установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения о пожаре.

Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва

.